VI. Сценарный прогноз развития экономики Кожевниковского района
Цель прогноза – повышение эффективности управления развитием Кожевниковского района за счет формирования представлений о будущем состоянии муниципального района как объекта управления. Прогноз является ориентиром для планирования, обусловливает основу для подготовки различных планов и программ социально-экономического развития муниципального района.
При разработке Стратегии социально-экономического развития Кожевниковского района были рассмотрены три основных сценария его возможного развития в зависимости от изменения внешних и внутренних условий. Это инерционный (консервативный), кризисный (пессимистический), форсированный (оптимистический). Основное различие сценариев определяется состоянием экономики района, интенсивностью усилий органов муниципального управления и, влиянием внешних (макроэкономических и глобальных) факторов.
Инерционный сценарийИнерционный сценарий развития Кожевниковского района предполагает, что сохранится текущая социально-экономическая ситуация с тенденцией к некоторому её ухудшению по отдельным направлениям развития района (состояние материально-технической базы, обострение конкуренции на целевых рынках, форс-мажорные обстоятельства, и т.п.) в основном вследствие сохранения текущих тенденций отставания района по основным экономическим показателям от среднеобластных значений и снижения активности органов муниципального управления.
Данный сценарий исходит из предположения о том, что району в силу низкой конкурентоспособности его экономики не удастся привлечь для своего развития крупные корпоративные и федеральные инвестиции. Собственники предприятий района будут в основном поддерживать и частично модернизировать существующие производства, а в отдельных случаях закрывать явно убыточные или неперспективные. Источники финансирования, на которые следует рассчитывать при реализации инерционного сценария, ограничиваются в основном дотациями из областного бюджета и финансированием за счет целевых региональных и федеральных программ.
В то же время, основные проблемы района, выявленные в ходе анализа существующей ситуации, останутся неразрешенными. Сохранится тенденция старения основных производственных фондов предприятий Кожевниковского района, снижение конкурентоспособности продукции как по ценовым, так и по качественным параметрам в сравнении с другими предприятиями, расположенными на соседних территориях. Это усилит неопределенность развития, уменьшит объемы поступления в бюджет, снизит возможности Кожевниковского района в решении насущных проблем, усугубит социальные проблемы и увеличит нагрузку на бюджет района.
Предприятия района могут испытывать дефицит квалифицированной рабочей силы, а, следовательно, столкнутся с ограничениями или полной невозможностью осуществления собственных стратегий развития.
Реализация данного сценария может создать условия:
- для увеличения миграционного оттока из Кожевниковского района и, что особенно важно – молодежи;
- для усиления экономической дифференциации населения и обострения социальных проблем;
- для замедления процессов модернизации социальной инфраструктуры;
- для снижения инвестиционной привлекательности Кожевниковского района.
При таком варианте развития Кожевниковского района в долгосрочной перспективе вероятно снижение финансово-экономических показателей деятельности предприятий, спад и возникновение системных проблем в развитии района.
Таким образом, инерционный сценарий развития является неперспективным и предполагает отставание развития экономики Кожевниковского района от экономики других муниципальных образований Томской области. Следовательно, он не может стать стратегическим выбором на долгосрочную перспективу.
Кризисный сценарийКризисный сценарий реализуется в случае, если до 2022 гг. «срабатывают» несколько серьезных риск-факторов, либо происходят события, которые можно отнести к разряду катастрофических.
Источник кризиса может быть как преимущественно внешний (длительный период нестабильности на сырьевых и продовольственных рынках, снижение цен на нефть, ухудшение внешнеполитической ситуации), так и внутренний (макроэкономическая нестабильность, ухудшение сырьевой конъюнктуры в РФ, неблагоприятные погодные условия в течение нескольких лет подряд).
Данный сценарий характеризуется затяжным характером и сопровождается ухудшением основных социально-экономических показателей района (падение сельхозпроизводства и банкротство предприятий, сокращение занятости, резкое снижение уровня жизни населения, потеря инвестиционной привлекательности). При таком варианте развития событий район уже не сможет самостоятельно преодолеть тяжелую ситуацию и будет нуждаться во внешней помощи (со стороны общегосударственных или региональных органов власти).
Кризисные явления в масштабах страны и области могут существенно усложнить условия формирования бюджетов субъектов РФ и инвестиционных программ в среднесрочной перспективе, повлекут свертывание и сокращение финансирования ряда программ, направленных на модернизацию инфраструктуры и поддержку малого бизнеса. Новые социально-экономические проекты не смогут перейти в стадию реализации, а останутся на уровне возможностей.
Развитие сельскохозяйственной отрасли в период кризиса будет ограничено удорожанием оборотных средств, и сокращением спроса на продукцию основных производств. Удорожание кредитов и недостаток собственных средств могут способствовать сворачиванию модернизационных программ.
В части качества жизни населения усилится отставание от среднеобластных значений в силу более высоких темпов спада в районе как субпериферийной в масштабах области территории. Темпы экономического роста будут снижаться.
Развитие экономики района по кризисному сценарию влечет снижение денежных доходов на душу населения, рост безработицы, увеличение социального расслоения населения, отток экономически активного населения в областной центр и другие регионы страны. Это повлечет сокращение легальной занятости и рост самозанятости населения с использованием традиционных источников дохода – земельных ресурсов (ЛПХ), даров леса (сбор грибов и ягод), лесных ресурсов (нелегальные лесозаготовки), рыбы (нелегальное рыболовство). Архаичный сдвиг в структуре занятости не только будет способствовать деградации человеческого капитала, но и приведет к росту неэффективных бюджетных расходов на поддержание социальной инфраструктуры и на социальную защиту населения (пособия по безработице, социальные выплаты и др.)
В рамках этого сценария основное внимание уделяется сохранению сложившейся структуры, поддержанию на минимально приемлемом уровне социальной инфраструктуры, реализации части областных программ, решающих наиболее острые проблемы местного сообщества.