Определение коммерческой значимости товаров
Под коммерческой значимостью товара понимается его обобщенная ценность, определяемая не только прибыльностью, но и целым рядом других, стратегически важных показателей (пер-спективность, постоянные клиенты, операционное удобство и т.п.). Эти другие показатели представлены в исходных данных (табл.П1) в виде экспертного рейтинга Ui . Таким образом, ценность товаров определяется двумя факторами:
- прибыльностью товара R;
- экспертным рейтингом товара U.
Значимость этих факторов для компании ξR, ξU устанавливается по таблице исходных данных (табл.П4).
Для корректирования плана закупок с учетом коммерческой ценности товаров используется метод относительных предпочте-ний (МОП). Суть метода заключается в расчете весовых коэффи-циентов значимости товаров на основе парных сравнений факто-ров и товаров.
Общий алгоритм МОП в матричном виде выглядит следую-щим образом.
1). Формирование матрицы предпочтений факторов.
Имеется m наименований товаров и n=2 факторов (факторы предпочтения). Показатели значимости факторов ξR, ξU сравни-ваются попарно между собой путем деления значения одного на значение другого. Результаты называются отношениями пред-почтения и записываются построчно в виде матрицы с элемен-тами
a | = | ξi | (i=R,U; j=R,U). | (13) | ||
ij | ξ j |
То есть, матрица отношений предпочтения факторов будет иметь вид
a | ξ | R | / ξ | |||||||||
A = | = | ξ | / ξ | U . | ||||||||
a | R | |||||||||||
U |
2). Расчет весовых коэффициентов.
Вектор весовых коэффициентов предпочтения факторов
g1 G ={g i }n = g2
1 ...
gn
вычисляется по формуле
gi =1∑n naij n j ∑akj
k
(14)
(15)
(16)
n
при условии ∑gi =1. В данной формуле aij – элементы мат-
i
рицы парных сравнений.
3).Определение матриц предпочтений товаров по факторам. Сравнивая попарно товары по каждому из факторов и записы-вая эти сравнения в виде отношений предпочтения (13-14), по-лучим две (n=2) матрицы (B, D) порядка m (по количеству фак-торов):
- матрица предпочтений товаров по прибыльности В
B ={bij }m | = b21 |
m | ... |
b | |
m1 |
b | ....b | ||||
1m | |||||
....b2m | R | ||||
, где b = | i | ||||
... | ... | ij | R j | ||
b | ....1 | ||||
m2 |
; (17)
- матрица предпочтений товаров по рейтингу
D
D ={d ij }m | = d21 | |||||
m | ... | |||||
dm1 | ||||||
N | Ui,k | |||||
где dij = | ∑ | |||||
N | U | |||||
k =1 j,k |
d | ....d | ||||
1m | |||||
....d2m | , | (18) | |||
... | ... | ||||
dm2 | ....1 | ||||
, N – количество экспертов (N=10).
В данном случае dij определяется усреднением отношений экспертных оценок. Например:
Т1 | U | Т1 | U | ||||||||||||||
⇒ d | = | ∑ | 1k | , | ⇒ d | = | ∑ | 1k | и т.д. | ||||||||
Т2 | 10 k =1U2k | Т3 | 10 k =1U3k | ||||||||||||||
4). Весовые коэффициенты предпочтения товаров по факторам. Используя для расчетов формулу (16), для матриц (17-18) полу-чим два соответствующих им весовых вектора Gb и Gd:
gb | ||||
Gb ={gb }m = | gb2 | , | ||
i 1 | ||||
... | ||||
gb | ||||
m |
gd | ||||||
gd | , | (19) | ||||
Gd ={gdi }1m = | ||||||
... | ||||||
gdm |
из которых формируется агрегированная весовая матрица вари-антов решений
gb | gd | |||||||
H ={h | }m = | gb2 | gd2 | . | (20) | |||
i | ... | |||||||
... | ||||||||
gb | gd | |||||||
m | m |
5). Весовые коэффициенты коммерческой ценности товаров. Конечное решение задачи определения весов товаров представ-ляет собой вектор V, определяемый произведением матрицы H
(20) на вектор G (15)
gb | gd | ||||
V ={v }m = H ⋅G = | gb2 | gd2 | |||
i 1 | |||||
... ... | |||||
gb | gd | m | |||
m |
v | ||||||||||
g | ||||||||||
= | v | . | (21) | |||||||
⋅ | ||||||||||
... | ||||||||||
g2 | ||||||||||
vm |
Расчетная форма для вычислений весовых коэффициентов по формуле (16) представлена в табл.10.
Таблица 10 | ||||||||||||||
Расчетная форма для вычисления весовых коэффициентов | ||||||||||||||
m= | n= | Вес | ||||||||||||
gi = | ||||||||||||||
Матрица А | j → | Промежуточная матрица | ||||||||||||
aij/∑akj | ||||||||||||||
i ↓ | ||||||||||||||
∑= | ||||||||||||||
∑akj |
Порядок выполнения расчетов в Excel следующий.
1) Подготовить таблицу исходных данных в форме табл.11.
2) Сформировать единичную матрицу А (диагональные элементы равны 1).
3). Сформировать матрицу предпочтений факторов по правилу (13-14), используя значения значимости факторов и вводя ре-зультат сравнения построчно справа от диагональных элемен-
тов. Например, a12= ξR,/ ξU .
4). Выполнить обращение элементов матрицы. То есть заполнить оставшиеся свободные слева от диагонали элементы матрицы значениями aji=1/aij.
5). Вычислить весовой вектор факторов G по формуле (16), ис-пользуя форму табл.10.
6). Сформировать диагональную матрицу В размером m x m для определения весового вектора Gb (17, 19) (вектор предпочтений вариантов по фактору R).
7). Заполнить матрицу В (17) так же, как описано в п.п. 3-4, ис-пользуя значения фактора R из табл. 11.
8). Вычислить весовой вектор Gb так же, как описано в п.5.
9). Повторить п.п.6-8 для вычисления весового вектора Gd (19). Эта операция легко выполняется средствами копирования с по-следующим редактированием.
10). Сформировать сводную весовую матрицу H (20) путем агре-гирования частных решений (векторов Gb и Gd).
Примечание: Матрица формируется в одной сплошной
Области листа Excel.
11). Вычислить результирующий весовой вектор V (21) путем ум-ножения матрицы H на вектор G. Для этого следует использо-вать функцию умножения матриц
=МУМНОЖ(__;___).
Таблица 11 Форма представления данных для МОП-анализа
Товар | Прибыльность, R | Рейтинг, U | ||
Т21 | ||||
Т3 | ||||
………. | ………. | ………. | ||
Значимость фактора: | ξR= | ξU = |