Определение коммерческой значимости товаров

Под коммерческой значимостью товара понимается его обобщенная ценность, определяемая не только прибыльностью, но и целым рядом других, стратегически важных показателей (пер-спективность, постоянные клиенты, операционное удобство и т.п.). Эти другие показатели представлены в исходных данных (табл.П1) в виде экспертного рейтинга Ui . Таким образом, ценность товаров определяется двумя факторами:



- прибыльностью товара R;

- экспертным рейтингом товара U.

Значимость этих факторов для компании ξR, ξU устанавливается по таблице исходных данных (табл.П4).

Для корректирования плана закупок с учетом коммерческой ценности товаров используется метод относительных предпочте-ний (МОП). Суть метода заключается в расчете весовых коэффи-циентов значимости товаров на основе парных сравнений факто-ров и товаров.

Общий алгоритм МОП в матричном виде выглядит следую-щим образом.

1). Формирование матрицы предпочтений факторов.

Имеется m наименований товаров и n=2 факторов (факторы предпочтения). Показатели значимости факторов ξR, ξU сравни-ваются попарно между собой путем деления значения одного на значение другого. Результаты называются отношениями пред-почтения и записываются построчно в виде матрицы с элемен-тами

a =   ξi (i=R,U; j=R,U). (13)  
     
ij   ξ j    

То есть, матрица отношений предпочтения факторов будет иметь вид


  a         ξ R / ξ    
A =       = ξ / ξ     U .  
a     R        
          U            

2). Расчет весовых коэффициентов.

Вектор весовых коэффициентов предпочтения факторов

g1 G ={g i }n = g2

1 ...

gn

вычисляется по формуле

gi =1n naij n j ∑akj

k

(14)

(15)

(16)



n

при условии ∑gi =1. В данной формуле aij – элементы мат-

i

рицы парных сравнений.

3).Определение матриц предпочтений товаров по факторам. Сравнивая попарно товары по каждому из факторов и записы-вая эти сравнения в виде отношений предпочтения (13-14), по-лучим две (n=2) матрицы (B, D) порядка m (по количеству фак-торов):

- матрица предпочтений товаров по прибыльности В


 
   
B ={bij }m = b21
m ...
  b
  m1

b ....b        
1m      
....b2m   R  
      , где b = i  
       
... ... ij R j  
     
b ....1        
m2          

; (17)

- матрица предпочтений товаров по рейтингу

D


         
           
D ={d ij }m = d21  
  m   ...  
           
        dm1  
    N   Ui,k  
где dij =      
N   U  
      k =1 j,k  

d ....d        
1m      
....d2m , (18)  
... ...    
       
dm2 ....1        
       

, N – количество экспертов (N=10).

В данном случае dij определяется усреднением отношений экспертных оценок. Например:

Т1     U   Т1     U  
  ⇒ d =     1k ,     ⇒ d =     1k и т.д.  
                   
Т2   10 k =1U2k   Т3   10 k =1U3k  
           

4). Весовые коэффициенты предпочтения товаров по факторам. Используя для расчетов формулу (16), для матриц (17-18) полу-чим два соответствующих им весовых вектора Gb и Gd:


    gb    
       
Gb ={gb }m = gb2   ,
i 1        
  ...    
  gb    
    m  

  gd        
           
gd     , (19)  
Gd ={gdi }1m =      
...        
             
gdm      


из которых формируется агрегированная весовая матрица вари-антов решений

      gb gd      
             
H ={h }m = gb2 gd2 . (20)  
i     ...      
    ...      
    gb gd        
      m   m    

5). Весовые коэффициенты коммерческой ценности товаров. Конечное решение задачи определения весов товаров представ-ляет собой вектор V, определяемый произведением матрицы H

(20) на вектор G (15)


    gb gd  
       
V ={v }m = H ⋅G = gb2 gd2  
i 1          
  ... ...  
  gb gd m  
    m    

            v      
    g            
  =   v . (21)  
     
            ...      
  g2            
                     
          vm    

Расчетная форма для вычислений весовых коэффициентов по формуле (16) представлена в табл.10.

                    Таблица 10  
Расчетная форма для вычисления весовых коэффициентов  
m=   n=                   Вес    
                        gi =    
  Матрица А j →   Промежуточная матрица      
              aij/∑akj        
i ↓                          
                           
                         
                           
                             
                           
                             
                           
                      ∑=      
∑akj                        

Определение коммерческой значимости товаров - student2.ru

Порядок выполнения расчетов в Excel следующий.

1) Подготовить таблицу исходных данных в форме табл.11.

2) Сформировать единичную матрицу А (диагональные элементы равны 1).



3). Сформировать матрицу предпочтений факторов по правилу (13-14), используя значения значимости факторов и вводя ре-зультат сравнения построчно справа от диагональных элемен-

тов. Например, a12= ξR,/ ξU .

4). Выполнить обращение элементов матрицы. То есть заполнить оставшиеся свободные слева от диагонали элементы матрицы значениями aji=1/aij.

5). Вычислить весовой вектор факторов G по формуле (16), ис-пользуя форму табл.10.

6). Сформировать диагональную матрицу В размером m x m для определения весового вектора Gb (17, 19) (вектор предпочтений вариантов по фактору R).

7). Заполнить матрицу В (17) так же, как описано в п.п. 3-4, ис-пользуя значения фактора R из табл. 11.

8). Вычислить весовой вектор Gb так же, как описано в п.5.

9). Повторить п.п.6-8 для вычисления весового вектора Gd (19). Эта операция легко выполняется средствами копирования с по-следующим редактированием.

10). Сформировать сводную весовую матрицу H (20) путем агре-гирования частных решений (векторов Gb и Gd).

Примечание: Матрица формируется в одной сплошной

Области листа Excel.

11). Вычислить результирующий весовой вектор V (21) путем ум-ножения матрицы H на вектор G. Для этого следует использо-вать функцию умножения матриц

=МУМНОЖ(__;___).

Таблица 11 Форма представления данных для МОП-анализа

Товар Прибыльность, R Рейтинг, U
         
Т21        
         
Т3        
         
………. ………. ……….
         
Значимость фактора: ξR=   ξU =  

Наши рекомендации