Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «региональная экономика»

Курсовая работа является важнейшим итогом обучения (подготовки специалиста) на соответствующей стадии образова­ния и ставит своей целью:

• систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по соответствующему направлению образования (специальности) и формирование навыков при­менения этих знаний при решении конкретных научных, на­учно-технических, экономических, социально-культурных и производственных задач;

• развитие навыков ведения самостоятельной работы, овладе­ние методикой теоретических исследований, используемых при выполнении работы;

• формирование индивидуальных методов систематизации по­лученных результатов исследований, формулировки новых выводов и положений как результатов выполнения работы, приобретение опыта их публичной защиты;

• умение использовать научно-техническую литературу, нор­мативно-методические материалы в практической деятель­ности.

Задачей курсовой работы является детальное развитие соответствующей темы с максимально возможным использова­нием фактического материала в целях формирования у студен­тов комплексного системного представления о специфике экономики региона, понимания и оценки результатов проводимой региональной политики.

!!! Курсовая работа выполняется в заранее подготовленном шаблоне (см. в папке Приложение 1). Название шаблона (документа) изменить (сначала Фамилия И. О., затем тема курсовой работы через нижнее подчеркивание. Например, Иванов И. И._Формирование инвестиционного потенциала региона). В заранее подготовленных окнах отразить всю необходимую информацию. Размер окна можно изменять в зависимости от объема размещаемой информации.

Работа включает в себя:

- титульный лист (Приложение А);

- содержание (Приложение Б);

- введение (2-3 стр.);

- основная часть (40-45 стр.);

- заключение (2-3 стр.);

- библиографический список;

- приложения.

Введениедолжно содержать следующие аспекты.

Актуальность темы исследования - это обоснование проблемы исследования с точки зрения её социальной и научной значимости в настоящее время. Актуальность научного исследования (темы работы) в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается автор работы, или того научного вклада, который вносит он в разработку общей концепции.

Объект исследования – это то, что изучается, на что направлен процесс познания. Студенту необходимо точно определить объект исследования, указать его основные отличительные черты.

Предмет исследования – свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Важным моментом в написании научной работы является определениецели, т.е. желаемого результата, изадач исследования. От четкой и ясной формулировки цели и намеченных конкретных путей ее достижения зависит содержание научно-исследовательской работы. Целями исследований могут быть:

– констатация новых научных фактов;

– анализ научной литературы;

– решение нетривиальных проблем теории и практики;

– раскрытие новых закономерностей в разных пространственных и временных разрезах.

Теоретико-методологическая база исследования – это раздел, который содержит характеристику теорий (концепций) или идей, положенных в основу данной работы.

Эмпирическая база исследования включает в себя перечисление и описание эмпирических материалов, которые анализируются в процессе выполнения дипломного проекта. Это могут быть результаты собственных исследований дипломанта, исследования других авторов и коллективов, привлеченные для вторичного анализа, статистические материалы, нормативные документы и другие источники.

Основная частьработы выполняется в соответствии с планом. Главная задача состоит в том, чтобы аргументировано раскрыть поставленную тему, на основе анализа различных то­чек зрения выбрать свою или указать, почему из многообразия позиций выбрана данная.

В первой главе работы рекомендуется изучить основные проблемы социально-экономического развития исследуемого региона в четырех параграфах (см. Приложение Б).

В первом параграфе изложить краткую географическую и социально-экономическую характеристику Самарской области.

Во втором параграфе необходимо провести анализ основных социально-экономических показателей развития региона за период 2011-2013 гг. В данном разделе обязательно заполнить следующие таблицы на основании данных официальной статистике на сайте Росстата http://www.gks.ru/ (Росстат – Официальная статистика - Публикации – Каталог публикаций – Статистический сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели») Архивы 2012, 2013, 2014) (табл. 1 - 3)

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели развития Приволжского федерального округа и Самарской области за 2011-2013 гг.*

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г.
ПФО Сам. обл. ПФО Сам. обл. ПФО Сам. обл.
1. Площадь территории, тыс. км. 1037,00 53,60 1037,00 53,60 1037,00 53,60
2. Численность населения, тыс. человек            
3. Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек            
4. Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.            
5. Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.            
6. Средне месячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.            
7. Валовой региональный продукт, млн. руб.            
8. Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб.            
9. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. руб.            
9.1. добыча полезных ископаемых            
9.2. обрабатывающие производства            
9.3. производство и распределение электроэнергии, газа и воды            
10. Продукция сельского хозяйства - всего, млн. руб., в т. ч.            
10.1. растениеводства            
10.2. животноводства            
11. Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2            
12. Оборот розничной торговли, млн. руб.            
13. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млн. руб.            
14. Инвестиции в основной капитал, млн. руб.            

* Цифровые данные в таблице округлять до сотых

Таблица 2

Динамика основных социально-экономических показателей развития Приволжского федерального округа и Самарской области за 2011-2013 гг.*

Показатель Темп роста, % (по ПФО) 2013 г. Темп роста, % (по Самарской области) 2013 г.
к 2011 году к 2012 году к 2011 году к 2012 году
1. 6 столбец табл. 1 / 2 столбец табл. 1 * 100% 6 столбец табл. 1 / 4 столбец табл. 1 * 100% 7 столбец табл. 1 / 3 столбец табл. 1 * 100% 7 столбец табл. 1 / 5 столбец табл. 1 * 100%
………        
       

* Цифровые данные в таблице округлять до сотых. Для расчета необходимо использовать данные табл. 1.

Таблица 3

Вклад Самарской области в социально-экономическое развитие Приволжского федерального округа*

Показатель 2011 г., % 2012 г., % 2013 г., % Изменение, % 2013
к 2011 г. к 2012 г.
3 столбец табл. 1 / 2 столбец табл. 1 * 100% 5 столбец табл. 1 / 4 столбец табл. 1 * 100% 7 столбец табл. 1 / 6 столбец табл. 1 * 100% 4 столбец табл. 3 – 2 столбец табл. 3 4 столбец табл. 3 – 3 столбец табл. 3
……….          
         

* Цифровые данные в таблице округлять до сотых. Для расчета необходимо использовать данные табл. 1. и формулу: Значение каждого социально-экономического показателя Самарской области в периоде / Значение аналогичного показателя ПФО *100%.

Каждая таблица должна сопровождаться развернутым выводом.

В третьем параграфе первой главы должен быть проведен анализ объема, динамики и отраслевой структуры валового регионального продукта Самарской области за 2011-2013 гг. Все данные должны быть систематизированы в табл. 4,6.

Таблица 4

Объем и динамика валового регионального продукта Самарской области за 2011-2013 гг.*

Показатель
Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах) млн. руб.      
Валовой региональный продукт на душу населения, рублей      
Валовой региональный продукт (в сопоставимых основных ценах), в процентах к предыдущему году      
Динамика валового регионального продукта Самарской области за период 2011-2013гг.
Абсолютный прирост, млн. руб. - базисный      
- цепной      
Темп роста, % - базисный      
- цепной      
Темп прироста, % - базисный      
- цепной      
Абсолютное значение одного процента прироста, млн. руб.      

* Цифровые данные в таблице округлять до сотых

Для расчета основных показателей динамики целесообразно использовать следующие формулы (табл. 6.)

Таблица 6

Основные показатели динамики

Вид показатели Абсолютный прирост Темп роста, % Темп прироста, %
Цепной методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «региональная экономика» - student2.ru методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «региональная экономика» - student2.ru методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «региональная экономика» - student2.ru
Базисный методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «региональная экономика» - student2.ru методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «региональная экономика» - student2.ru методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «региональная экономика» - student2.ru
Средний методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «региональная экономика» - student2.ru методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «региональная экономика» - student2.ru методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «региональная экономика» - student2.ru

Таблица 6

Отраслевая структура валового регионального продукта Самарской области по видам экономической деятельности и секторам экономики за 2011-2013 г.* (в % от общего объема ВРП)**

Сектор экономики Вид экономической деятельности в рамках сектора экономики Изменение,+/-, 2013 г. к 2011 г.
  Первичный сектор экономики Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство        
Рыболовство, рыбоводство        
Добыча полезных ископаемых        
  Итого        
  Вторичный сектор экономики Обрабатывающие производства        
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды        
Строительство        
  Итого        
    Третичный сектор экономики Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования        
Гостиницы и рестораны        
Транспорт и связь        
Финансовая деятельность        
Операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг        
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение        
Образование        
Здравоохранение и предоставление социальных услуг        
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг        
  Итого        
  Итого ВРП по всем видам экономической деятельности        

* Цифровые данные в таблице округлять до сотых

** Для поиска данных рекомендуется воспользоваться материалами, содержащимися в официальной статистике на сайтах http://www.gks.ru/, http://samarastat.gks.ru/.

Четвертый параграф «Приоритеты социально-экономической политики Самарской области» должен содержать следующие обязательные аспекты: сущность социально-экономической политики, цель социально-экономической политики, объекты социально-экономической политики, субъекты социально-экономической политики, уровни социально- экономической политики.

Основные проблемы социально-экономического развития и приоритеты социально-экономической политики (СЭП) Самарской области оформить в виде табл. 7

Таблица 7

Основные проблемы социально-экономического развития и приоритеты социально-экономической политики (СЭП) Самарской области

Сфера социально-экономического развития Проблемная область Пути решения проблемы в рамках СЭП Субъект СЭП, ответственный за решение проблемы Объект СЭП
Экономическая
Социальная
Политическая
Духовная

Во второй главе «Теоретические положения исследования (по теме работы)» необходимо изложить теорети­ческие положения темы исследования. В составе данной главы необходимо выделить три параграфа.

В первом параграфе «Концептуальные основания исследования (по теме работы)» рекомендуется провести анализ литературы, полное и систематизированное изложение состояния проблемы. Показывается процесс исторического развития темы исследования. Исследуется категорийный аппарат изучаемой проблемы (категории — это наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений). Также осуществляется изучение родственных категорий с выявлением отличительных особенностей каждой из них.

Например: для темы «Общая характеристика интеллектуального потенциала региона»: Основная категория: интеллектуальный потенциал. Родственные категории: капитал знаний, неосязаемые активы, нематериальные активы и интеллектуальная собственность, интеллектуальные ресурсы, интеллектуальные активы.

Изучение категорий должно сопровождаться аналитическими таблицами (например, табл. 8).

Таблица 8

Концептуальные подходы к определению категории «___________»

(в соответствии с темой исследования)

№ п/п Определение категории «_____» Источник информации (автор, год) Достоинства Недостатки
         

На основании критического обзора существующих в литературе концептуальных подходов, в заключение параграфа должно быть сформулировано авторское определение основной категории исследования, которое будет положено в основу для раскрытия теоретической сущности предмета исследования в следующем параграфе.

Во втором параграфе второй главы приводится теоретическое описание предмета исследования (описание системы научных понятий в языке выбранной концепции по теме работы), которое включает сущность, содержание составляющих понятий предмета исследования, а также правовые аспекты исследования.

Третий параграф второй главы посвящен освещению методики анализа предмета исследования (по теме работы).

Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.

В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования социально-экономического явления или процесса, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

Любая методика анализа будет представлять методологические советы по исполнению аналитического исследования. Она содержит такие моменты, как:

а) задачи и формулировки целей анализа;

б) объекты анализа;

в) системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа (табл. 9);

Таблица 9

Система показателей анализа _______________________________*

№ п/п Показатель, ед. измерения Методика расчета Характеристика показателя
Коэффициент занятости населения, %     где Sз.н – среднегодовая численность занятых в экономике региона; Sн - общей численности населения в регионе. Показывает долю занятого населения в общей его численности  
…..      
n      

*Показатели могут быть сгруппированы по определенным сущностным характеристикам.

г) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

д) описание способов исследования изучаемых объектов;

е) источники данных, на основании которых производится анализ (табл. 10);

Таблица 10

Информационное обеспечение анализа ________________________

№ п/п Исходная информация для расчета показателей анализа (по теме работы) Источник информации
Sз.н – среднегодовая численность занятых в экономике региона Статистический сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели» (Труд)
Sн - общей численности населения в регионе Статистический сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели» (Население)
……    
n    

ж) шаблоны для оформления результатов анализа.

В третьей главе «Аналитическое исследование (по теме работы) на примере Самарской области» студент должен попытаться увязать теорию с фактическим положением дел. Например, отразить со­стояние рассматриваемой ситуации (проблемы) в конкретном регионе.

В первом параграфе третьей главы, на основании предложенной во второй главе методики, проводится анализ проблемы исследования на примере Самарской области (интервал исследования 2011-2013 г.). Параграф должен содержать перечень аналитических таблиц с подробными выводами по содержанию каждой из них. Перед каждой таблицей должны быть представлены исходные данные для расчета аналитических показателей (табл. 11-12)

Таблица 11

Исходные данные для расчета показателей по теме работы*

Показатель, ед. измерения 2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменение, +/-, %
2013/2011 2013/2012
           

* Цифровые данные в таблице округлять до сотых

Таблица 12

Результаты расчета показателей по теме работы*

Показатель, ед. измерения 2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменение, +/-, %
2013/2011 2013/2012
           

* Цифровые данные в таблице округлять до сотых

Во втором параграфе третьей главы необходимо резюмировать информацию, изложенную в предыдущем параграфе и сформулировать перечень проблем в области исследования применительно к Самарской области (пример оформления - табл. 13).

Таблица 13

Сводный перечень проблемных областей (по теме работы) в Самарской области

№ п/п Проблемы Причины возникновения проблемы Возможные последствия проблемы
Проблема незаконной миграции Появление незаконной миграции связано с действием выталкивающих факторов в странах происхождения мигрантов (бедность, безработица, кризисы и т. д.) и притягивающих в странах назначения (более высокий уровень оплаты труда, возможности трудоустройства, безопасность и т. д.). Кроме того, существующие рамки и механизмы законной миграции не позволяют решить проблемы дефицита трудовых ресурсов в странах с развитой и растущей экономикой. Повышается уровень криминализации общества вследствие наличия среди мигрантов скрывающихся от закона преступников, террористов, быстро развивающихся коррупции и организованной преступности, связанной с незаконным ввозом мигрантов, совершения преступлений мигрантами и в их отношении, роста уровня «сопутствующих» преступлений. Кроме того, отмечаются рост «теневой экономики» и расширение нелегального рынка труда, возникает межнациональная напряженность, появляются новые политические и экономические угрозы для государства.
……      
n      

В третьем параграфе третьей главы систематизировать основные проблемы, выявленные в ходе анализа, направления и механизм их решения на уровне региона (пример оформления - табл. 14).

Таблица 14

Направления и механизм решения проблем (по теме работы) в Самарской области*

Проблем по теме работы Направления решения проблем Ведомства, уполномоченные на решение проблемы
1. Проблема незаконной миграции 1.1. Усиление мер ответственности за организацию незаконного ввоза мигрантов УФМС по Самарской области; Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области; Органы внутренних дел Самарской области; Федеральная миграционная служба России; Министерство внутренних дел России.
1.2. Ограничение случаев незаконного трудоустройства путем осуществления контроля за рынком труда, применения административных, уголовных и гражданско-правовых санкций против работодателей УФМС по Самарской области; Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области; Федеральная миграционная служба России; Органы внутренних дел Самарской области; Министерство образования России.
1.3. Применение санкций к перевозчикам, т. е. транспортным компаниям, которые ввезли нелегального мигранта по суше, воде или воздуху УФМС по Самарской области; Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области; Федеральная миграционная служба России; Министерство образования России; Федеральная служба безопасности России.
1.4. Контролирование численности лиц с незаконным статусом посредством высылки либо миграционных амнистий УФМС по Самарской области; Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области; Федеральная миграционная служба России; Органы внутренних дел Самарской области; Минкомсвязь России; Федеральная служба безопасности России; Министерство внутренних дел России; Министерство иностранных дел России; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков России.
1.5. Усиление международного взаимодействия УФМС по Самарской области; Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области; Министерство иностранных дел России, Минэкономразвития России Министерство образования и науки России.
…….    
n    

*Обратите внимание, что для одной проблемы может быть предложено несколько направлений решения

Изучая тему, студент должен показать способность осмыс­ленно пользоваться экономической литературой, ясно излагать мысли, обрабатывать фактический материал, грамотно делать выводы и обобщения, увязывать теоретические постулаты с практикой.

Заключениеважная часть работы, где содержится оценка рассмотренной проблемы, теоретические и практические выводы проведённого исследования. Выводы должны содержать краткую трактовку полученных результатов, отражать их научную и практическую ценность и социально-экономический эффект, соотноситься с общей целью и поставленными во введении задачами.

Библиографический список. В него включают использованные литературные, фондовые и нормативные источники и другие материалы, на которые в работе приводятся ссылки, в том числе адреса информационных сайтов сети Интернет. На все использованные источники обязательно должна быть ссылка в работе. Рекомендуется использование статьей из тематических журналов («Региональная экономика: теория и практика», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения». «Деньги и кредит», «Общество и экономика», «Экономист», «ЭКО: экономика и организация промышленного производства», «Российская Федерация сегодня» и др.)

Приложенияпомещаются после списка литературы. В них приводится вспомогательный материал: формулы и промежуточные математические расчёты, таблицы вспомогательных цифровых данных, анкеты, инструкции, типовые договоры, иллюстрации и др. Цель составления приложений – избежать излишней нагрузки на текст работы особо большими картографическими материалами, справочными статистическими таблицами или аналитическими расчётными данными, фотографиями и другими материалами.

Правильность и аккуратность оформления работы являют­ся обязательным условием ее выполнения и учитываются при оценке работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

(ФГБОУ ВПО «ПВГУС»)»

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Региональная экономика»

на тему: «______________»

Работу выполнил:

Студент группы _____________

Ф.И.О. _____________________

Проверил: __________________

г.о. Тольятти, 20__

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Пример содержания курсовой работы на тему «Общая характеристика внешнеэкономической деятельности региона»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика Самарской области

1.2. Анализ основных социально-экономических показателей развития Самарской области и Приволжского федерального округа за период 2011-2013 гг.

1.3. Анализ объёма, динамики и отраслевой структуры валового регионального продукта Самарской области за 2011-2013 гг.

1.4. Приоритеты развития социально-экономической политики Самарской области

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

2.1. Концептуальные основания исследования внешнеэкономической деятельности региона

2.2. Теоретическое описание внешнеэкономической деятельности региона

2.3. Методика анализа внешнеэкономической деятельности региона

ГЛАВА 3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Анализ внешнеэкономической деятельности Самарской области за период 2011-2013 гг.

3.2. Проблемы внешнеэкономической деятельности региона Самарской области

3.2. Направления и механизм решения проблем внешнеэкономической деятельности Самарской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации