Предмет, задачи, значение и методы статистики
Предметом статистики является количественная сторона массовых социально-экономических явлений и процессов, которая изучается неразрывно с их качественной стороной.
Наличие полной и достоверной информации о социально-эконо-мических явлениях и процессах является необходимым условием принятия эффективных управленческих решений руководителями всех уровней. Поэтому основными задачами статистики являются:
· правильное определение содержания статистических показателей;
· разработка методологии подсчета и расчета статистических данных;
· своевременное предоставление органам управления и общественности достоверной и полной статистической информации.
Значение статистики состоит в том, что она:
· оценивает состояние изучаемых социально-экономических явлений;
· проверяет выводы экономической науки;
· раскрывает взаимосвязи между явлениями;
· обнаруживает новые явления.
Предмет статистики исследуется с помощью:
· метода массовых наблюдений;
· метода сводки и группировки;
· метода обобщающих показателей.
Поэтому всякое статистическое исследование проходит три этапа:
1) статистическое наблюдение;
2) сводка и группировка результатов наблюдения;
3) анализ сгруппированных и обобщающих показателей.
Основные понятия статистики
Признаком называется свойство предмета или явления, которое можно измерить (оценить). Результат измерения признака называется его значением. Если значение признака выражается числом, то признак называется количественным.
Пример 1.1.1. Возраст человека в полных годах, количество произведенных изделий в штуках, средняя заработная плата рабочего, расстояние между городами являются количественными признаками.
Если значения количественного признака являются точными или приближенными, то признак называется соответственно дискретным или непрерывным. Значениями непрерывного признака могут быть любые положительные числа из некоторого интервала, т. е. одно значение может отличаться от другого на сколь угодно малую величину, определяемую точностью измерения. В примере 1.1.1 первые два признака являются дискретными, а остальные – непрерывными.
Если значение признака выражается некоторым нечисловым выражением, то признак называется атрибутивным или качественным. Атрибутивный признак называется альтернативным, если он может принимать только одно значение из двух возможных значений.
Пример 1.1.2. Уровень образования человека оценивается выражениями: начальное, неполное среднее, среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, знания ученика - неудовлетворительные, удовлетворительные, хорошие, отличные; пол человека - мужской, женский; участие рабочего в забастовке - да, нет. Эти признаки являются атрибутивными, два последние из которых - альтернативные, так как они могут принимать только одно значение из двух возможных значений.
Статистической совокупностьюназывается совокупность социально-экономических объектов, объединенных по некоторому атрибутивному признаку, но различающихся по одному или нескольким другим признакам. Объекты, из которых состоит статистическая совокупность, называются ее единицами, а число всех единиц - объемом статистической совокупности.
Пример 1.1.3. Проводится статистическое исследование производительности труда на 12 промышленных предприятиях, производящих однотипную продукцию. Эти предприятия объединены по атрибутивному признаку – производить однотипную продукцию, но они различаются по другим признакам, в частности, по объему продукции, по производительности труда. Поэтому совокупность этих предприятий является статистической совокупностью, предприятия - ее единицами, объем этой совокупности равен 12.
Статистическим показателем называется количественная характеристика единиц статистической совокупности. Значения статистических показателей называются статистическими данными.
Статистические показатели могут быть учетно-оценочными и аналитическими.
Учетно-оценочные показатели - количественные признаки, измеренные у единиц статистической совокупности, они имеют единицу измерения.
Аналитические показатели получаются вычислениями из учетно-оценочных показателей. Аналитические показатели используются для анализа изучаемого явления.
Пример 1.1.4. На предприятии 20 рабочих изготовили 80 изделий. Численность рабочих и количество изделий являются учетно-оценочными показателями. Поделив 80 на 20, получим аналитический показатель - среднее количество изделий, произведенных одним рабочим, равное 4 изд./раб.
Учетно-оценочные и аналитические показатели, имеющие единицу измерения, называются абсолютными. Абсолютные показатели называются натуральными, условно-натуральными, стоимостными и трудовыми, если их единицами измерения являются соответственно единицы счета или физических величин (штука, грамм, килограмм, центнер, тонна, литр и др.), условными единицами измерения (например, условная консервная банка, имеющая объем 353,4 см3), денежными единицами (рубль, доллар США, евро и др.) и единицами измерения труда (человеко-час, человеко-день и др.).
Отношение (частное) двух абсолютных показателей с одной и той же единицей измерения называется относительным показателем. Относительный показатель, записанный в виде обыкновенной дроби, показывает, во сколько раз числитель больше или меньше знаменателя. Разность относительного показателя, умноженного на 100%, и числа 100% показывает, на сколько процентов числитель больше (+) или меньше (-) знаменателя.
Относительный показатель, сравнивающий значения абсолютных показателей, измеренные у двух различных единиц статистической совокупности в одно и то же время, называется относительным показателем сравнения.
Пример 1.1.5. Предприятие А произвело в текущем периоде продукции на 300 тыс. руб., а предприятие Б - на 250 тыс. руб. Относительный показатель сравнения: показывает, что предприятие А произвело продукции в 1,2 раза больше, чем предприятие Б. Так как 1,2=120%, то предприятие А выпустило продукции на 20% больше, чем предприятие Б (120%-100%).
Относительный показатель, сравнивающий значения абсолютных показателей, измеренные у одной и той же единицы статистической совокупности в разное время, называется относительным показателем динамики.
Пример 1.1.6. В январе предприятие произвело продукции на 250 тыс. руб., а в феврале - на 300 тыс. руб. Относительный показатель динамики: показывает, что в феврале предприятие произвело продукции в 1,2 раза больше, чем в январе. Так как 1,2=120%, то в феврале предприятие выпустило продукции на 20% больше, чем в январе (120%-100%).
Другие виды относительных показателей будут рассмотрены в дальнейшем.