Тема 1. сводка и группировка статистических данных

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТАТИСТИКА»

Для студентов

направления 080100 «Экономика» и 080200 «Менеджмент»

форма обучения: «очная», «заочная»

(3 семестр очной формы обучения

и 5 семестр заочной формы обучения)

Тюмень 2014

УДК 311.42.63

ББК 65.051

З - 63

Рецензенты: Ермакова А.М.., к.э.н., доцент

Чекмарева Л.М., к.э.н., доцент

Авторы-составители: Медведевой Л.Б. к.э.н., доцент, Созонова А.Н. преподаватель

Учебно- методическое пособие по дисциплине «Статистика»для студентов направления 080100 «Экономика» форма обучения: «очная», «заочная»/Авторы-составители: Медведева Л.Б., Созонова А.Н. – Тюмень, ГАУ Северного Зауралья. – 2014. - 105 с.

Учебно –методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры протокол № 2 от 10.11.2014 г.

Учебно –методическое пособие утверждено Методической комиссией ИЭиФ

протокол № 2 от 04.12.2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………....................................4 ТЕМА 1. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ …………………………………………………………………5  
ТЕМА 2. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ………………………………………………………………19  
ТЕМА 3. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ………………………………………………………………29 ТЕМА 4. РЯДЫ ДИНАМИКИ …………………………………...46 ТЕМА 5. ИНДЕКСЫ………………………………………………63 ТЕМА 6. КОРРЕЛЯЦИОННАЯ СВЯЗЬ И ЕЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ……………………………………...78    
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………88 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….100  
   
   
   

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях предъявляются повышенные требования к уровню подготовки бакалавров экономистов.

Работа экономиста постоянно связана с использованием и анализом статистических данных, которые необходимы для оценки состояния социально-экономических процессов любой сферы деятельности на всех уровнях хозяйствования и управления.

Чтобы всесторонне анализировать происходящие в стране процессы, необходимо овладеть статистической методологией и, прежде всего, основами теории статистики – науки, разрабатывающей понятия и категории статистики, методы отбора, обработки, обобщения и анализа массовых общественных явлений, структурных различий, методы изучения динамики и анализа закономерностей развития, моделирования и прогнозирования конкретных социально-экономических процессов.

Знание статистики значительно повышает профессиональный уровень экономиста, его компетентность и, следовательно, качество аналитической работы.

Усвоение курса общей теории статистики невозможно без самостоятельного решения задач по расчету статистических показателей, составлению таблиц, графиков и т.д. Учебно- методическое пособие по теории статистики поможет бакалаврам в практических самостоятельных занятиях и при выполнении письменных контрольных заданий, курсовых работ.

Учебно- методическое пособие состоит из шести тем, соответствующих темам курса теории статистики. В каждой теме приводится разбор одной или нескольких типовых задач, а также предлагаются задачи для самостоятельного решения, вопросы для самоконтроля и тестовые задания.

ТЕМА 1. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Статистическая сводка – это специальным образом организованная первичная обработка данных статистического наблюдения, включающая систематизацию, группировку данных, подсчет групповых, итоговых и относительных (средних показателей ). (Это второй этап обработки данных).

Программа статистической сводки устанавливает следующие этапы:

· выбор группировочных признаков;

· определение порядка формирования групп;

· разработка системы статистических показателей для характеристик групп и объекта в целом;

· разработка макетов статистических таблиц или графиков.

Итоговые данные сводки не удовлетворяют исследователя, поскольку они дают слишком общее представление об изучаемом объекте. Например, ограничиться знанием численности всего населения нельзя. Надо знать численность мужского и женского населения, лиц, занятых в производстве, размещения по районам и др. Подробное описание населения необходимо для государственного управления, организации хозяйства, культурного строительства и т.д. Другими словами, от статистики требуется не только характеристика всего наблюдаемого объекта, но и знание отдельных его частей, групп. Сравнение отдельных групп позволяет делать выводы об различии, об их развитии.

Группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным признакам.

Чтобы иметь сведения о группах изучаемой совокупности, необходимо эту совокупность расчленить. Расчленение множества единиц объекта наблюдения на однородные группы по определенным существенным для них признакам называется группировкой.

Группировка материала статистического наблюдения является одной из важнейших работ статистического исследования вообще. Основные типы задач, решаемых методом группировок:

1. выделение социально-экономических типов;

2. изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;

3. выявление связи и зависимости между явлениями.

Решаются эти задачи соответственно с помощью типологических, структурных и аналитических группировок.

Приемы группировок разнообразны. Это разнообразие обусловлено, с одной стороны, разносторонностью признаков статистического наблюдения, которые могут быть положены в основание группировки, с другой стороны, разными задачами, которые становятся перед группировками.

Прежде чем проводить любую группировку, необходимо определить группировочный признак, или основание группировки. Основанием группировки является признак, по которому совокупность расчленяется на группы. Если, например, производиться группировка промышленных предприятий по данным их отчетности, то составить группы предприятий можно по разным признакам: по числу рабочих, численности всего персонала, мощности энергоустановок, объему продукции, стоимости производственных основных фондов и т.д.

Выбор основания группировки зависит от целей данной группировки и предварительного экономического анализа.

Основание группировки может служить либо атрибутивный, либо количественный признак.

Атрибутивные признаки выражают свойства данного явления наименованием.

Поскольку количественные признаки имеют цифровое выражение, отнесение их к соответствующим группам зависит от размера признака, взятого в основание группировки.

Группировка единиц совокупности на основании их сходства и различия называется классификацией. Классификация является своеобразным стандартом, в котором каждая отдельная атрибутивная запись отнесена к определенной группе и подгруппе.

Типологические группировки. Важнейшим их содержанием является выделение из множества признаков, характеризующих изучаемые явления, основных типов в качественно однородные.

Типологические группировки широко применяются в экономических, социальных и других исследованиях. Именно в выделении социально-экономических типов явлений, позволяющих проследить зарождение, развитие и отмирание их, состоит основная задача типологических группировок.

Структурные группировки. Выделенные типы явления с помощью типологической группировки могут изучаться с точки зрения их структуры и состава. При этом используются структурные группировки. Эти группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем структурные группировки производятся на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.

С помощью структурных группировок изучается, например, состав товарооборота по товарным группам; торговая сеть - по специализации; работники торговли – по профессиям, возрасту, стажу работы, образованию и т.д. Так, группировки по образованию за ряд лет может характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку. Структурная группировка, кроме того, позволяет оценить процесс концентрации, если в их основание положен существенный признак.

Комбинационные группировки.Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинационной группировкой. При этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.

Применение комбинационных группировок обусловлено многообразием экономических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков ограничивается уменьшением наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Примером комбинационной группировки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности (доходности) или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т.д.).

Наши рекомендации