Тема 7 -8. Основы проведения криминологических исследований Криминологическая статистика

Криминологическое прогнозирование и планирование

Методические указания

Изучение преступности — составная часть профессио­нальной деятельности сотрудников органов внутренних дел, поскольку без знания криминологической обстановки на об­служиваемой территории, детерминант преступности и другой криминологической информации невозможно обеспечить ус­пешную профилактику преступлений.

Один из важнейших вопросов данной темы — информаци­онное обеспечение борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Необходимо усвоить понятие криминологической информации, знать ее назначение, виды и источники получения, требования, которым эта информация должна отвечать.

Успех в изучении преступности зависит от разнообразия и полноты используемых при этом методов, от знания их осо­бенностей и умения правильно выбирать их с учетом характе­ра объекта исследования. Кроме того, нужно иметь четкое представление об организации криминологических исследо­ваний, основных этапах проведения и способах оформления их результатов; раскрыть как один из основных методов кри­минологического исследования статистический метод (его подвиды) и иные методы исследования (социологический, психологический, документальный).

Для усвоения основных статистических понятий, смысла статистических методов и овладения ими студентами, ориен­тированными на общественные науки, необходимо приложить определенные усилия.

Цель изучения статистических методов исследования — обучить учащихся приемам статистического анализа данных о преступлениях, лицах, их совершивших, детерминантах преступности и противоправного поведения определенных кате­горий правонарушителей, атакже правильному использова­нию уголовной статистики в практической деятельности.

Задание 1

Проведите изучение преступности (преступлений, в ча­стности, краж из помещений путем свободного доступа): методами анализа, синтеза, сравнения, логическим и истори­ческим методами.

Задание 2

Подготовьте социологический инструментарий, с помо­щью которого можно проводить криминологическое исследо­вание: опросник для интервью, анкету. Проведите анкетиро­вание в учебной аудитории.

Задание 3

Что такое программа криминологического исследования? Подготовьте такую программу.

Задание 4

Выберите криминологическую проблему для самостоя­тельного изучения. Определите объект и предмет исследова­ния. Составьте программу криминологического исследования. Разработайте методику исследования. Проведите исследо­вание (в семье, учебной аудитории). Обобщите результаты

 

исследования (составьте таблицы, графики). Сделайте выво­ды. Подготовьте итоговый документ (справку, доклад, ста­тью, отчет).

Задание 5

Проанализируйте преступность, используя статистиче­ские группировки:

- типологические;

- вариационные;

- аналитические

Задание 6

Проанализируйте преступность, используя метод стати­стических рядов:

- рядов распределения;

- рядов динамики;

- параллельных рядов.

Задание 7

Каким образом при анализе преступности могут исполь­зоваться абсолютные и обобщающие показатели?

Задание 1

10%-ная выборка из уголовных дел показала, что такие мотивы убийств, как месть и ревность, составили соответст­венно 20 и 13%, в то время как на основе сплошного обследо­вания (100% дел) месть составила 18%, а ревность — 10% по отношению к общему итогу.

Вычислите ошибку репрезентативности по каэ/сдому из показателей.

Задание 2

Средний возраст всех осужденных (генеральная совокуп­ность) равен 33 годам. В порядке выборки обследовали 20% общего числа осужденных (выборочная совокупность) и уста­новили, что их средний возраст равен 29,5 года.

Вычислите ошибку репрезентативности данной выборки.

Задание 3

Изучите форму № 1 статистической отчетности органов внутренних дел «Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях».

Определите, к какому виду таблиц относится эта форма.

Раскройте содержание статистического подлежащего и сказуемого, указав при этом, на основе каких группировочных признаков они построены.

Задание 4

Изучите форму № 2 статистической отчетности органов внутренних дел «Отчет о лицах, совершивших преступления».

Определите, к какому виду таблиц относится эта форма.

Раскройте содержание статистического подлежащего и сказуемого, указав при этом, на основе каких группировочных признаков они построены.

Задание 5

На основании приведенных в таблице данных вычислите

средний срок наказания, назначенного осужденным.

Срок наказания в виде лишения свободы Число осужденных
До 1 года Свыше 1 года До 2лет включительно 2 3 3 4 4 5 58 8 10 10 15 120 \

Задание 6

Имеются данные о коэффициенте преступности по району за ряд лет (1990-1999 гг.): 55,3; 49,4; 40,2; 48,4; 54,5; 52,6; 55,1; 53,6; 60,2; 59,7 в расчете на 10 тыс. населения.

Начертите гистограмму и полигон распределения.

Задание 7

Имеются следующие данные о 940 преступлениях, кото­рые совершены:

__

Общая часть

- в сельской местности — 180;

- в рабочих поселках — 220;

- в райцентрах — 320;

- в областном центре — 220;

- несовершеннолетними — 240;

- лицами, находившимися в состоянии опьянения, — 540;

- лицами мужского пола — 845.

Изложите приведенную информацию в виде таблицы или нескольких таблиц. К каким видам будут относиться эти таблицы? Определите их подлежащее и сказуемое. Изобра­зите имеющиеся данные в виде диаграмм.

Задание 8

Районным судом за год было осуждено 440 человек. К на­чалу года в районе проживало 41450 человек, к концу — 45660.

Определите среднюю численность проживавшего в рай­оне населения и коэффициент судимости на 1 тыс. человек, указав при этом, к какому виду относительных величин они относятся.

Задание 9

Вычислите относительные величины структуры совокуп­ности, исходя из общего количества осужденных и распреде­ления их по мерам наказания.

Всего осуждено — 820 человек, в том числе к лишению свободы — 360, к исправительным работам — 255, условно — 120, к штрафу — 20 и прочим мерам наказания — 55.

Задание 10

Состояние преступности в области за период с 1992 по 2006 гг. характеризуется следующими данными:

1992 г. — 2360; 1993 г. — 2348; 1994 г. — 2280; 1995 г. — 2256; 1996 г. — 2088; 1997 г. — 2216; 1998 г. — 2200; 1999 г. — 2200; 2000 г. — 2600; 2001 г. — 2990; 2002 г. — 3015, 2003 г. — 3020, 2004 г. — 2998, 2005 г. — 3117, 2006 г. — 3220,2007 г.-3200, 2008г.-3210,2009г.-3300,2010г.-3320

Методика и процедура криминологического исследования

На основании этих данных:

1) приняв за базу 1992 год, составьте график показателей динамики преступности за 10 лет;

2) определите следующие показатели динамического ряда базисным (к 1992 году) и цепным способами: а) абсолют­ный прирост; б) темп роста; в) темп прироста; г) абсо­лютное значение 1% прироста.

Задание 18

Изучите следующие параллельные ряды.

Годы Число лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель Число лиц, привлеченных к административной ответственности за мелкое хулиганство Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за хулиганство
       

Определите, существует ли взаимозависимость между показателями доставления в медицинский вытрезвитель, при­влечения к административной и уголовной ответственности за хулиганство. Если существует, то в чем она выражается?

Методические указания

Криминологическое прогнозирование следует рассмат­ривать в связи с изучением преступности, иных крими­нологических проблем как особую форму научного позна­ния, проявление одной из функций криминологической нау­ки (предсказательной).

Понимание криминологического прогнозирования не будет полным, если не разобраться в условиях научного прогнозирования (наличие достоверной информации о пре­ступности и связанных с ней социальных явлений; объек­тивность суждений и оценок; использование современных методов прогнозирования), в его особенностях (вероятность прогноза, непрерывность и многовариантность прогнозиро­вания).

Рассматривая виды криминологических прогнозов, надо различать их по объекту прогнозирования, объему и срокам. Необходимо знать не только суть методов криминологическо­го прогнозирования (экстраполяции, моделирования и экс­пертных оценок), но и в чем их преимущества и недостатки, предпочтительность того или иного метода при разработке различных видов криминологических прогнозов.

Изучая вопрос о прогнозировании индивидуального пре­ступного поведения, необходимо учесть, что для индивиду­ального прогноза характерны те же условия и особенности, что и для прогноза преступности. Необходимо иметь четкое представление об объектах индивидуального прогнозирования — категориях лиц, о характере сведений, являющихся инфор­мационной основой прогнозирования индивидуального пре­ступного поведения.

Необходимо знать существующие виды планирования правоохранительной деятельности, а также нормативно-правовое регулирование криминологического планирования в органах внутренних дел. 68

Задание 1

Охарактеризуйте роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической дея­тельности по ее предупреждению.

Задание 2

Укажите научные и информационные основы криминоло­гического прогнозирования.

Задание 3

Раскройте содержание и значение особенностей крими­нологического прогнозирования (вероятностный характер, непрерывность, многовариантность).

Задание 4

В городе А. планируетсяпровести в ближайшие 2-3 года крупное международное спортивное мероприятие. Опреде­лите, какие виды криминологических прогнозов следует вы­полнить, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.

Наши рекомендации