Характеристика потребителей услуг склада пиломатериалов
№ вар | Клиент 1 | Клиент 2 | Клиент 3 | Клиент 4 | Клиент 5 | Клиент 6 | ||||||||||||
x | y | Q | x | y | Q | x | y | Q | x | y | Q | x | y | Q | x | y | Q | |
Задача 2. Используя условия задачи 1, определить оптимальное расположение склада, если продукция со склада вывозится за счет потребителей. Стоимость перевозки 1 т груза на расстояние 1 км представлена в табл. 7.7.
Таблица 7.7
Потребитель | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Стоимость перевозки, д.е./ ткм |
Задача 3. Руководство торговой фирмы рассматривает возможность организации собственного склада. Результаты анализа рынка складских услуг и прогнозируемый грузооборот склада, а также капитальные вложения в организацию собственного склада представлены в табл. 7.8. При расчете число рабочих дней принять 254, год не високосный. Определить целесообразность строительства собственного склада.
Таблица 7.8
Номер варианта | Cсут, д.е. | Q, тыс. т | З, дн. | q, т/м2 | d, д.е./т | Cпост, тыс. д.е. | КВ, тыс. д.е. |
5,3 | 0,40 | 1,2 | |||||
5,8 | 0,42 | 1,3 | |||||
6,4 | 0,44 | 1,4 | |||||
7,1 | 0,46 | 1,5 | |||||
7,8 | 0,48 | 1,6 | |||||
8,5 | 0,50 | 1,7 | |||||
9,4 | 0,52 | 1,8 | |||||
8,9 | 0,54 | 1,9 | |||||
8,5 | 0,56 | 2,0 | |||||
8,1 | 0,58 | 2,5 | |||||
7,6 | 0,60 | 2,4 | |||||
7,3 | 0,62 | 2,3 | |||||
6,9 | 0,64 | 2,2 | |||||
6,6 | 0,66 | 2,1 | |||||
6,4 | 0,68 | 2,0 | |||||
6,5 | 0,70 | 1,9 | |||||
7,1 | 0,68 | 1,8 | |||||
7,5 | 0,66 | 1,7 | |||||
8,0 | 0,64 | 1,6 | |||||
8,6 | 0,62 | 1,5 | |||||
9,1 | 0,60 | 1,4 | |||||
9,7 | 0,58 | 1,5 | |||||
10,4 | 0,56 | 1,6 | |||||
11,1 | 0,54 | 1,7 | |||||
10,0 | 0,52 | 1,8 |
Задача 4. Определить размеры технологических зон однопродуктового склада по исходным данным, приведенным в табл. 7.9, если:
- прогнозируемый годовой товарооборот составляет Q, тыс. д.е.;
- скорость оборачиваемости товарных запасов – З, дн.;
- примерная стоимость 1 м3 хранимого на складе товара CV, д.е./м3;
- количество рабочих дней в году Др – 256;
- примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара Cp, д.е./т;
- доля товаров, проходящих через участок приемки склада d2, %;
- доля товаров, подлежащих комплектованию на складе d3, %;
- доля товаров, проходящих через отправочную экспедицию d4, %;
- укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м2 на участках приемки и комплектования q, т/м2;
- укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1 м2 в экспедиционных помещениях qэ, т/м2;
- коэффициент неравномерности загрузки склада Кн равен 1,15;
- на складе предусмотрен стеллажный способ хранения товара на поддонах;
- высота укладки груза – H, м;
- нахождение товара на участке приемки – 1 день;
- нахождение товара в приемочной экспедиции – 1,5 дня;
- нахождение товара на участке комплектования – 1,5 дня;
- нахождение товара в отправочной экспедиции – 0,5 дня.
Таблица 7.9
Исходные данные
№ варианта | Q | З | CV | Cp | d2 | d3 | d4 | q | qэ | H |
0,79 | 0,64 | 3,0 | ||||||||
0,74 | 0,59 | 3,5 | ||||||||
0,69 | 0,55 | 4,0 | ||||||||
0,64 | 0,50 | 4,5 | ||||||||
0,59 | 0,45 | 5,0 | ||||||||
0,55 | 0,41 | 5,5 | ||||||||
0,50 | 0,77 | 3,0 | ||||||||
0,45 | 0,73 | 3,5 | ||||||||
0,41 | 0,69 | 4,0 | ||||||||
0,77 | 0,65 | 4,5 | ||||||||
0,73 | 0,64 | 5,0 | ||||||||
0,69 | 0,60 | 5,5 | ||||||||
0,65 | 0,56 | 3,0 | ||||||||
0,64 | 0,52 | 3,5 | ||||||||
0,60 | 0,48 | 4,0 | ||||||||
0,56 | 0,42 | 4,5 | ||||||||
0,52 | 0,75 | 5,0 | ||||||||
0,48 | 0,69 | 5,5 | ||||||||
0,44 | 0,63 | 3,0 | ||||||||
0,42 | 0,57 | 3,5 | ||||||||
0,75 | 0,51 | 4,0 | ||||||||
0,69 | 0,62 | 4,5 | ||||||||
0,63 | 0,64 | 5,0 | ||||||||
0,57 | 0,59 | 5,5 | ||||||||
0,51 | 0,53 | 4,0 |
ЗАНЯТИЕ № 12
Цель занятия: научить студентовиспользовать современные эффективные методы классификации (разделения) запасов ТМЦ на складе.
План
1. Обсуждение эффективных методов организации хранения запасов на складах.
2. Решение учебных задач по использованию методов ABC- и XYZ- анализадля классификации запасов на складе.
3.Выдача заданий для самостоятельной работы.
Методические указания по решению задач
ABC- и XYZ- анализы
ABC-анализ и XYZ- анализосуществим на примерах по методике, приведенной в [1-3].
Пример 1.На складе скопилось большой объем готовой продукции, реализация которой задерживается из-за длительного времени их выходного контроля, предшествующего поставке потребителю. В результате изготовитель несет большие убытки в связи с задержками поставок. Было выяснено, что изготовитель проводит тщательный выходной контроль всей продукции одинаково без всякого различия в их стоимости.
Разделение готовой продукции, хранящейся на складе, в зависимости от стоимости каждого продукта представлено в табл. 7.10.
Таблица 7.10
Складские запасы
Стоимость единицы продукта, тыс. | 90-100 | 80-90 | 70-80 | 60-70 | 50-60 | 40-50 | 30-40 | 20-30 | 10-20 | 0-10 | Итого |
Число образцов, тыс. шт. | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1,2 | 1,5 | 2,5 | 5,0 | 12,5 |
Определить стоимость хранящейся на складе продукции по группам, сделать вспомогательные расчеты накопленной и относительной накопленной стоимостей, накопленного числа образцов и накопленной относительной частости образцов. Построить диаграмму Парето с распределением на группы A, B и C (по правилу 20/30/50).
Решение.Сведем результаты вспомогательных расчетов табл. 7.11.
Таблица 7.11
Результаты расчетов
Стои-мость единицы продукта (центр группы) тыс. руб. | Число образцов на складе | Стоимость продукции, хранимой на складе | ||||
Число образ-цов ni, тыс. шт. | Накоплен-ное число образцов nнi, тыс. шт. | Относитель-ная накопленная частость nнi/N, % | Стоимость Ci, млн./ руб. (ст.1*ст.2) | Накоп-ленная стои-мость Cнi, млн./руб | Относитель-ная накопленная стоимость Cнi/Σ Ci, % | |
0,2 | 0,2 | 0,8 | 19,0 | 19,0 | 4,1 | |
0,3 | 0,5 | 2,0 | 25,5 | 44,5 | 9,6 | |
0,5 | 1,0 | 4,0 | 37,5 | 82,0 | 17,6 | |
0,5 | 1,5 | 6,0 | 32,5 | 114,5 | 24,5 | |
0,8 | 2,3 | 9,2 | 44,0 | 158,5 | 34,0 | |
1,2 | 3,5 | 14,0 | 54,0 | 212,5 | 45,5 | |
1,5 | 5,0 | 20,0 | 52,5 | 265,0 | 56,7 | |
2,5 | 7,5 | 30,0 | 62,5 | 327,5 | 70,2 | |
5,0 | 12,5 | 50,0 | 75,0 | 402,5 | 86,7 | |
12,5 | 25,0 | 100,0 | 62,5 | 465,0 | 100,0 | |
Σ | 25,0 | - | - | 465,0 | - | - |
Из анализа построенной по результатам вычислений диаграммы Парето (рис. 7.4) следует, что на долю наиболее дорогой продукции (стоимостью от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. за единицу), составляющей 20% от общего числа хранящихся на складе образцов, приходится 56,7% общей стоимости всей готовой продукции. На долю группы самой дешевой продукции (предпоследняя строка табл. 7.11), составляющей 50% от всего количества продукции на складе, приходится всего 13,3% от общей стоимости продукции.
Составим по важности (стоимости) группы продуктов A, B и C:
- группа A – верхние 7 строк табл. 7.11 (продукты стоимостью от 30 тыс. до 100 тыс. руб. за единицу);
- группа B – 8-я и 9-я строки (продукты стоимостью от 10 тыс. до 30 тыс. руб. за единицу);
- группа C – 10-я строка таблицы (продукты стоимостью от 0 до 10 тыс. руб. за единицу).
Представим в табл. 7.12 и на рис. 7.4 результаты ABC – анализа.
Таблица 7.12
ABC – анализ складского анализа
Группа | Относительная частость количества образцов в группе, % | Относительная стоимость образцов в группе, % |
A | 56,7 | |
B | ||
C | 13,3 |
Теперь ясно, что контроль продукции на складе будет эффективнее, если для образцов группы A контроль будет самым жестким (сплошным), а контроль группы C, - упрощенным. Продукция группы B занимает промежуточное положение.
XYZ - анализ.В отличие от АВС-анализа XYZ подразумевает использование единственного критерия классификации запасов – коэффициента вариации. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:
v = (S / R ср) * 100%,(7.12)
где S – стандартное (среднее квадратическое) отклонение объемов реализации за наблюдаемый период;
R ср – средний объем реализации за этот же период.
Стандартное отклонение определяется
S = , (7.13)
где n – число наблюдений.
A |
B |
C |
Рис. 7.4. Диаграмма Парето (ABC – анализ)
Пример 2.Результаты XYZ-анализа представлены в табл. 7.13.
Таблица 7.13
Товар | Объем продаж по месяцам шт. | Средние продажи за месяц | Si, шт. | v, % | XYZ | |||||
Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | |||||
160,0 | 60,3 | 37,6 | Z | |||||||
156,2 | 8,4 | 5,3 | X | |||||||
260,5 | 24,5 | 9,4 | X | |||||||
789,5 | 37,9 | 4,8 | X | |||||||
105,8 | 14,3 | 13,5 | Y | |||||||
279,2 | 24,7 | 8,8 | X | |||||||
1539,7 | 10,4 | Y | ||||||||
232,7 | 115,6 | 49,7 | Z | |||||||
4534,5 | 290,5 | 6,4 | X | |||||||
143,3 | 35,7 | 24,9 | Y |
Величины стандартного отклонения Si и коэффициента вариации v рассчитывались по формулам (7.12) и (7.13). Таким образом, в группу X вошли товарные позиции 2,3,4 и 9, в группу Y – 5, 7 и 10, остальные попали в группу Z –1 и 8.
По результатам расчетов построим кривую Лоренца (рис. 7.5). Значения по оси ординат образуются накоплением коэффициента вариации товарных позиций по мере их возрастания.
X |
Y |
Z |
Рис. 7.5. Результат XYZ-анализа (кривая Лоренца)
Совместный ABC и XYZ- анализ.
Пример 3.В целях укрепления позиции на рынке руководство фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, омертвленных в запасах. Необходимо провести анализ ассортимента по методам АВС и XYZ, в результате чего распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению запасами. Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год, а также объемы продаж по отдельным кварталам представлены в табл. 7.14.
Таблица 7.14
Номер позиции | Средний запас за год, тыс. руб. | Реализация за квартал, тыс. руб. | |||
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | ||
Решение. 1. Проведем АВС-анализ запасов. В качестве критерия классификации выберем показатель «Средний запас за год». Проранжируем товарные позиции в порядке убывания среднего запаса (табл. 7.15).
Таблица 7.15
АВС-анализ запасов
№ позиции | Средний запас за год по позиции, тыс. руб. | Доля позиции, % | Доля с нарастанием, % | Группа |
31,33 | 31,33 | A | ||
24,30 | 55,63 | A | ||
15,98 | 71,61 | A | ||
12,15 | 83,76 | B | ||
5,75 | 89,51 | B | ||
4,41 | 93,93 | C | ||
2,88 | 96,80 | C | ||
1,28 | 98,08 | C | ||
0,96 | 99,04 | C | ||
0,96 | 100,00 | C | ||
Итого: | 100,00 |
В результате выделили группу А товарных позиций 1, 9 и 8, которые составляют около 80% всех запасов фирмы. В группу В входят товарные позиции 4 и 7, остальные позиции попали в группу С.
Для большей наглядности построим диаграмму Парето (рис. 7.6).
Рис. 7.6. Диаграмма Парето по долям товарных позиций
среднего запаса. Позиции приведены в порядке убывания доли:
1, 9, 8, 4, 7, 10, 6, 3, 5, 2.
Из АВС-анализа следует, что в первую очередь необходимо контролировать запасы товаров, входящих в группу А (позиции 1, 9, 8). Теперь необходимо разобраться, оправдано ли такое количество хранимых запасов. Для этого проведем еще один АВС-анализ.
2. Выберем другой критерий классификации товарных запасов «Объем реализации за год» (табл. 7.16). В результате проведенного АВС-анализа в основную группу А попали товарные позиции 1, 9, 4 и 8. В группе В оказались позиции 7 и 10, остальные в группе С. Отметим, что все товарные позиции из группы А по предыдущему анализу на этот раз также попали в группу А. Это еще раз указывает на необходимость контроля уровня этих запасов.
Таблица 7.16