Картографирование рисков фирмы

Картографирование рисков- это системат-ное представление опасностей, с которыми фирма сталкивается в результате проведения каких- либо действий, а также воздействия внешнего окружения и финансовые отношения.

Цель картографирования– идентификация риска (вид, частота и сила воздействия).

Принципы построения карты риска:

  1. для этой процедуры привлекаются внешние эксперты;
  2. картографирование рисков проводиться на основе составления вопросника – это основной перечень ситуаций риска, с которым может столкнуться организация.

Вопросник:

  1. Описательный: подробное указаны все элементы внешней и внутренней среды с основными характеристиками.

Все вопросники составляются на основании предыдущего опыта их авторов.

  1. Точечный:перечень вопросов, на которые эксперт должен ответить утвердительно или отрицательно.

Недостатки вопросников:

  • Ни один вопросник не способен отразить все связи организации;
  • Либо чрезмерное дробление риска, либо чрезмерное обобщение;
  • Трудно заполнять и обобщать вопросник.
  1. Карты рисканезависимо от формы и содержания должны описывать один и тот же рисковый профиль. По форме и содержанию выделяют карты:
      • Географический план;
      • Карта-схема технологического процесса.
  1. По каждому виду риска определяются показатели:
      • источник, вызывающий риск;
      • сфера проявления риска;
      • масштаб и сила воздействия.

Основные виды карт рисков:

  1. Карта географических признаков– составляется в том случае, если организация только начинает свою деятельность и выбирает месторасположение; или расширяется;
  2. Карты рабочих помещений(например, карта пожарной безопасности);
  1. Карта поставщиков– имеет вид таблицы, в которой указывается наименование поставщика, объемы и виды работ и услуг, его репутация по 5-ти бальной шкале;
  2. Карта потребителей – таблица строится по такому же принципу, что и карта поставщиков, только по системе сбыта;
  3. Карта персонала;
  4. Карта конкурента– имеет вид таблицы, в которой рассматриваются угрозы со стороны конкурентов;
  5. «Оргструктура» - имеет вид схемы, на которой отмечены все подразделения организации и степень их риска. Самые рисковые: отделы сбыта, закупки и финансовый отдел (мертвые точки);
  6. Карта проекта;
  7. Карта сегментации рынка– собирается вся маркетинговая информация о сегменте рынка;
  8. Карта финансовых инструментов– указываются все финансовые инструменты организации и степень их риска;
  9. Карта внешнего окружения– оценка всех рисков внешней среды.

Завершением процедуры картографирования является составление сводной таблицы рисков фирмы.



Факторы риска Виды картографических рисков
персонал поставщики конкуренты и т.д.
1. 2. 3. …        

Стратегические риски

Стратегический риск – это риск, который проявляется в деятельности организации, связанный с реализацией стратегии и способный доходить до катастрофического масштаба.

Источниками стратегических рисков являются внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы:

  1. изменения в экономической среде, наличие и доступность денежных ресурсов;
  2. политические факторы;
  3. изменение правовой стороны среды;
  4. изменение в социально-культурной среде;
  5. технологические факторы

Внутренние факторы:

  1. неверная оценка стратегического потенциала;
  2. особенности кадрового состава;
  3. технология управления ресурсами;
  4. ошибка в прогнозе развития страны;
  5. ошибочный выбор целей.

Стратегические риски менее управляемые и самые разрушительные.

Используется для оценки модель «5 сил» Портера.

Уровни стратегического риска:

  1. Низкий:
    • Риск-менеджмент является частью стратегического планирования;
    • Все сотрудники организации знают и разделяют стратегические цели и принимают элементы корпоративной культуры;
    • За последние несколько лет были достигнуты цели организации, стратегии, при этом управленческий состав был активно задействован;
    • Принимаемые инициативы обеспечения финансовыми средствами могут оказать лишь незначительное влияние на доходы фирмы;
    • Возможность менять управленческие решения и корректировать цели организации.
      1. Средний:
  • Риск-менеджмент частично согласовывается с процедурами стратегического управления;
  • Руководство организации способно принимать эффективные решения и контролировать их выполнение;
  • Вероятность успеха новых стратегических инициатив довольно высока, при этом сотрудники могут о них не знать;
  • Принимаемые инициативы могут нанести серьезный ущерб доходу и капиталу лишь в незначительном количестве случаев;
  • Стратегические инициативы не ведут к резким изменениям в организации.
  1. Высокий:
    • Стратегическим вопросам не уделяется достаточное внимание; риск-менеджмент отделен от стратегического управления;
    • Несоответствие стратегии и тактики организации;
    • Неэффективные процедуры диагностики риска;
    • Отсутствие единой информационной системы, поддерживающей стратегические инициативы;
    • Стратегические инициативы сильно отличаются от принятой стратегии;
    • Стратегические решения сильно влияют на стоимость фирмы;
    • Отменить принятые решения трудно и дорого.

Наши рекомендации