Историческое краеведение в 1930-е - 2000-е гг
Уничтожение краеведческого движения. * К «новому краеведению». * В условиях ликвидации. * В годы Великой Отечественной ... * Школьное краеведение. * 1960 — 1980-е гг. * Союз краеведов России. * Краеведческие общества и организации. * Краеведческие конференции. * Краеведческая литература. * Краеведение и образование. *
Н |
а рубеже 1920 - 1930-х гг. историческому краеведению, как и краеведческому движению в целом, был нанесен ощутимый удар. Аресты крупных ученых, связанных в своей деятельности с краеведческой работой, многих местных краеведов, закрытие или переформирование местных краеведческих обществ, прекращение их исследовательской и издательской деятельности, свидетельствовали о массированном и целенаправленном наступлении на краеведческое движение. Все это было неизбежным в условиях становления тоталитарного режима в нашей стране и усиления бюрократизации общественной жизни.
Уничтожение краеведческого движения. Существование краеведческих обществ и продолжение краеведческой работы в прежних формах становилось немыслимым и невозможным прежде всего потому, что они изначально были выражением демократической самодеятельности населения, основанной на традициях, сформировавшихся еще в дореволюционное время.
В обстановке всеобщего нивелирования краеведческое движение становилось ненужным для власти еще и потому, что первостепенной задачей краеведов всегда было выявление своеобразия и специфики исторического развития того или иного региона, края и т.д. «Всем опытом своего дела, - говорил С.О. Шмидт, - краеведы предостерегали от попыток унификации приемов хозяйствования, от забвения местных особенностей - природных, социальных - выверенных временем трудовых навыков. Не случайно массовая насильственная коллективизация повлекла погром знатоков сельской жизни, наступление на промысловую кооперацию оказалось трагическим для тех, кто эти промыслы изучал и популяризировал». Массовое разрушение или губительное использование старинных и особенно церковных зданий было связано и с первоочередным наказанием тех, кто выступал против этого и видел в них прежде всего памятники истории и культуры, боролся за их сохранение.
В краеведении конца 1920 - начала 1930-х гг. четко обозначилась тенденция ограничения его удовлетворением текущих хозяйственных и политико-просветительных потребностей, что препятствовало свободному развитию историко-культурного направления в краеведческой работе. Определенную роль в этом сыграло фактическое прекращение в 1920-е гг. преподавания истории в учебных заведениях и закрытие исторических факультетов в высших учебных заведениях.
Новые идеологические подходы к исторической науке, заданность и запрограммированность исследований, ориентированных на уже имеющиеся выводы («Краткий курс истории ВКП(б)»), не нуждались в тщательном и добросовестном изучении исторического конкретного материала, в привлечении данных региональной истории.
Однако в 1930 г. краеведение было введено в программы педагогических вузов. В этом же году при Коммунистической академии организовалась секция по краеведению. В 1931 г. появилось Общество краеведов- марксистов (ОКМ) как общесоюзный центр по подготовке кадров краеведов-марксистов для научной разработки и пропаганды марксистско-ленинской методологии в области краеведения. Характерно, что в это же время Центральное бюро краеведения было переведено из Ленинграда в Москву.
К «новому краеведению». В конце марта 1930 г. состоялась IV Всероссийская краеведческая конференция, на которой был избран новый состав ЦБК в количестве 26 человек. Председателем вновь был избран П.Г. Смидович, а его заместителями - А.Ф. Вангенгейм, Б.В. Веселовский, И.Г. Клабуновский. Вопросы исторического краеведения на конференции практически не поднимались. Она заслушала доклады о роли краеведов на путях социалистического строительства и о взаимосвязи социалистического строительства и краеведения, с которыми выступили П.Г. Смидович и Г.М. Кржижановский, обсудила теоретические и организационные вопросы. Было принято решение так перестроить сеть краеведческих организаций, чтобы обеспечить их подлинную массовость. Областные общества краеведения упразднялись. Создавались краеведческие ячейки на фабриках, заводах, в колхозах, учреждениях, вузах, школах. Руководство их деятельностью осуществляли районные, окружные и областные бюро краеведения.
Достаточно скоро это решение было переведено на правительственный уровень, и уже 30 марта 1930 г. СНК РСФСР принял постановление «О мерах по развитию краеведного дела», согласно которому все прежние краеведческие общества ликвидировались. Краеведческая работа концентрировалась теперь в низовых краеведческих ячейках, координацию которых осуществляли бюро краеведения с проверенным в идеологическом отношении составом. В качестве главной задачи краеведов ставилась следующая: «Изучение производительных сил и природных богатств страны, изыскание дополнительных местных ресурсов, могущих быть использованными в интересах развития социалистического строительства и ускорения культурного роста страны...». Наркомату просвещения предписывалось всемерно развертывать краеведческую работу в школах. В перспективе реальная краеведческая работа в течение нескольких десятилетий будет осуществляться именно в рамках «школьного краеведения».
25 августа 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», которое предусматривало введение элементов краеведения в школьное преподавание. В нем, в частности, говорилось: «Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально- экономическое развитие и т.д.)». Кроме того, после принятого в следующем году правительственного постановления «Об учебниках в начальной и средней школе» начали издаваться и применяться на уроках «Краевые учебные книги для начальных школ», где содержались историко-краеведческие материалы.
Ярославль. Церковь Рождества Христова. Гравюра худ. СЛ. Глушкова
SO 247 G3
Примечательно, что помимо этих изданий в учебном процессе и краеведческой работе пользоваться было фактически нечем. Состоявшийся в 1931 г. пленум ЦБК принял резолюцию о пересмотре на предмет «политически вредных изданий» и фактическом изъятии из обращения всей литературы по краеведению, вышедшей до 1931 г. Надо сказать, что изъятие из библиотек «вредной» в политическом отношении литературы началось задолго до этого, практически сразу после прихода большевиков к власти, и к началу 1930-х гг. многих изданий, особенно дореволюционных, в библиотеках уже просто не существовало. Приведем для примера только один директивный документ этого времени - «Инструктивное письмо о пересмотре книжного состава массовых политпросветских и профсоюзных библиотек», принятое 29 марта 1930 г. и подписанное председателем Главпо- литпросвета Н.К. Крупской и председателем Центральной библиотечной комиссии М.А. Смушковой. Примечательно, что упор при проведении чистки библиотек теперь должен был делаться уже не на изъятии дореволюционных изданий, как это чаще всего делалось в предшествующий период, а на чистку массовых библиотек от книг, вышедших в советское время, как быстро устаревающих в связи со «стремительным темпом социалистического строительства». Из обращения изымались все старые дореволюционные журналы и календари (до предыдущего года). Общественно-литературные, исторические, педагогические и научные журналы сохранялись только в крупных центральных библиотеках, но в ограниченном количестве и «лишь для научной и учебной работы». В массовых энциклопедиях (кроме словарей Брокгауза и Ефрона, Граната, хотя и их выдача была резко ограничена), состоявших из отдельных выпусков, следовало ликвидировать выпуски, посвященные общественно-политическим знаниям и истории. Общий критерий изъятия большинства литературы, в которую, безусловно, попадала и краеведческая, был связан с ее «устарелостью», признаками которой являлись «в основном уже отжившие установки и формы работы, опирающиеся на совершенно устаревший фактический материал». Так что решение пленума ЦБК 1931 г. было, скорее, простой констатацией уже случившегося факта.
Историческое, историко-культурное краеведение все более отчетливо заменялось краеведением производственным. «Краеведение, основываясь на производстве, — подчеркивала в 1930 г. в своей книге, посвященной истории одной из нижегородских фабрик, краевед Т.А. Фомина, - приучает не замыкаться в небольшом масштабе, а видеть в нем часть целого планового хозяйства, связанного со всеми хозяйственными отрас- ляжи. ... Краеведение выполняет служебную роль, и задача его сводится к тому, чтобы: «научить уметь не только объяснять мир, но и перестроить его». <...> Прошлое края ... должно быть изучено, но не как само цель, а как подсобный момент, для правильного понимания настоящего, использования местных условий и производительных сил в будущем. <...> Отсюда значит, и заняться краеведением, одной из очередных задач которого должно являться изучение местных фабрик и заводов». Так, смена ориентиров для краеведов вела к тому, что изучение деревни и городов трансформировалось в изучение колхозов, фабрик и заводов. Но даже эта работа (в частности, подготовка многотомной серии трудов по истории фабрик и заводов, инициированная и поддерживаемая A.M. Горьким) к середине 1930-х гг. была практически свернута.
Ущерб, нанесенный деятельности краеведов, стал еще более ощутим уже в середине 1930-х годов. К этому времени практически не стало уже прежних краеведческих организаций, закрыты многие музеи (к слову сказать, отдел по охране памятников при Наркомпросе, в ведении которого находились краеведческие музеи, был упразднен еще в 1930 г., а уже в 1932 г. число краеведческих музеев во всей стране сократилось до 383, продолжая неуклонно уменьшаться), усилились репрессии не только в отношении представителей старой интеллигенции (в их орбиту попадали даже те исследователи и специалисты, которые занимались историей революционного движения). Краеведение отодвигалось как от основной сферы научных исследований, так и от активной общественной жизни. Правда, в последнем случае все зависело от того, какой смысл вкладывался в понятие «активная общественная жизнь» и какое место отводилось в ней краеведческим организациям. Так, Сектор науки Наркомпроса в конце марта 1933 г. разослал своим подведомственным учреждениям подробное распоряжение, в котором, в частности, напомнил «всем краеведческим музеям о необходимости самого широкого использования опыта передовых музеев Наркомпроса (Ленинградского музея социалистической реконструкции сельского хозяйства. Государственного Политехнического музея в Москве, Государственного музея по передовому опыту в Москве, Музея краеведения в Истре) в деле борьбы за повышение урожайности колхозных полей (организация выставок, консультаций, массовой агротехпропаганды и т.д.). Используя опыт этих передовых музеев, краеведческие музеи должны преломить его под углом зрения местных условий». Задачи «нового краеведения» меняли облик и деятельность краеведческих организаций порой до неузнаваемости.
В то же время вновь созданные бюро краеведения за несколько лет показали свою полную несостоятельность и была предпринята попытка вернуться к прежним формам объединения краеведов. В 1934 - 1935 гг. возникли оргбюро по созданию краеведческих обществ, во главе которых обычно стояли председатели плановых комиссий или заместители председателей исполкомов. Был даже утвержден типовой устав общества изучения края, но возрождения краеведения так и не произошло. Краеведческая сеть и кадры были растеряны. В условиях новой волны репрессий в 1937 г. прекратилось издание журнала «Советское краеведение», а затем дело дошло и до руководящих краеведческим движением органов.
В условиях ликвидации. В 1937 г. было ликвидировано Центральное бюро краеведения. Вслед за этим появилась новая организационно-научная структура, связанная с краеведением - Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы Наркомпро- са РСФСР (НИИКМ). Хотя новой эту структуру назвать, пожалуй, нельзя. По существу, ей было уже несколько лет. Еще 3 мая 1932 г. СНК РСФСР создал в Москве своим постановлением Центральный научно-исследова- тельский институт методов краеведческой работы Наркомпроса РСФСР. Но к 1937 г. его название да и статус несколько изменились. По сравнению с ЦБК статус его был уже иным, хотя программа деятельности оставалась достаточно широкой: изучение и обобщение опыта музеев и краеведческих организаций, разработка методических материалов, непосредственные контакты с музеями, организация подготовки кадров. В какой-то мере НИИКМ осуществлял централизованное руководство музеями, составлявшими музейную сеть. Следует подчеркнуть, что, несмотря на присутствие в названии института слов «краеведческая работа», о краеведении и самостоятельных краеведческих организациях речи уже не шло. Краеведение теперь связывалось во многом с музеями краеведческого профиля. Стоит сказать, что институт не раз менял свое название и переживал многочисленные реорганизации, превратившись, в конечном счете, в Российский институт культурологии, в котором краеведческим исследованиям в отличие от музееведческих места уже не оказалось.
Примечателен еще один документ - письмо-директива Наркомпроса «О постановке и организации краеведческой работы» от 25 апреля 1938 г. В нем Нарком- прос предписывал развернуть краеведческую работу в школах, вузах, культпросветучреждениях, производственных коллективах под научно-методическим руководством местных краеведческих музеев. Это существенно ограничивало возможности краеведения и осложняло краеведческую работу. Она становилась делом сравнительно узкого круга лиц - работников музеев, архивов, кафедр педагогических институтов.
Во второй половине 1930-х гг. несколько изменилась ситуация в сфере исторического образования и преподавания исторических дисциплин. Появление постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 мая 1934 г. о преподавании гражданской истории в школах свидетельствовало о признании несостоятельности прежней политики, связанной с фактической отменой исторического образования, и о необходимости возвращения к преподаванию истории в школах и вузах и подготовке кадров историков в традиционных формах, пусть даже на основе марксистско-ленинской методологии. Теоретико-методологическую основу преподавания истории и проведения исторических исследований вскоре обеспечил «Краткий курс истории ВКП(б)», появившийся в 1938 году. В этом же русле следует рассматривать восстановление исторических факультетов в высших учебных заведениях связанных с подготовкой преподавательских кадров. Так, в 1934 г. был восстановлен исторический факультет Московского государственного университета. А в 1939 г. в дополнение к пяти историческим кафедрам факультета было добавлено еще четыре, о появлении которых следует упомянуть особо: кафедры археологии, этнографии, истории южных и западных славян и музейно-крае- ведческая кафедра. Появление музейно-краеведческой кафедры свидетельствовало о позитивных тенденциях, связанных с развитием исторического краеведения. Но пока это был, по существу, единственный факт появления учебно-структурного подразделения, ориентированного на соприкосновение с краеведением. Однако большинство лекционных курсов и практикумов по данной кафедре было связано с историей и организацией музейного дела и соприкосновение с краеведением оказывалось минимальным. В других университетах и педагогических институтах не было даже этого. Поэтому говорить о каких-то заметных сдвигах, связанных с развитием исторического краеведения в системе высшей школы не приходилось, хотя вполне ощутимая работа в этом направлении велась по линии археологии и этнографии, но должного внимания не уделялось и им.
В годы Великой Отечественной... В годы Великой Отечественной войны краеведческая работа несколько активизировалась, хотя эта активизация носила довольно специфический характер. Перестройка экономики страны на военные рельсы требовала выявления новых местных хозяйственных ресурсов. В связи с этим краеведы были ориентированы на поиск таких ресурсов, особенно сырьевых, на местах. Кроме того, подъем патриотических чувств усилил интерес к героическому прошлому страны, ее истории и культуре.
В июне 1942 г. Наркомпрос предложил с помощью краеведов «усилить собирание местных материалов по истории края и участию местного населения в Великой Отечественной войне». Эта работа прежде всего развернулась в школе. Школьники вели поиск документальных материалов о героизме своих земляков на фронте и в тылу врага. Создавались поисковые группы и кружки юных краеведов-следопытов. Возникло даже движение «красных следопытов». В сложнейших условиях военного времени была развернута работа по выявлению и сбору вещественных и письменных источников об участии населения того или иного края в борьбе против захватчиков. Проведенная работа дала разнообразные материалы для организации в школах краеведческих уголков, комнат боевой и трудовой славы, школьных и народных музеев.
Школьное историческое краеведение получило существенную поддержку со стороны созданной в 1943 г. Академии педагогических наук. В ее составе была организована специальная комиссия по школьному краеведению, в работе которой приняли активное участие академик A.M. Панкратова, профессор С.В. Бахрушин, методист А.Ф. Родин и др.
В 1945 г. I Всероссийское совещание работников культпросветучреждений приняло решение о развертывании краеведческой работы библиотеками, клубами, Домами культуры. А с 1949 г. при областных краеведческих музеях стали создаваться музейно-краеведческие советы для координации работы по изучению родного края и научно-методической помощи народным, школьным музеям, краеведческим кружкам и другим организациям. Краеведческий актив формировался в основном в сфере деятельности государственных музеев, архивов и библиотек.
Определенную роль в развитии краеведческой работы сыграла реализация постановления СНК СССР от 14 октября 1948 г. «О мерах улучшения охраны памятников культуры».
Школьное краеведение. В конце 1940 - начале 1950-х гг. переживало своеобразный подъем школьное краеведение. Поддержку ему оказывали дома пионеров и детские экскурсионно-туристические станции. В русле школьного краеведения развивалось в это время и юннатское движение.
Формы и способы краеведческой деятельности школьников были весьма разнообразны. Вот как вспоминал об одной из них зам. директора по научной работе Ярославского музея-заповедника М.Г. Мейерович: «Я организовал при музее археологический кружок для старшеклассников. Кружок этот числился при Детской областной туристической станции, где в 1955 г. была издана моя брошюра «Юным археологам. В помощь юным туристам-краеведам». В 1954 г. по моей просьбе Е.И. Горюнова возглавила экспедицию нашего кружка по раскопкам славянских курганов XI - XIII вв. в районе дома отдыха «Красный холм» на Волге. Ребята были очень довольны, работали с большим интересом. А один из них, Слава Сагетдинов, и в дальнейшем участвовал во многих экспедициях, стал краеведом, работал в Ярославских реставрационных мастерских, учился на истфаке ЯГПИ».
Свое место в системе краеведения занимали высшие учебные заведения, где краеведение развивалось в рамках учебных дисциплин, но, как правило, дело не шло дальше определенных вкраплений по истории, географии и природе края в общие курсы по отечественной истории, географии, биологии и т.д. Нужно сказать и о библиотеках, где стала проводиться определенная библиографическая работа по краеведческой тематике.
Во второй половине 1950 — начале 1960-х гг. обозначилось повышение интереса к краеведческой работе, что во многом было стимулировано серьезными общественно-политическими изменениями в стране. Выразилось это, в частности в значительном расширении туризма и туристической деятельности. С историко-краеведческой проблематикой оказалась тесно связанной и работа по охране памятников истории и культуры.
1960 - 1980-е гг. В середине 1960-х гг. было создано Всесоюзное общество по охране памятников истории и культуры (ВООПИК), в рамках которого и произошло объединение большинства краеведов страны. Примерно два десятилетия оно выполняло роль своеобразного координирующего центра, способствующего возрождению краеведения, хотя и на уровне распыленного еще, неорганизованного структурно, во многом любительского занятия части провинциальной интеллигенции.
На это время приходится создание многих областных издательств, начинающих выпускать литературу по истории края. Все чаще стали появляться краеведческие сборники и альманахи, подготовленные на материалах местных государственных архивов и музеев. Так, с 1957 г. стали регулярно выходить «Краеведческие записки» в Ярославле, инициатором и организатором выпуска которых был заместитель по научной работе заведующего Ярославским музеем-заповедником, историк М.Г. Мейерович. «В этих выпусках, - писал он позже в своих воспоминаниях, - публиковались материалы по географии, геологии, биологии, но большая часть статей была посвящена истории и культуре края. Это были сообщения о семибратовских мельницах XVIII в., об известиях иностранцев о Ярославле XVI - XVII вв., планировке и застройке города по «регулярному плану» 1778 г., изучении Ярославского края экспедицией Академии наук в середине XVIII в., о первом русском провинциальном журнале «Уединенный пошехонец», о «Топографических описаниях» края, о помещичьей вотчине XVIII в., о связях драматурга Анфиногенова с ярославским театром в 1920-е годы, о ярославской деревне в годы нэпа и т.д., и т.п. <...> А III выпуск «Краеведческих записок», изданный в 1958 г., был целиком посвящен «Краткому описанию коллекции рукописей Ярославского музея», автором которого был В.В. Лукьянов». Отметим сразу, что в 1994 г. М.Г. Мейерович, один из самых известных в области историков-краеведов и музейных деятелей, возглавил Ярославское областное краеведческое общество.
С конца 1980-х гг. Советский фонд культуры (во главе с Д.С. Лихачевым) проводил целенаправленную работу по координации деятельности возникавших на местах республиканских и областных краеведческих обществ. Однако после отхода Д.С. Лихачева от его руководства фонд перестал содействовать развитию краеведческого движения.
Союз краеведов России. В мае 1990 г. состоялась учредительная конференция в Челябинске, на которой был создан Союз краеведов России (СКР) (председатель - С.О. Шмидт). Он также стал играть определенную координирующую роль в развитии краеведческого движения. С 1990 г. стал издаваться краеведческий альманах «Отечество». В 1992 г. вышел в свет первый номер «Вестника Союза краеведов России», в котором были опубликованы статьи-обращения Д.С. Лихачева и С.О. Шмидта, Устав СКР и комплексная долговременная программа «Краеведение» с разъяснениями о содержании целевых программ СКР, таких как «Теория и история краеведения», «Школьное краеведение», «Природное наследие», «Общественные музеи», «Земляки», «Летописание», «Исторический некрополь России», «Исчезнувшие памятники России», «Великая Отечественная война», «Культурные гнезда России». С этого времени в развитии отечественного краеведения начался новый этап, связанный во многом и с изменениями в жизни государства и общества. После ослабления жесткой централизации во всех областях общественной, научной и культурной жизни России происходит значительное усиление самостоятельности регионов и областей, а вместе с тем и определенное их обособление от столичного центра. «Особенно результативными для краеведения оказались недавние годы, - писал в 1999 г. С.О. Шмидт. - Это - следствие и демократических изменений в нашей общественной жизни, и возрастания в стране роли провинции, побуждающее больше внимания уделять местным традициям. Это - следствие перемены поисково-тематических возможностей гуманитарных наук. < ... > И изменившиеся условия работы историков, ранее ограниченных в тематике своих изысканий, и в их источни- ковой базе ...»
Краеведческие общества и организации. В ряде регионов и областей стали создаваться (а в некоторых случаях и воссоздаваться) краеведческие общества и организации, объединяющие усилия любителей истории своего края. Так, после неудачной попытки создать в конце 1980-х гг. Вологодское областное общество краеведения, в Вологде было возрождено Вологодское общество изучения Северного края, закрытое в 1937 году. В марте 1995 г. ВОЙСК было зарегистрировано как областное общественное объединение, имеющее своими основными целями изучение Вологодского края в естест- венноисторическом, географическом, экономическом, историко-культурном, бытовом, художественном отношении, координацию и кооперацию усилий научных, учебных, просветительских, государственных и предпринимательских структур, общественных объединений в изучении и освоении экономического, исторического, культурного и художественного потенциала Северного края.
Краеведческие конференции. В свое время существенную роль в развитии краеведения и краеведческого движения играли краеведческие конференции различного уровня: всесоюзные, всероссийские, региональные и т.д. Со второй половины 1980-х гг. практика проведения таких конференций возобновилась. Первая Всесоюзная конференция по историческому краеведению была проведена в Полтаве в 1987 г., а вторая в Пензе в 1989 году. Всего к началу нового столетия было проведено 7 краеведческих конференций всесоюзного и всероссийского уровня.
Краеведческий характер носили и разнообразные научные конференции 1990 - начала 2000-х гг., которые регулярно проводились во многих провинциальных городах и по материалам которых издавались сборники материалов. Так, в Ярославской области постоянным явлением культурной жизни края стали «Тихомиров- ские краеведческие чтения», проводимые Ярославским музеем-заповедником в сотрудничестве с Ярославским государственным университетом им. П.Г. Демидова, «Зо- лотаревские краеведческие чтения», организуемые Рыбинским музеем-заповедником опять же в сотрудничестве с Ярославским государственным университетом, конференции по истории и культуре Ростовской земли, проводимые Музеем-заповедником «Ростовский Кремль», Опочининские чтения (Мышкин), Данииловские чтения (Данилов) и т.д. Конференции являлись ярким свидетельством и подтверждением того, что историки, этнографы, археологи, литературоведы, географы, педагоги, музейные и архивные деятели и краеведы-любители вносят многосторонний вклад в изучение истории своего края.
Краеведческая литература. В последние годы в регионах и областях России стала активно издаваться разнообразная по уровню и качеству научная, популярная и учебная литература по истории края. Очень широк и, надо сказать, достаточно пестр круг авторов, публикующих свои краеведческие изыскания, весьма разнообразные, в свою очередь, по характеру. Это и научные исследования по истории, археологии, этнографии, географии и т.п. того или иного региона, и научно- популярные краеведческие издания, и мемуарные публикации известных краеведов, переиздаваемые после долгого забвения или же печатающиеся впервые. Появились и продолжающиеся историко-краеведческие издания, рассчитанные на самую широкую аудиторию. Это - «Тверская старина», «Ярославская старина», «Ярославль многоликий», «Томская старина», «Губернский дом» (Кострома), «Пензенский временник любителей старины» и др. Краеведческие материалы нередко появляются на страницах текущей периодики, рассчитанной на массового читателя.
Растет интерес к истории российских малых городов, сел и деревень, причем здесь особенно заметно разнообразие авторских интересов. Книги о своей малой Родине публикуют профессиональные историки, сельские учителя, потомки российских эмигрантов, архивные и му-
ю 259 га
зейные деятели и т.д. (Приведем в качестве примера несколько таких изданий: Михеевский А. История села Благовещенское. Архангельск, 1997; Карсаков О.Б. Мышкин - город классической провинции. Мышкин, 2000; Перунова А.Н. Село Глубокое: Историко-биогра- фические очерки. Шадринск, 2000; Левыкин К.Г. Деревня Левыкино и ее обитатели. М., 2002; Гречу - хин В.А. На реках неславных. Рыбинск, 2002; Темнят- кин С.Н. Моя Кацкая Русь: Люди предания, обычаи, верования западных земель Ярославского края. Ярославль, 2003; Шмеман С. Эхо родной земли. Двести лет одного русского села. М., 2003; Исторические города и села Костромской области / Под ред. С.Н. Конопатова. Кострома, 2004; Летопись Ярославских сел и деревень / Сост. А.Н. Трешневиков. Рыбинск, 2004; и т.д.).
Помимо этого, готовятся и издаются многотомные своды, требующие скрупулезной и длительной работы авторских коллективов: «Книги Памяти», посвященные как погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны, так и жертвам сталинских репрессий, своды материалов о памятниках истории и культуры края.
Растет выпуск различных энциклопедий и словарей краеведческого характера (См., например: Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях/ Под ред Е.В. Кузнецова. М., 1992; Коновалов Ф.Я., Панов Л.С., Уваров Н.В. Вологда, XII - начало XX века: Краеведческий словарь. Архангельск, 1993; Курск: Краеведческий словарь-справочник / Под ред Ю.А. Бугрова. Курск, 1997; Нижегородский край: факты, события, люди. 2-е изд. / Под ред. Н.Ф. Филатова, А.В. Седова. Нижний Новгород, 1997; Москвоведение: Справочник/ Сост. A.M. Хмуров. М., 1998; Уральская историческая энциклопедия / Гл. ред. В.В. Алексеев. 2-е изд. Екатеринбург, 2000; Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах, именах. А-Я / Ред- колл. А.И. Аврус и др. Саратов, 2002; Кострома: Историческая энциклопедия / Гл. ред. А.К. Шустов. Кострома, 2002; Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время: Историко-краеведческий словарь. Мурманск, 2003; Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города / Под ред. Н.М. Дмитриенко. Томск, 2004; и др.).
Весьма характерным явлением последних лет стало появление в некоторых регионах книжных издательств, специализирующихся на выпуске краеведческой литературы. Примером такого активно работающего издательства может служить издательство «Александр Рутман» в Ярославле, последовательно и целенаправленно выпускающее (и надо отметить, на самом высоком уровне) книги по истории и культуре Ярославского края как в рамках уже сложившихся серий («Граждане Ярославля», «Земля Ярославская» и др.), так и отдельные разноплановые издания.
Краеведение и образование. Примечательным явлением последнего времени становится и регионализация содержания образования, связанная с выделением и внедрением в систему обучения региональных компонентов. Среди факторов, вызывающих необходимость этого, можно выделить: природно-экологическое, исто- рико-этнографическое, национально-культурное своеобразие того или иного региона, не нашедшее еще должного отражения в содержании образования; присущую региону ментальность, концентрированную прежде всего в его духовной культуре; региональную специфику формирования, развития и ориентированности населения региона в тех или иных образовательных услугах.
В учебные планы и программы высших учебных заведений (причем не только гуманитарного профиля) вводятся многоплановые курсы, связанные с изучением местного края. Так, на исторических факультетах университетов в качестве обязательных присутствуют дисциплины, предполагающие изучение истории и культуры края и историческое краеведение. В учебные планы, например, исторических факультетов Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова и Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского введены такие дисциплины, как: «История Ярославского края», «История культуры Ярославского края», «Историческое краеведение». В ряде университетов открываются специальные кафедры, ориентированные на региональную историю и краеведение. Так, в Российском государственном гуманитарном университете была открыта кафедра региональной истории, в Нижегородском государственном университете - кафедра отечественной и региональной истории, в Ярославском государственном университете - кафедра му- зеологии и краеведения (с образованной при ней исследовательской лабораторией по истории и культуре Ярославского края) и т.д.
Активно вводятся региональные компоненты в образовательные стандарты средних учебных заведений. В середине 1990-х гг. своего рода экспериментальной площадкой по подготовке региональных образовательных стандартов Министерство образования России выбрало Вологодскую область. Региональный компонент в содержании общего среднего образования в данном случае отражал то образовательное пространство, которое обозначалось понятием «Вологодский край». Содержание и объем этого понятия определялись природно-географи- ческим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона. Региональный компонент предполагал включение в базисный учебный план области комплекса учебных курсов, характеризующих объекты краеведения, которые могут быть освоены методами обширного комплекса гуманитарных и естественных наук. Объекты краеведения соотносились со следующими образовательными областями: «Природа края», «История края», «Экономика края», «Культура края». В свою очередь, региональные образовательные области соотносились с соответствующими учебными курсами федерального компонента.
Остановимся только на одном из базовых блоков Вологодского регионального образовательного стандарта, а именно «История края».
«Объектом изучения «Истории края», - говорилось в объяснительной записке к этому блоку, - является прошлое региона, условно называемого Вологодским краем...
История края изучается и как часть истории Европейского Севера крупного региона России, имеющего признанную специфику исторического и культурного развития, а также свою роль в общероссийском историческом процессе.
История Вологодского края не отделяется от общероссийской истории в самостоятельную отрасль знаний. В научном плане она изучается в русле общих закономерностей истории России, а в дидактическом - в русле образовательных линий, предусмотренных федеральным образовательным стандартом по истории. Вот почему изучение истории Вологодского края может быть реализовано как посредством ведения специальной учебной дисциплины в объеме, предусмотренном для этих целей базисным учебным планом, так и посредством интеграции ее в общий курс истории России...