Формы реализации (функции) судебной власти
Основной формой реализации судебной власти является правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления).
Правосудие осуществляется судом первой инстанции, рассматривающим дело по существу, а также вышестоящими инстанциями, рассматривающими это же дело и правомочными отменить или изменить принятое по нему судебное решение. Процессуальный порядок судебного разбирательства детально регламентирован соответствующим процессуальным законодательством – ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАп РФ.
Другие формы реализации судебной власти:
1) Конституционный контроль – осуществляется КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; заключается в установлении соответствия или несоответствия законов и иных норм.актов Конституции РФ.
2) Административный контроль – контроль за законностью действий (бездействия) и решений должностных лиц и органов, общественных объединений. Решения и действия (или бездействие) органов гос.власти, ОМС, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина.
3) Судебный контроль за огранами предварительного расследования.
4) Судебной санкционирование – дача судом разрешения и принятие решения о производстве следственных действий и принятие решения о производстве следственных действий или применении мер процессуального принуждения.
5) Дача судом разъяснений по вопросам судебной практики – осуществляют ВС РФ и ВАС РФ с целью обеспечения единства судебной практики, правильного и единообразного понимания законов нижестоящими судами, а также правоохранительными органами.
6) Обеспечение исполнение приговора и иных судебных решений. Вступивший в законную силу приговор или иное судебное решение обращается к исполнению судом путем направления его копии в учреждение или орган, на который возложено его исполнение.
Суд как орган судебной власти.
Под судом как органом судебной власти следует понимать только тот состав судей, который осуществляет судопроизводство по конкретному делу.
Закон предусматривает различный состав судей для разных категорий дел и разных этапов судопроизводства по конкретному делу.
Судьи в соответствии с законом могут действовать единолично.
Некоторые категории дел, например дела о терроризме, захвате заложника, организации незаконного вооруженного формирования, гос.измене, насильственном захвате власти или насильственном удержании власти, рассматриваются коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. В таком же составе могут рассматриваться дела об иных тяжких или особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания.
В уголовном судопроизводстве суд может действовать и в составе судьи и 12 присяжных заседателей, если дело отнесено законом к подсудности судов субъектов Федерации и обвиняемый заявил ходатайство о таком составе суда.
В арбитражном судопроизводстве коллегия из трех профессиональных судей рассматривает, например, дела, отнесенные законом к подсудность ВАС РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов и др. При рассмотрении этим судом экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских и иных отношений, по ходатайству сторон суд может действовать в составе судьи и двух арбитражных заседателей.
Суд, как орган судебной власти, должен быть организован согласно действующему законодательству – не допускается создание чрезвычайных судов. Основным ФКЗ, устанавливающим судебную систему, является ФКЗ «О судебной системе РФ». Вопросы создания судов регулируются также положениями Закона РФ «О статусе судей в РФ», ФКЗ «О КС РФ», «Об арбитражных судах РФ», «О военных судах РФ», ФЗ «О мировых судьях РФ» и др., в т.ч. Закон РСФСР «О судоустройства РСФСР».
Суд осуществляет судебную власть только в пределах своей компетенции и рассматривает только те дела, которые отнесены к его подсудности законом.
Каждый суд действует на определенной территории, что отражается в соответствующем названии суда. Суды общей юрисдикции создаются в соответствии с административно-территориальным делением. Окружные арбитражные суды не совпадают с АТД и действуют на территории специально созданных округов. Мировые судьи действуют на территории специально определенных участков, которые выделяются внутри административно-территориальной единицы (района или города). Особым образом определяется территория действия военных судов. Их построение обусловлено структурой и дислокацией Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Военные суды действуют на той территории, на которой дислоцируются соответствующие единицы.