Средства контроля в спортивной тренировке
1. 1. Средства спортивной тренировки.
Средства спортивной тренировки – это организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование необходимых спортивных качеств, формирование необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов. С его помощью решаются ежедневные задачи тренировки (занятий). Если говорить об оздоровительной направленности занятий, то в данном случае средства спортивной тренировки призваны решать схожие задачи, за исключением достижения наивысших результатов.
Все средства спортивной тренировки делятся на 4 основных группы:
1. Педагогические средства (физические упражнения, методико-практические основы тренировки, планирование и организация процесса занятий, вербальные/невербальные методы воздействия)
2. Психологические средства (лекции, беседы, аутотренинг, рассуждения и т.д.)
3. Медико-биологически средства (фармакология, массаж, самомассаж, баня, гидропроцедуры и др.)
4. Дополнительные средства (в эту группу входят все факторы, способствующие успешности и непрерывности тренировочного процесса – материально-техническое обеспечение, гигиена, режим труда и отдыха, пропаганда здорового образа жизни и т.д.)
В основе любого оздоровительного вида занятий лежат физические упражнения. Под ними принято понимать двигательные действия, при помощи которых решаются задачи спортивной тренировки. Содержание физических упражнений (т.е. то, из чего они состоят) различается в зависимости от конкретной направленности занятия, от задачи «запуска» необходимых процессов, которые должны возникнуть о организме в ответ на применение тех или иных упражнений.
Эффект физических упражнений (или иными словами – степень воздействия на организм занимающихся) зависит от целого ряда факторов. В первую очередь это, безусловно, индивидуальные особенности организма. Следует иметь в виду, что очень многие спортивные данные имеют ярко выраженный наследственный характер. Во многом этим и объясняется разная степень «одарённости» в определённом виде спорта. Однако для оздоровительных занятий этот показатель не столь важен. Гораздо существеннее сформировать у занимающегося устойчивую мотивацию к постоянным занятиям физической культурой. Поскольку именно она играет едва ли не важнейшую роль в успешности занятий, обусловливает достижение максимально положительного эффекта и в плане освоения упражнений, и в плане выполнения, и в плане их дальнейшего применения.
Нагрузка должна подбираться, исходя из уровня физической подготовленности студента. Упражнения даваться по принципу «от простого к сложному» с постепенным увеличением уровня сложности и интенсивности. Обязательно следует чередовать нагрузку и отдых, иногда даже отступая от плана урока. В случае, если обнаруживается чрезмерная утомлённость занимающихся, целесообразно периоды отдыха увеличить, а интенсивность нагрузки слегка снизить.
Эффект физических упражнений также косвенно зависит от состояния здоровья занимающихся, от сбалансированности пищевого рациона, от организованности режима труда и отдыха и т.д.
Поскольку в основе любой двигательной активности лежит само движение, следует более детально остановиться на его характеристиках. Различают 7 основных групп:
1. Пространственные характеристики (сюда входят такие показатели как положение тела в пространстве, траектория и амплитуда движения).
2. Временные характеристики (продолжительность и темп выполнения упражнения).
3. Пространственно-временные показатели (скорость и ускорение)
4. Динамические характеристики
4.1.Внутренние (сила тяги мышц, их эластичные свойства, сила отражения).
4.2.Внешние (сила тяжести тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды.
5. Ритмические характеристики (ритм, темп, частота)
6. Качественные характеристики (точность, экономичность, плавность, эстетичность и т.д.)
Классификация физических упражнений.
По структуре движений различают 5 видов упражнений:
1. Соревновательные упражнения (они составляют основу спортивной деятельности; могут быть собственно соревновательными и тренировочными).
2. Специально-подготовительные упражнения (они являются средством специальной физической подготовки; могут быть направлены на совершенствование техники движений или на развитие физических качеств).
3. Общеподготовительные упражнения (они являются средством для общей физической подготовки и оздоровления организма; в силу своей специфики широко применяются на занятиях физической культуры в школах и вузах).
4. Имитационные упражнения (служат средством совершенствования техники движений)
5. Идеомоторные упражнения (упражнения, направленные на создание мысленного представления структуры движения, его техники с целью совершенствования качества его воспроизведения).
В зависимости от соответствия упражнений требованиям соревновательной деятельности, упражнения делятся на две группы:
1. Специфические (используемые исключительно для данного вида спорта)
2. Неспецифические (заимствованные из других видов спорта с целью усиления тренировочного эффекта).
1.2. Контроль в спортивной тренировке.
В настоящее время периодически звучат мнения о том, что следует исключить любые попытки оценивания уровня подготовленности занимающихся на занятиях по физической культуре в школе и в вузе. Мотивируют эту точку зрения тем, что у всех детей разные данные, разный уровень способностей, и менее подготовленные будут страдать в психологическом плане.
Звучат и противоположные мнения, авторы которых предлагают серьёзно усложнить и ужесточить перечень обязательных нормативов для школьников и студентов. Подобная позиция объясняется всё более слабыми спортивными результатами, демонстрируемыми занимающимися.
Прежде всего следует разобраться с термином «контроль» в тренировочном процессе. Под ним чаще всего понимают процесс оценивания эффективности используемых методик путём получения количественных и качественных данных по итогам обследования занимающихся (тренирующихся).
Различают три основных вида контроля в спортивной тренировке: этапный, текущий и оперативный. Разумеется, контроль в сфере спорта высших достижений существенно отличается от контроля в процессе оздоровительных занятий, поскольку цели и задачи тренировочных процессов совершенно различно. Однако терминология видов контроля идентична.
Оперативный контроль осуществляется в течение одного занятия. Текущий контроль позволяет отслеживать динамику в течение месяца. Этапный контроль охватывает значительные временные промежутки, обязательно учитывает начальное, промежуточное и заключительное состояние занимающихся. Проводится раз в полгода или раз в год.
Одной из основных форм оценивания на занятиях оздоровительной направленности является тестирование, под которым следует понимать испытание (измерение), проводимое с целью выявить способности, возможности занимающихся выполнять то или иное действие (динамического или статического характера) в заданным условиях. Для каждого теста должна быть разработана шкала оценивания, которая учитывает возраст занимающегося и средние показатели, исходя из него. При необходимости, через какое-то время, может проводиться ретест – повторное тестирование.
Контрольные вопросы.
1. Что такое «средства спортивной тренировки»?
2. На какие группы делятся средства спортивной тренировки? Что они в себя включают?
3. От чего зависит эффект физических упражнений?
4. Какие характеристики двигательной активности Вам известны?
5. Какие виды упражнений выделяют на основании структуры движения?
6. На какие группы делятся упражнения в зависимости от соответствия требованиям соревновательной деятельности?
7. Что такое «контроль» в спортивной тренировке?
8. Какие виды контроля Вы знаете? Каковы особенности каждого из них?