Взаимосвязь цен мирового и внутреннего рынка

Формирование мировых цен представляет особый интерес применительно к современной экономической действительности России. Это объясняется, в частности, широким распространением в нашей экономической литературе явного упрощения роли мировых цен - зачастую их представляют в качестве некоей позитивной цели, к которой должны стремиться уровни внутренних цен всех или большинства ведущих товаров в нормально функционирующей рыночной экономике. Анализ формирования мировых цен заставляет подходить к подобным выводам весьма осторожно, поскольку необходимо учитывать конкретные экономические условия, преобладающие в отдельные периоды в тех или иных странах. Вместе с тем, хотя совпадение внутренних и мировых цен встречается весьма редко, можно указать достаточно стабильные количественные взаимосвязи уровней внутренних и мировых цен на однородные товары.

Преобладающим вариантом ценовых расхождений является превышение величин внутренних цен над мировыми. Формирование более высокого уровня внутренних цен, по сравнению с мировыми ценами на однородную продукцию, характерно для всех стран, независимо от уровня их развития, но в большей мере это типично для импортных, а в меньшей - для экспортных, то есть собственно мировых цен.

По отдельным сырьевым товарам, производственное использование которых имеет наибольшее значение для экономики стран-экспортеров, типичной оказывается обратная картина - более низкий уровень внутренних цен по сравнению с мировыми. Яркий пример - более низкий по сравнению с мировым уровень внутренних цен на нефть и нефтепродукты в большинстве стран, выступающих в качестве крупных производителей и экспортеров нефти.

Решающими причинамиподобных расхождений между внутренними и мировыми ценамиявляются:

1. Существованиемежду отдельными национальными рынками и мировым рынком значительных экономических - тарифных и нетарифных - барьеров (таможенные пошлины, компенсационные сборы, субсидии, амортизационные, налоговые, кредитные и прочие льготы и т. д.). Чем сильнее национальный рынок обособлен от мирового рынка с помощью подобных барьеров, тем глубже разрыв между внутренними и мировыми ценами. Чем ниже эти барьеры, тем больше сближаются уровни цен.

2.Осуществление поставок на мировой рынок наиболее конкурентоспособными производителями стран-экспортеров. Причем во многих случаях эти поставки составляют лишь часть выпускаемой в стране продукции, а остальная идет па внутренний рынок. При большом объеме внутреннего рынка подобные производители получают возможность «компенсировать» низкие мировые цены за счет более высоких внутренних цен.

3.Наличие более острой ценовой конкуренции на мировом рынке по сравнению с национальными рынками часто ведет к тому, что мировые цены на промышленные и сырьевые товары образуются не путем усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путем выравнивания цен по наиболее эффективным (с меньшими издержками) производителям, играющим по сути роль неких ценовых «лидеров».

К настоящему времени в результате длительной высокой инфляции в России по большинству товаров уровень мировых цен не только достигнут, но подчас заметно превышен.

Взаимосвязь мировых и внутренних цен возможно проследить путем анализа индекса «ценовой» конкурентоспособности отечественных товаров относительно импорта, который характеризует изменение «цены» всего импорта в масштабе внутренних цен, иными словами, - его относительное удешевление (удорожание) под влиянием курсовой политики и динамики импортных (контрактных) цен. Например, в результате резкой девальвации рубля к концу 1998 г. импорт России из стран «дальнего зарубежья» в масштабе внутренних цен подорожал почти в 2,5 раза, примерно в таких же масштабах повысилась «ценовая» конкурентоспособность отечественных производителей. Однако вскоре ценовой отрыв импорта относительно продукции отечественного производства под влиянием укрепления реального курса рубля и изменения структуры импортных поставок себя, по сути, исчерпал, т. е. в экономике быстро восстанавливаются контуры ценовых соотношений, характерные для преддевальвационного периода. Это означает, что по многим видам промышленной продукции возможности импортозамещающего развития быстро исчерпываются, и национальные производители все сильней начинают ощущать на себе конкурентное давление со стороны импорта.

Правда, значительный ценовой разрыв между мировыми и внутренними ценами еще сохраняется в части отдельных изделий производственно-технического, главным образом инвестиционного, назначения, высокотехнологичных потребительских товаров. Однако и для указанных товаров резерв ценовой конкурентоспособности быстро исчерпывается.

Причин тому несколько. Во-первых, это быстрое укрепление реального курса рубля, что напрямую обусловливает постдевальвационное выравнивание внутренних и мировых цен. Во-вторых, - сравнительное удешевление импортных поставок в связи со снижением контрактных цен в условиях узкого внутреннего спроса. В-третьих, восстановлению ценовой привлекательности импорта для отечественных потребителей во многом способствует быстрое приспособление его структуры к пока еще узкому внутреннему спросу посредством переориентации на ввоз более дешевых товаров зарубежного производства и временный отказ от импорта дорогих изделий. Наконец, в-четвертых, свой вклад вносит еще одно серьезное обстоятельство - особенности таможенного обложения импорта, которые напрямую влияют на цену реализации зарубежных товаров на внутреннем рынке. В России, как известно, значительная часть импорта облагается специфическими и комбинированными ставками импортного тарифа. Таким образом, стратегия, направленная па повышение конкурентоспособности отечественной промышленности требует в нынешних условиях не только проведения продуманной макроэкономической и курсовой политики, но и государственной поддержки ныне модернизируемых отечественных производств с помощью инструментов тарифного и нетарифного регулирования.

Внешнеторговые цены формируются на базе мировых цен в рамках внешнеторговой и таможенной политики, проводимой государством. Наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования, - это таможенный тариф. Основными функциями таможенного тарифа являются протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации па внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств за счет взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Применение налоговых инструментов регулирования внешнеторгового оборота оказывает существенное воздействие на экспорт и импорт. К таким инструментам относятся, прежде всего, косвенные налоги, которые включаются в цену товара.

Эти налоги чаще всего затрагивают импорт. Их воздействие может проявляться по нескольким направлениям в зависимости от целей и особенностей использования. Во-первых, возможно общее повышение цен на внутреннем рынке по сравнению с уровнем мировых цен, что является весьма значительным фактором, сдерживающим внутренний спрос в целом. Во-вторых, налоговые инструменты используются в качестве компенсирующей меры для выравнивания условий реализации импортных и отечественных товаров. Применение данных мер создает дополнительный барьер на пути импортных товаров, однако они необходимы с точки зрения обеспечения условий для справедливой конкуренции отечественных и иностранных товаров. В-третьих, использование налоговых инструментов но отношению к импортным товарам может привести к ослаблению конкурентоспособности импортных товаров. Хотя в большинстве стран налоги применяются на недискриминационной по отношению к импорту основе, в некоторых случаях они могут ухудшать условия реализации импортных товаров на внутреннем рынке.

В отношении применения налоговых инструментов к экспортным товарам общепризнанной является практика освобождения товаров, вывозимых из страны, от косвенных налогов, прежде всего от налогов на продажу, добавленную стоимость и эквивалентных им налогов и акцизов.

Главной целью таможенно-тарифной политики России в контексте новой макроэкономической обстановки, очевидно, должно стать использование импорта как фактора экономического роста, повышения конкурентоспособности и расширения экспортных возможностей обрабатывающего сектора национальной экономики.

Поскольку основным инструментом таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины, то необходимо четко определить, какие виды цен и как взаимосвязаны с таможенными пошлинами, с тем, чтобы более обоснованно подходить к определению уровня таможенной защиты.

Если исходить из того, что развитие производства отечественных товаров необходимо для общества, то для расчета импортной таможенной пошлины должны принимаются такие цены отечественных производителей, которые обеспечивали бы возможность возмещения объективно складывающихся затрат и прибыль, достаточную для расширения и модернизации производства продукции. При этом если зарубежные и отечественные производители работают примерно в одинаковых условиях, предполагающих развитие конкурентной борьбы, то цены на импортную и отечественную продукцию на рынке должны выравниваться. При отсутствии таких условий необходимо, чтобы через таможенные пошлины учитывалась возможность более быстрого снижения затрат иностранными производителями, чем отечественными.

В случае, когда спрос и предложение при рыночной цене товара не совпадают, рыночная цена формируется под влиянием изменения объемов спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то рыночная цена превышает рыночную стоимость. Когда предложение превышает спрос, производитель реализует продукцию по ценам, как правило, не обеспечивающим условий для простого и расширенного воспроизводства. При устойчивом отклонении объемов спроса от объемов предложения это необходимо учитывать при обосновании таможенных пошлин. В случае превышения спроса над предложением для расчета таможенной пошлины должна быть взята цена несколько ниже рыночной, чтобы обострить конкуренцию на рынке и способствовать насыщению рынка товарами. При обратной ситуации должна быть определена цена реализации продукции, при которой возможно осуществление расширенного воспроизводства.

Своевременная корректировка таможенных пошлин и правильное определение таможенной стоимости невозможны без сопоставительного анализа уровня и динамики цен: мировых, производителей-поставщиков импортной продукции, отечественных производителей аналогичной продукции и реально складывающихся цен па внутренних рынках. Для этого в таможенной системе имеются предпосылки: данные таможенной статистики, возможность получения ценовой и другой информации из зарубежных государств, непосредственные контакты с участниками ВЭД.

Таможенные пошлины так же, как и цены, испытывают влияние валютного курса рубля. Если на первом этапе экономических реформ рост издержек отечественных производителей в решающей степени определял уровень внутренних цен и курс рубля к доллару, то в современной ситуации, когда экономика существенно трансформировалась: Россия вывозит сырье и топливо и потребляет продукцию обрабатывающей промышленности, курс рубля к доллару во все большей степени оказывает влияние на уровень внутренних цен, а затем и издержек производства, которые в свою очередь влияют на цены. Падение курса рубля создает предпосылки для снижения ввозных пошлин по определенным группам товаров с целью оказания давления на отечественных производителей в сдерживании цен, когда их прибыль начинает превышать обоснованные пределы. А в условиях роста цен на импортные, затем на отечественные товары при проводимой жесткой финансово-денежной политике ускоряется разрыв в росте цен и доходов, что обусловливает более стремительное снижение производства. В такой ситуации своевременное снижение ввозных таможенных пошлин способствует конкуренции на внутреннем рынке и сдерживает общее повышение цен. При изменении курса рубля к доллару необходимо также своевременно корректировать вывозные пошлины. Несвоевременное введение или изменение ввозных таможенных пошлин приводит к потерям государственного бюджета и потребителей, поскольку повышается заинтересованность в экспорте и снижаются поставки на внутренних
рынок.

Наши рекомендации