Особенности применения методов непараметрической статистики при анализе эмпирических данных

Методы непараметрической статистики применяются в тех случаях, когда показатели тестов распределены ненормально или распределение неизвестно. Существует определение: "Непараметрические методы статистики - методы математической статистики, не предполагающие знание функционального вида генеральных распределений". Распространение методов непараметрической статистики сдерживается отсутствием учебных пособий по этому предмету. История непараметрических методов начинается с использования критериев знаков Арбетноттом в 1710 г. Во второй половине XIX в. Фехнер и Гальтон стали применять ранги и коэффициенты ранговой корреляции. Работами Спирмена (1904) к ранговым методам было привлечено внимание научной общественности, а работы Колмогорова (1933), Смирнова(1935), Уилкоксона (1945), Сигеля (1956) и др. создали непараметрическую статистику как самостоятельную ветвь математической статистики.
Для определения статистических зависимостей в непараметрической статистике предназначены:

- мода (Мо);

- медиана (Ме);

- критерии Манна-Уитни, Уилкоксона, Хи-квадрат;

- коэффициенты ассоциации (Ф) и контингенции (Q);

- преобразованный коэффициент корреляции Пирсона (φ);

- коэффициент сопряженности Пирсона (С) (для больших выборок);

- коэффициент сопряженности Чупрова (К) (для Mx N-клеточной сопряженности);

- коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Rs) и др.

В практической работе психологов и, в частности, в профотборе для статистической оценки связей эмпирических переменных используют следующие коэффициенты:

- а) в шкале наименований: коэффициент согласия Пирсона (χ2), коэффициенты контингенции (Q) и ассоциации (Ô) (для 4-клеточной сопряженности), коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона (С) и Чупрова (К) (для mх n-клеточной сопряженности).

- б) в шкале порядков: коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Rs).

- в) меры центральной тенденции:

Мода (Мо) - наиболее вероятное появление показателя.

Медиана (Ме) - вариант, приходящийся на середину ранжированного вариационного ряда.

г) меры связи и статистического вывода:

Критерий Манна -Уитни основан на парном сравнении результатов из первой и второй выборок.

Критерий Уилкоксона эквивалентен критерию Манна -Уитни и основан на переходе от наблюдений к их рангам.

Коэффициент согласия Пирсона (χ2) основан на приближении частоты проявления признака в различных выборках, измеренного в номинальной шкале. Расчет осуществляется по формуле:

χ2 = Σ (ni1 — ni2)2 / ni2 ,

где ni1 - частоты тестовых данных: частота (Р1) проявления свойства у первого испытуемого;
ni2 - частоты тестовых данных: частота (Р2) проявления свойства у второго испытуемого.

6) Для определения статистической связи переменных, измеренных в дихотомической шкале наименований, используются коэффициенты контингенции (Q) и ассоциации (Ô).

Особенности применения методов непараметрической статистики при анализе эмпирических данных - student2.ru

Теоретическая интерпретация коэффициента ранговой корреляции Спирмена Rs идентична любой статистике из области измерения связей переменных. Если значение Rs более 0.5, то имеет место статистически сильная связь, если менее 0.5 — слабая. Положительные и отрицательные знаки показывают направленность связи (соответственно, прямая и обратная).

Популярность непараметрических методов объясняется широкой областью их применения, устойчивостью выводов, простотой математических средств. Непараметрические критерии значительно менее трудоемки, а при распределениях, далеких от нормального, более эффективны и точны, чем параметрические.

Каковы же основные особенности непараметрических методов и как их можно использовать в психолого-педагогических исследованиях? Непараметрическая статистика, как мы уже упоминали, рассматривает только такие ситуации, в которых о функциональном виде распределений ничего не известно. Единственной априорной информацией считается информация о характере случайных величин (например, непрерывны они или дискретны) и о типе различий между их распределениями. Легко заметить, что многие психологические и педагогические исследования с чисто математической стороны сводимы именно к данному, кругу вопросов. Существенны ли различия в объеме и качестве знаний, усвоенных несколькими группами учащихся, обучаемых различными методами? Можно ли определить, как соотносятся между собой некоторые личностные черты и успехи в овладении определенным видом деятельности? Верно ли, что учителям с более структурированной волевой сферой личности присущ более высокий уровень волевого развития и, в свою очередь, лучшая успешность в осуществлении профессиональной деятельности?

Наиболее часто в педагогике и психологии встречается задача проверки непараметрических гипотез. В чем ее суть? Прежде чем приступить к проведению эксперимента, исследователь обычно выдвигает две взаимоисключающие гипотезы. Одна из них является статистической гипотезой, которую исследователь обычно предполагает отклонить, и называется нулевой гипотезой (Но). В ней выдвигаются различные предположения относительно значений одного или нескольких параметров исходной совокупности. Например, проводится эксперимент по типу социально-психологического тренинга. Затем равные выборки испытуемых, прошедших и не прошедших тренинг сензитивности, исследуются с помощью специальных диагностических методик. Нулевая гипотеза состоит в том, что доля лиц, отвечающих примерно одинаково на вопросы об эффективности межличностных отношений и удовлетворенности ими, будет одинакова для обеих выборок.

Альтернативная гипотеза (H1) фактически отрицает нулевую гипотезу. В нашем случае она предполагает, что значительно больший процент лиц, удовлетворенных межличностными отношениями, находится в выборке, члены которой предварительно обучались общению с помощью активных методов. Таким образом, если альтернативная гипотеза подтвердится (т. е. Но будет отвергнута), исследователь может делать выводы об эффективности метода социально-психологического тренинга. Несколько забегая вперед, укажем, что чем выше абсолютные значения разности крите­риев значимости, тем более существенны обнаруженные различия в выборках.

Любая задача проверки непараметрических гипотез выглядит следующим образом. Из двух конкурирующих гипотез альтернативная всегда непараметрична, а Но может быть либо простой, либо непараметрической. Поскольку, по крайней мере, одна гипотеза есть класс неизвестных распределений, различие между гипотезами задается в некотором общем виде, не связанном с конкретным видом функции распределения. Требуется предложить процедуру, результатом которой явилось бы решение об истинности одной из гипотез на основании предъявленной выборки (или нескольких выборок).

Наши рекомендации