Стратегии и тактики решения управленческих задач
В процессе решения различных управленческих задач руководитель выбирает те или иные стратегии и тактики. У каждого руководителя в его управленческом труде формируется:
1) субъективное понимание задач;
2) собственное понимание проблемы.
Однако для нормального функционирования организации руководитель должен принимать эффективные решения, т.е. выбирать стратегии и тактики, адекватные управленческой ситуации.
Выбор управленческой стратегиивсегда предлагает ответ на следующие вопросы:
1. Правомерно ли в данной ситуации ставить эту управленческую задачу и нужно ли ее решать?
2. Имеются ли условия для реализации поставленной управленческой задачи?
3. Что будет, если задачу не решать?
Важное значение имеет правильная оценка значимости задачи, ее сложности, чтобы субъективно задача не была отнесена в разряд неактуальных, второстепенных.
Опыт управленческой деятельности руководителей показывает, что чем больше субъективные оценки руководителя будут совпадать с объективной важностью задач, тем выше вероятность выбора им наиболее эффективных стратегий их решения. Значит, стратегия имеет прямое отношение к самой постановке задачи.
Под тактикойпонимается выбор способа или средств достижения цели (решения задачи). В тактике, по существу, заложено соотношение желаемого и действительного – противоречие между тем, что хотел бы сделать руководитель, и тем, что он в действительности может сделать.
При выборе тактики рассматриваются средства достижения цели и корректировка самой цели. Выбирая тактику в решении конкретных управленческих задач, руководитель исходит из необходимости правильной оценки:
1) значимости задач;
2) времени для их решения;
3) соотношения перспективных и текущих задач;
4) степени сложности задач.
Выбор той или иной тактики зависит:
1) от индивидуального опыта управленческой практики руководителя;
2) от сути самой проблемной ситуации;
3) от личностных особенностей руководителя.
Выбор определенной тактики избирателен. Индивидуальная управленческая концепция руководителя складывается в зависимости от занимаемой им должности, уровня компетентности, субъективных возможностей.
Важным фактором, определяющим психологический механизм выбора тактики, является понимание руководителем значимости управленческих задач.
При решении одной и той же управленческой задачи разные руководители выбирают разные тактики. Можно сформулировать иерархию наиболее предпочтительных тактик в решении определенных управленческих задач:
1. Тактика риска с повышенной ответственностью.
2. Тактика длительного периода решения с целью снятия с себя части ответственности.
3. Тактика самостоятельного решения задачи с риском.
4. Тактика минимума самостоятельности и ухода от ответственности за возможное нерешение задачи.
Психологические причины, лежащие в выборе различных тактик, могут быть следующие: ориентация на достижение успеха в деятельности, высокая самооценка, положительные социальные установки, стремление "выделиться".
Стратегия поведения руководителя в условиях конфликтной деятельности может определяться как:
1) стратегия противоборства, когда руководитель берет на себя командную роль, воздействует на мнения других и игнорирует интересы другой стороны;
2) стратегия сотрудничества, в основе которой лежит стремление достигнуть успеха, учитывая интересы других;
3) стратегия компромисса, основанная на выборе "средней" позиции между противоборством и сотрудничеством;
4) стратегия "ухода" от ответственности за реализацию управленческих задач, возникающая из-за некомпетентности руководителя, боязни ответственности и наказания;
5) стратегия приспособления, когда руководитель не проявляет ни активности, ни заинтересованности в достижении положительных результатов при осуществлении цели.
Выбор той или иной стратегии и тактики в решении управленческих задач зависит и от типологии самих руководителей. Руководитель с явно выраженными лидерскими качествами не будет выбирать стратегию ухода или приспособления, а выберет скорее стратегию противоборства или сотрудничества. Зная характер руководителя, можно делать прогноз относительно выбора им определенной стратегии в решении управленческих задач.
1.6. Управление и сущность управленческих
решений и их функции
Глобальная цель управления социально-экономическими системами есть максимальное удовлетворение потребностей и интересов человека, коллектива, общества; это достижение социальной справедливости, охрана окружающей среды, создание мотивов к труду и условий для развития личности. Для ее осуществления необходимы качественные управленческие решения.
Выделяют четыре основных элемента, наличие которых необходимо для принятия решений. Во-первых, признаком решения является наличие выбора, когда есть несколько вариантов возможного решения. Например, назначение работнику оклада в соответствии со штатным расписанием не есть управленческое решение. Во-вторых, выбор должен быть сознательным, т.е. основанным на мыслительном процессе. В-третьих, выбор должен быть ориентирован на определенную цель. В-четвертых, выбор должен завершаться действием.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива организации по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Оно затрагивает различные интересы, поэтому можно говорить об экономической, организационной, технологической, социальной и правовой сущности управленческих решений.
Экономическая сущностьпроявляется в том, что каждое решение имеет реальную стоимость, т.е. на его разработку и реализацию необходимы финансовые затраты. Реализация эффективного управленческого решения должна принести организации прямой или косвенный доход; неэффективное решение принесет убытки, но может повлечь и кризис.
Организационная сущностьуправленческих решений состоит в том, что к их разработке и реализации привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая существенная часть получения управленческого решения.
Технологическая сущностьпроявляется в возможности обеспечения процесса разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая, неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности принять качественные решения.
Правовая сущностьсостоит в необходимости точного соблюдения законодательных актов, обязательств, уставов и т.д. Нарушение последних при разработке решений может привести к отмене решения, штрафу, уголовному делу, поэтому многие решения проходят правовую экспертизу.
Социальная сущностьуправленческих решений заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования его деятельности в коллективе. Это потребности и интересы, мотивы и стимулы, установки и ценности. Социальная сущность проявляется, прежде всего, в цели решения, означающей: все для блага человека.
Любое управленческое решение выполняет как минимум три функции: направляющую, организующую и мотивирующую.
Направляющая функциярешения состоит в том, что оно принимается исходя из долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития, крупномасштабных структурных изменений.
Организующая функциярешения проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации последних в запланированные сроки и необходимого качества.
Мотивирующая функциярешений заключается в согласовании интересов каждого члена организации и в трансформации их в единый вектор, в единое направление для достижения стратегических целей организации. Эта функция реализуется через систему организационных мер, экономических стимулов и социально-психологических оценок.
Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения указанных выше функций, поэтому их реализация и определяет место управленческого решения в процессе управления. Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую – субъекта на объект управления (рис. 1.3). Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без функционирования которого не сможет существовать любая организация. Данное обстоятельство подчеркивает определяющую роль, место управленческого решения в процессе управления.
Рис. 1.3. Взаимосвязь управляющей и управляемой подсистем управления
Главный недостаток в управленческой деятельности – это не плохое решение, а отсутствие решения. Сумма реализованных управленческих решений характеризует управленческий опыт руководителя, его личное искусство принимать решения в нужное время, в нужном месте.