Анализ факторов рентабельности.
Для определения изменения уровня рентабельности под влиянием отдельных факторов используют показатели:
- рентабельности производства как отношения балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств;
- рентабельности реализованной продукции – как отношение прибыли от реализации продукции к стоимости реализованной продукции в отпускных ценах предприятия.
К факторам, влияющим на рентабельность производства, относят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств).
Для выявления влияния указанных факторов преобразуем формулу расчета рентабельности производства, разделив числитель и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:
где R – рентабельность реализованной продукции, или доля прибыли на 1 рубль реализованной продукции;
h – фондоемкость, которую можно получить и как 1/Н;
Н – уровень фондоотдачи;
- коэффициент закрепления, который может быть рассчитан и как 1/К;
К – коэффициент оборачиваемости.
Изучение факторов, влияющих на уровень рентабельности производства, осуществляется в динамике ( в сравнении с данными за предыдущий год). Для этого сначала определяют общее изменение рентабельности производства ( ):
затем рассчитывают влияние:
1) изменения рентабельности продукции:
2) изменения фондоемкости продукции (фондоотдачи):
3) изменения коэффициента закрепления (оборачиваемости) оборотных средств:
Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение рентабельности производства:
Рентабельность отдельных изделий зависит от их рыночных цен и себестоимости. Например:
Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение |
Рыночная цена, руб. | +3 | ||
Полная себестоимость, руб. | +2 | ||
Прибыль, руб | +1 | ||
Рентабельность | 26,1 | +1,1 |
Рентабельность изделия увеличилась на 1,1 %. На это изменение оказало влияние повышение цены и увеличение себестоимости.
Изменение рентабельности изделия в результате изменения цены:
где - условная рентабельность изделия при базисной себестоимости и цене отчетного периода.
Следовательно, увеличение рыночной цены привело к повышению рентабельности изделия на 9,8%.
Изменение рентабельности изделия за счет изменения себестоимости изделия:
, т.е. увеличение себестоимости изделия снизило его рентабельность на 8,7%.
Общее изменение рентабельности по обоим факторам составило: 9,8-8,7=+1,1%
Рентабельность продукции необходимо анализировать за ряд лет, выявляя влияние соответствующих факторов.