Аналитическая группировка характеризует взаимосвязь между двумя и более признаками, из которых один рассматривается как результат, другой (другие) – как фактор (факторы).

Пример.На основе информации, представленной в табл. 3.3 провести анализ функционирования 30 торговых организаций по району применяя метод группировки и используя аналитическую группировку.

В качестве факторного (группировочного) признака примем торговую площадь, а результативного признака – розничный товарооборот.

Результаты группировкиизложены в табл. 3.8

Таблица 3.8. Зависимость розничного товарооборота от величины торговой площади по торговым организациям района

Номер группы Группы магазинов по величине торговой площади Количество магазинов Торговая площадь, м2 РТО, млн. руб.
всего в среднем на один магазин всего в среднем на один магазин
150 – 215 215 – 280 280 – 345 345 – 410 183,5 305,1 170,4 209,3
  Итого
  В среднем на один магазин 275,3 181,7

Данные, представленные в табл. 3.8, показывают, что с увеличением величины торговой площади от группы к группе увеличиваются средние размеры розничного товарооборота. Это говорит о наличии прямой связи между рассматриваемыми признаками, т.е. чем крупнее магазин, тем эффективнее управление розничным товарооборотом.

Мы рассмотрели примеры группировок по одному признаку. Однако в ряде случаев для решения поставленных задач такая группировка является недостаточной. В этих случаях переходят к группировке исследуемой совокупности по двум и более существенным признакам во взаимосвязи (сложной группировке).

Пример.Необходимо провести группировку данных торговых предприятий по двум признакам: величине торговой площади и розничному товарообороту.

Аналогично, расчетам, произведенным в примере использования структурной группировки, определим границы интервалов для группировки данных торговых организаций по величине розничного товарооборота.

Результаты расчетов представим в виде табл. 3.9

Таблица 3.9. Группировки торговых организаций района по величине торговой площади и розничному товарообороту

Номер группы Группа предприятий по величине торговой площади В том числе подгруппы по величине РТО Количество магазинов Торговая площадь, м РТО, млн. руб.
    150 - 215   100 - 200 200 - 300 - - -
Итого по группе
    215 - 280   100 - 200 200 - 300
Итого по группе
    280 - 345   100 - 200 200 - 300
Итого по группе
    345 - 410   100 - 200 200 - 300
Итого по группе
Всего


Группировки, построенные за один и тот же период времени, но для разных регионов или, наоборот, для одного региона, но за два разных периода времени, могут оказаться несопоставимыми из-за различного числа выделенных групп или неодинаковости границ интервалов.

В таком случае необходима перегруппировка данных с помощью вторичной группировки. Вторичная группировка – операция по образованию новых групп на основе ранее осуществленной группировки.

Применяются два способа образования новых групп. Первым, наиболее простым и распространенным способом является изменение (чаще укрупнение) первоначальных интервалов. Второйспособ получил название долевой перегруппировки и состоит в образовании новых групп на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности

Пример. Необходимо произвести перегруппировку данных, образовав новые группы с интервалами до 500, 500 – 1000, 1000 – 2000, 2000 – 3000, свыше 3000 руб. по данным о распределении контрактов строительной фирмы по величине прибыли (табл. 3.10).

Таблица 3.10

Распределение контрактов строительной фирмы по величине прибыли

Номер группы Группы контрактов по величине прибыли, тыс. р. Число контрактов, ед.
До 400 400 – 1000 1000 – 1800 1800 – 3000 3000 – 4000 4000 и более
Итого

В первую группу войдет полностью 1-я группа контрактов и часть 2-й группы. Чтобы образовать группу до 500 тыс. руб., необходимо от интервала 2-й группы взять 100 тыс. руб. Величина интервала этой группы составляет 600 тыс. руб. Следовательно, необходимо взять от нее 1/6 (100 / 600). Аналогичную же часть во вновь образуемую новую группу надо взять и от числа контрактов, т.е. 20*1/6 = 3 контракта. Тогда в первой группе будет контрактов 16+3 = 19 контрактов.

Вторую новую группу образуют контракты 2-й группы за вычетом отнесенных к 1-й, т.е. 20 – 3 = 17 контрактов. Во вновь образованную третью группу войдут все контракты 3-й группы и часть контрактов 4-й. Для определения этой части от интервала 1800 – 3000 (ширина интервала равна 1200 тыс. руб.) нужно добавить к предыдущему 200 тыс. руб. (чтобы верхняя граница интервала была равна 2000 руб.). Следовательно, необходимо взять часть интервала, равную 200 / 1200, т.е. 1/6. В этой группе 74 контракта, значит надо взять 74*(1/6) = 12 единиц. В третью новую группу войдет: 44 + 12 = 56 контрактов.

Во вновь образованную четвертую группу войдет: 74 – 12 = 62 контракта, оставшихся от прежней 4-й группы. Пятую, вновь образованную группу составят контракты 5-й и 6-й прежних групп: 37 + 9 = 46 контрактов.

Техника перегруппировки показана в табл. 3.11.

Таблица 3.11

Распределение контрактов строительной фирмы по величине прибыли

Номер группы Группы контрактов по величине прибыли, тыс. р. Число контрактов, ед.
  До 500 500 – 1000 1000 – 2000 2000 – 3000 3000 и более
Итого

Наши рекомендации