Учение о действии Святаго Духа через пророков и апостолов или о богодухновенности пророков и апостолов

Требуется комментарий к словам "глаголовшаго пророки". Заметим, что не говорится об апостолах и святых, а именно о пророках. Здесь речь идет о том, что Дух Святой говорил через пророков. В Катихизисе по этому поводу говорится: "Сие сказано в обличение некоторых лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхаго Завета писаны не Духом святым". Лжеучители — это гностики, которые решительно отвергали книги Ветхого Завета, считая, что они написаны злым началом, злым духом. Книги Ветхого Завета написаны необычным образом. Это может смутить. В книгах о Будде или Магомете можно увидеть сплошные восхваления. Напротив того, весь Ветхий Завет пронизан духом боли за то, что тот народ, которому вверено обетование Божие, от этого обетования отпадает. В историческом плане это скорее горе, это всегда обличение. Логика здесь может быть такая, что если бы эти книги были святыми, тогда они бы говорили о святости, о духовности, а не говорили бы об этих болевых точках человечества (в данном случае об иудейском народе ветхозаветной Церкви).
Но мы знаем, что это не так. Положительное содержание Ветхого Завета очень велико. Пророки, обличая грехи своего народа, разъясняя, что есть грех, одновременно указывают на то направление духовной жизни, которое должно быть у человека. Безусловно, если мы посмотрим на высоту учения пророков, если сравним его с учением философов, с учением других религий, то увидим, что учение пророков превосходит все мыслимые построения, сколь бы они ни были привлекательны и интересны. Именно высота учения пророков свидетельствует о том, что оно не есть вымысел, а их человеческий дух совпал, принял в себя то, что говорил Дух Святый. Они в точности передавали то, что было сказано Богом.
В обоснование того, что это действительно богодухновенно, можно сослаться и на апостолов, и на Самого Спасителя, которые тоже подчеркивали высоту учения пророков.
Апостолы цитировали Ветхий Завет там, где надо подтвердить новозаветные положения и истины. Сами апостолы называли книги Ветхого Завета писаниями святыми (Рим. 1, 2); писаниями священными (2 Тим. 3, 15); словом Божиим.
Апостолы иногда выражались, что устами того или иного ветхозаветного писателя говорил Сам Дух Святый: Деян. 1, 16; Деян. 28, 25; Евр. 3, 7.
Богодухновенность всего Ветхого Завета засвидетельствована в 1 Пет. 1, 20—21: "Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым". Из истории мы знаем, что сами иудеи верили в богодухновенность Ветхого Завета. Это использует Господь и в Своих словах.
Подобно всем иудеям, Он ссылался на Ветхий Завет для подтверждения некоторых истин, например, истины воскресения мертвых (Мф. 22, 31). И даже важнейшую истину Своего Божественного посольства Господь подтверждает словами: "Исследуйте Писания, ибо и вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин. 5, 39); "Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и мне, потому что он писал о Мне" (Ин. 5, 46); "И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лк. 24, 27).
Нередко Господь выражался об этих Писаниях так, как можно говорить только о слове Божием: "...не может нарушиться Писание" (Ин. 10, 35); "надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в пророках и в псалмах" (Лк. 24, 44); "истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф. 5, 18).
Приводя некоторые места из Ветхого Завета, Господь прибавлял: "Бог заповедал" (Мф. 15, 4); "реченнаго вам Богом" (Мф. 22, 31).
Господь обличал иудеев: "вы устранили заповедь Божию преданием вашим" (Мф. 15, 6).
О Давиде Господь заметил: "той рече Духом Святым: глагола Господь Господеви Моему: седи одесную Мене" (Мк. 12, 36).
Во время составления Символа Веры никто не сомневался в богодухновенности апостолов, поэтому и не добавлено в Символе Веры "глаголавшаго апостолы". Более того, Спаситель обещал Своим ученикам ниспослать Духа Святаго. Он сказал им: Дух Святый "научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14, 26).
"Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым (т. е. апостолами, говорившими по наставлению Духа Святаго), посланным с небес" (1 Пет. 1, 12).
Апостол Павел говорит: "Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал... А нам Бог открыл еще Духом Своим... Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога; что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго..." (1 Кор. 2, 7-13).





Наши рекомендации