Признаки близкого пришествия Христова
Катихизис указывает на: "...уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, пришествие антихриста".
По поводу уменьшения веры и любви в Свщ. Писании говорится: "...Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?" (Лк. 18, 8). Здесь не сказано, что не найдет, но то, что верных станет мало, сомневаться не приходится.
"И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
И восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 23, 10, 12, 14, 24).
Все это страшнее, чем кажется теоретически. На практике за помощью в болезнях и невзгодах обращаются к колдунам и экстрасенсам.
"Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся, таковых удаляйся" (2 Тим. 3, 1-5).
"...ибо день тот (Христов) не придет, доколе не придет прежде отступление (от веры Христовой) и не откроется человек греха, (т. е. особенно грешный), сын погибели, (т.е. своею греховною жизнью и неверием обрекший себя на погибель), противящийся, (т. е. противник Христу, антихрист) и превозносящийся выше всего, называемого Богом (человек, который сам объявит себя выше всех богов, выше всякого богопочитания, выше всего, что есть на земле) или святынею" (2 Фее. 2, 3-4). Это будет человек, обладающий очень большими силами, потому что нечистый дух его облечет такими необыкновенными силами, что только Господь Иисус Христос сможет с ним справиться.
В Свщ. Писании говорится о постепенном развитии признаков близкого пришествия Христова.
"Тайна беззакония уже в действии" (2 Фее. 2,7).
"Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время" (1 Ин. 2, 18).
Здесь возникает вопрос о прогрессе цивилизации. Появилось много технически совершенных устройств, которые вроде облегчают жизнь человека. В то же время возникает как бы некая борьба за нравственность, борьба за то, чтобы люди стремились к добру. Мы видим грубое падение нравов, противление религиозно-нравственному воспитанию. Спрашивается, есть ли прогресс нравственности? Скорее всего, есть прогресс внешних форм в понимании того, что такое нравственность. Люди очень хорошо рассуждают о том, что хорошо и что плохо. Они подтверждают, что знают об этом и в то же время сознательно стремятся к плохому. Вместо прогресса нравственности получается прогресс книжной нравственности, мы можем читать хорошие заметки о нравственности, исследования о нравственности и этике, получать ученые звания. Вместо прогресса добра возникают более утонченные формы зла. Это страшно — дубинка дикаря в этом случае кажется более приятной, нежели утонченная ложь.
Понятие об антихристе
"Противник Христу, который (как существо личное и свободно злое) будет стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет ужасным образом", "...человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего (святого) ...беззаконник" (2 Фее. 2, 3-4, 8).
Речь идет о некоторой особой личности. Слово "антихрист" употребляется в разных смыслах. Это могут быть идеи, которые распространяются против Христа, идеи, которые желают занять место Христа. Есть и люди, которые хотели бы быть антихристом (вроде Бухарина, который очень хотел быть антихристом). Таких людей много (вспомним хотя бы французскую революцию). Но это пока еще предтечи антихриста. Ал. Иоанн говорит, что надо ждать единственного, великого антихриста, жестокость которого будет длится 3,5 года (из Свщ. Писания). Но сколько времени он будет царствовать — этого никто не знает, потому что это может оказаться человек — благодетель рода человеческого, который наобещает всем и много что сделает. Он прельстит и избранных.
Известно, что он сядет в Храме Божием, хотя не сказано, в каком именно. Предание много говорит о том, что будет отстроен Иерусалимский Храм и антихрист сядет там. Может быть он будет в какой-то иной церкви любого вероисповедания. Но заведомо известно, что его изображения будут разосланы для поклонения в каждую церковь, если только церкви не перейдут в катакомбы. Он потребует поклонения к себе, как Богу — (2 Фее. 2, 4).
Тех, которые не примут антихриста, не будут покорными, лишат гражданских прав: "И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
И он сделал то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их.
И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число его" (Ап. 13, 15-17).
Явление антихриста будет сопровождаться необыкновенными знамениями, которые будет трудно отличить от чудес. Эти чудеса прельстят неопытных.
"Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2 Фее. 2, 9-12), а также (Ап. 13, 3-15).
Его пагубные действия будут простираться на тех, которые "не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи". Но те, которые останутся верными Господу, не останутся без помощи. Господь пошлет двух свидетелей для вразумления людей. "И они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище" (Откр. 11, 3). Ангел с семью язвами изольет гнев Божий на нечестивых (Ап. 15, 1).
Время бедствий от антихриста будет ограничено 3,5 годами. Об этом говорится во многих местах: Ап. 11, 2-3; 12, 6; 13, 5. По истечении трех с половиной лет "... явится Господь Иисус, который убьет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фее. 2, 8). Только Господу дано победить антихриста.
В дополнение к сказанному процитирую: "Когда люди будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фее. 5, 3). Мир и безопасность должны быть обеспечены по крайней мере для тех, кто примет антихриста. А для тех, кто не примет, будут очень тяжелые времена.
С гибелью антихриста окончится судьба нынешнего нестройного порядка вещей и откроется слава Божия: "И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И сказал мне Сидящий на престоле: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец: жаждущему дам даром от источника воды живой" (Ап. 21, 1,6).
Виды Царствия Христова
"Царствие Христово есть, во первых, весь мир, во вторых, все верующие на земле, в третьих, все блаженные на небеси.
Первое называется царством природы, второе царством благодати, а третие царством славы" (Кат.). Именно к царству славы относятся слова "Его же царствию не будет конца".
Почему царство благодати относится к верным? Потому что верные (наша Церковь) — это не собрание святых, а собрание освящаемых, это собрание тех, которым нужна благодать для духовного возрастания. Седьмым членом заканчивается учение о Втором Лице Пресвятой Троицы.
Вопрос. Я слышал, что двери ада, это грех; возможна ли такая трактовка?
Ответ. Безусловно, потому что это для тех, кто входит в ад.
Вопрос. Известно ли что-либо о рождении антихриста, будет ли оно сверхъестественным?
Ответ. Известно, что нет, не будет. Но время рождения антихриста неизвестно.
Вопрос. Из ваших слов следует, что все правоверные индусы, буддисты, мусульмане будут спасены, а все неправоверные представители религий, в том числе христианской, будут извержены во тьму кромешную.
Ответ. Не знаю как будет судить Господь Бог всех. Я пользуюсь мнением свв. отцов, которые говорили, что все будут судимы по их добрым делам. Зачастую мнения свв. отцов по этому вопросу противоречат.
Вопрос. Не слишком ли много говорят о конце мира в обществе? Возникает своего рода эсхатологический психоз среди верующих или маловерующих.
Ответ. К сожалению, этому психозу и я подвержен. Так и кажется, что признаки, нас окружающие, — это признаки конца мира. Очень трудно оторвать свой взгляд оттого, что мы будем судимы. Мы должны четко делать свое дел», даже если мы знаем, что очень скоро это дело погибнет. Но не знаю, как побороть ощущение конца мира даже в самом себе.
Лекция 14
Восьмой член Символа Веры
"Верую... и в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки". Назову основные пункты и дополнения к Катихизису.
Значение имени "Господь"
В Катихизисе сказано, что "Дух Святый называется Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, то есть как истинный Бог". Поясним это цитатами из Священного Писания. Св. Апостол Петр, обличая Ананию, прямо называет Св. Духа Богом: "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?., ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5, 3-4).
Христиане называются храмом Духа Святаго: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога" (1 Кор. 6, 19).
Они называются храмами Божиими: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3, 16).
«Вы храм Бога живого, как сказал Бог: "вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2 Кор. 6, 16)».
Господом Богом Дух Святый называется у апостола при перечислении духовных дарований (1 Кор. 12, 4-11): "Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно".
Значение имени "животворящий"
В Катихизисе сказано: "Сие должно понимать так, что Он (Дух Святый) вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам".
Это имя указывает на божественные свойства Св. Духа. Дух Святый усваивает благодать людям, дает тварям духовную жизнь; того, кто далек от Бога, Дух Святый приближает к Нему, наделяет дарами, которые оживляют человека. Можно вспомнить, как Дух Святый носился над водами, как Дух Святый завершал творение Божие. Дух Святый дает жизнь людям, это есть Божественное свойство, потому что только Бог может дать жизнь. Никто другой не может, потому что Бог и есть жизнь. Дух святый наделяет тварей жизнью. А раз это так, то слова "животворящий" указывает на Божественное свойство Духа Святаго.
Спаситель говорит: "Если кто не родится от воды и духа (свыше), не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Это перерождающее свойство, возрождающее человека, возможно и свойственно только Богу. Особенно наделить человека духовными дарами может только Бог. Это еще раз подчеркивает, что Дух Святый есть Бог в истинном смысле, такой же Бог, как Бог Отец и Бог Сын. Но в Писании говорится и о других Божественных свойствах.
О всеведении: "Дух все проницает, и глубины Божий" (1 Кор. 2, 10).
Вездеприсутствие и всемогущество Св. Духа проявляется в раздаянии даров духовных (1 Кор. 12, 4-11). Творение не может быть раздаятелем даров, особенно духовных.
Что касается других божественных свойств и действий, можно посмотреть в качестве примера Деян. 20, 28; Ин. 20, 22-23; 1 Кор. 6, 11.