О времени сотворения Ангелов

Вероятней всего они были сотворены одновременно с миром: "вначале Бог сотворил небо и землю" — это творение ангельского мира и нашей Вселенной, мира материального. Доводы здесь следующие. Поскольку Ангелы обладают некоторыми пространственно-временными формами, то их сотворение должно происходить, по крайней мере, тогда, когда есть пространство и время. Были отдельные мнения о том, что они сотворены позже. Хотя бы потому, что первое по времени, где встречаются Ангелы, это третий день творения. В книге Иова говорится: "Кто же есть положивши камень краеугольный на ней (т.е. на земле)? Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои" (Иов. 38, 6-7). Тем не менее, несмотря на такую неопределенность, верование Церкви состоит в том, что Ангелы были сотворены либо одновременно с миром, либо раньше, чем мир.
В Катихизисе по этому поводу говорится следующее: "Что прежде сотворено: видимое или невидимое? Ответ. Невидимое прежде видимаго, и Ангелы прежде человеков" (Кат.). Православное Исповедание (ч. 1, вопр. 18): "Прежде всего, Бог произвел мыслью Своею из ничего все небесные силы, как от личных песновецев славы Своей и создал оный мир, который по данной ему благодати знает Бога и всегда во всем предан воле Его (за исключением, разумеется, согрешивших Ангелов — они не преданы воле Его). После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека". Само это неопределенное выражение, что вначале Бог сотворил невидимый мир, говорит о нашем знании, что мир невидимый сотворен, хотя и не знаем как. Мы, например, знаем о том, что есть иерархия Ангелов, но мы не знаем, что сотворено Богом раньше — более совершенные Ангелы или менее совершенные. О творении видимого мира мы знаем больше. Во всяком случае, мы никогда не погрешим, если будем говорить о том, что Ангелы — это первое создание Божие.
Об Ангелах—Хранителях не будем говорить подробно, потому что надо было бы говорить об Ангелах-Хранителях народов, отдельных человеческих обществ и о многом другом. В Священных книгах имеются примеры, когда Ангелы помогают людям. Например, Ангелы приходят к Аврааму и спасают Лота (Быт. 18-19); являются Иакову на утешение и помощь (Быт. 28, 12; 31, 1); во времена Судей (Суд. 2, 1; 5, 23); во времена Царей — вразумляют пророков (3 Цар. 19, 4-8), (4 Цар. 19, 35). Это были явления Ангелов до пришествия Спасителя.

Об Ангелах—Хранителях

С пришествием Спасителя связь между человеком и ангельским миром стала более тесной. Сам Спаситель говорит: "Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому" (Ин. 1, 51). Отношение к нам Ангелов Божиих хранителей: "Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих" (Пс. 90, 11). Ангелы-Хранители имеются у каждого из нас. С крещением у каждого появляется Ангел-Хранитель. Хотя своими грехами мы можем его отогнать. Действительно, здесь есть свобода, и об этом говорит свт. Василий Великий. Смердящий грех отгоняет Ангела-Хранителя, и привлечь его опять можно только после покаяния. Конечно, Ангелы—Хранители помогают нам в нашем духовном возрастании. Но остается такой вопрос — а до крещения даются ли людям Ангелы-Хранители? И если даются, то даются постоянно или же только по временам, как в Ветхом Завете посылался Ангел для той или другой отдельной помощи. Это вопросы большие, их следует разбирать отдельно, и мы их рассматривать не будем. Приведу только две цитаты. Господь говорит: "Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго" (Мф. 18, 10). Что такое "малые сии", неизвестно — надо ли иметь в виду детей, или надо ли понимать под малыми тех, которые начинают свой духовный путь и еще прошли очень мало. В святоотеческих Преданиях на этот счет имеются разночтения. Под "малыми" можно понимать и то и другое: как детей, так и детей по духовному развитию.
Приведу цитату из Митрополита Филарета ("Слова и речи", ч. 2, стр. 222-223): "Как в видимых своих явлениях святые Ангелы не редко принимаемы были человеками за подобных человекам, так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные естественные действия. Не случается ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг, как молния, просиявает чистая, святая и спасительная мысль, что в обуреваемом или хладном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Бели всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то сии внутренние явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии небесных сил, по человеколюбию бросающих лучи свои в наш ум и искры в наше сердце? Не суть ли это действие Ангелов, по изречению пророка Захарии глаголющих в нас? Как достойно сожаления, если мы не примечаем сей ангельской помощи, ибо, не примечая, не приемлем ея как должно и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными, не приготовляем себя к другим подобным посещениям и, таким образом, даже удаляем от себя хранителей наших". Вот таково должно быть отношение к Ангелам и их действиям.
Речь идет о том, что действия и душевные порывы, которые в нас возникают, мы очень легко можем объяснить материалистически (интуицией или чем-то подобным), хотя это может быть как раз посещением ангельских сил. Если мы воздадим должное Богу, поблагодарим Его, то мы не ошибемся; а вот если мы действия Божий будем объяснять нашими душевными свойствами или за счет каких-то случайных явлений физического мира, то мы можем, тем самым, не только не угодить Богу, но даже, наоборот, Его прогневать. Главное, мы не сможем принять Бога, когда Он к нам придет. Так же, как в древности, когда книжники-фарисеи действительно много трудились для того, чтобы узнать Мессию, а когда Он пришел, они отвергли Его, потому что все объясняли человеческими действиями.
Мы знаем о небесной иерархии Ангелов. Более того, известны чины ангельские — престолы, херувимы, серафимы, власти, господства, силы, Ангелы, Архангелы, начала. Речь идет об иерархии — священнослужении, предстоянии перед Богом. О разном служении, разном предстоянии перед Богом говорится в известных нам ангельских чинах. Но исчерпываются ли этим все чины ангельские, или в конце существования мира мы узнаем о других ангельских чинах, — неизвестно.





Наши рекомендации