Учение о Пресвятой Троице в Ветхом и Новом Завете

Необходимо знать те факты Откровения, на которых мы основываемся. Эти факты донесены до нас Свщ. Преданием, т.е. не только самими текстами Свщ. Писания, но и тем, как эти тексты принимала Церковь. Важным является то, что поскольку это основной догмат христианства, то он сохранялся более бережно.

Учение Нового Завета

Господь посылает учеников на всемирную проповедь: "Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28, 19). Это краткая формула для проповеди. Здесь "во имя" поставлено в значении единства лиц Святой Троицы. Конечно, можно ломать голову, что значит сама формула. Дело в том, что Господь посылает "научить вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Но ведь ученики были с Ним три года; неужели за эти годы не было никаких сведений об Отце, Сыне и Святом Духе? Это не так, потому что Евангелие от начала до конца говорит о Пресвятой Троице и о каждом лице в отдельности. Крещение — это явление Пресвятой Троицы. Господь предупреждает, что апостолы не могут всего вместить, а вот когда Он воскреснет из мертвых, тогда они смогут вместить. И по Своем Воскресении Господь действительно их наставляет: "Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28, 19). На эту тему самостоятельно следует посмотреть следующие тексты Евангелия: Ин. 6, 29; 7, 16-17; 11, 42; 15, 26; 16, 13-14; Мф. 3, 16-17. О том, что ученики Господа не понимали до конца таинства Триединого Бога до Воскресения, говорят следующие тексты: Лк. 24, 21; Ин. 14, 8-9.
Господь давал учение о Триединстве не сразу, а постепенно, в разных местах: то говорит о равенстве и единосущии Отца и Сына, то говорит о равенстве и единосущии Святаго Духа с Отцем и Сыном, — в разных местах по-разному, потому что трудно человеку, когда на него обрушивается знание такой истины. Мы видим, как бережно Господь готовил Своих учеников к этому знанию.
Приведу цитату из св. Амвросия Медиоланского о различии Лиц и одном имени: "Сказал во имя, а не во имена, следовательно, не иное имя Отца, не иное имя Сына, не иное имя Святаго Духа, потому что един Бог. Не многие имена, потому что не два Бога, не три Бога".
Или: "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино" (1 Ин. 5, 7).
Чтобы понять это место, надо вспомнить следующие стихи: "И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном" (1 Ин. 5, 8). Свидетельство на земле — три различных свидетеля (дух, вода, кровь), но свидетельствуют об Одном — о Боге. Свидетели на небе — они различны как лица (три Лица — Отец, Сын и Святой Дух). Но они едины по существу как Бог.

Учение Ветхого Завета

Представление о Троице в Ветхом Завете смутное. Дело в том, что Ветхом Завете хотя все дается, но дается по-разному. Иногда говорится о Боге во множественном числе (Элогим), а глагол "бара" в единственном числе. Либо где-то говорится о трех лицах — типа явления трех Ангелов. Либо о каждом лице говорится просто в отдельности, причем каждому лицу присвояется все Божественное достоинство. Этот анализ долгий, приводить не буду.
Приведу слова свт. Григория Богослова: "Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына; и прежде нежели признан Сын, (выражусь смелее) отягчать нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру. Или слабое еще зрение устремлять на солнечный свет; надлежало же, чтобы Троичный Свет озарял, просветляя постепенными прибавлениями, как говорит Давид, восхождениями (Пс. 83, 6), поступлениями or славы в славу и преуспеяниями". Это место из свт. Григория Богослова объясняет, почему в Ветхом Завете нельзя было давать учение о Св. Троице. Учение о Св. Троице, учитывая состояние древних евреев, было бы ничем другим, как возвращением к многобожию. А склонность к многобожию обличается на протяжении всего Ветхого Завета.
Укажу два места, говорящие о троичности. "Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их" (Пс. 32, 6). Здесь говорится о всех Трех — о Боге, о Слове и о Духе Святом. Как бы разные действия в нашем мире Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго. Далее: "...свят, свят, свят Господь Саваоф! (т. е. Господь небесных воинств — прим. о. Бориса) исполнь вся земля славы Его" (Ис. 6, 3). Повторенные три раза слова "свят" относятся к трем Лицам Пресвятой Троицы. Цитата из свт. Василия Великого: "Не говори, что древним умолчено было о Сыне, а нам Открыт Он, если только исповедуем Сына зиждительным словом, ибо отцы (т. е. древние евреи — прим. о. Бориса) знали слово, поклонялись Божиему слову, а словом и Духу".

Лекция 7

Наши рекомендации