Слово в день памяти преподобных сергия и германа, валаамских чудотворцев (28 июня/11 июля)
Когда придет конец последнему монастырю, когда прекратится Литургия, тогда будет всему конец. Иеросхимонах Михаил (Питкевич)
«Валаамский монастырь уцелел при гонениях, которые воздвигла на святые обители Императрица Екатерина II. В XIX веке начался духовный расцвет Валаама.
Этому не помешала даже военная удача Александра I, тяжело отразившаяся на православном населении края. В результате победы, одержанной в 1809 году над Швецией, в состав Российской империи вошла Финляндия. Александр I, желая всячески обласкать новых подданных, даровал Финляндии статус Великого княжества и практически полное самоуправление; более того, к Финскому княжеству был присоединен бывший до того российской губернией Приладож- ский край. (Несмотря на императорские привилегии, Финляндия так и осталась для Империи чужеродным придатком. Впоследствии финские власти укрывали на своей территории разнообразнейших заговорщиков: и террористов-цареубийц, и анархистов, и большевиков, прятался там и "вождь революции” Ленин.) Православные жители Приладожья оказались под властью лютеранского Сената; Православие в Финском княжестве стало второстепенной религией, которую только терпели и исподтишка теснили. В сознании простых русских людей Финляндия по-прежнему оставалась заграницей, чужой землей. (Так, иеросхимонах Михаил (Питкевич), в молодости получивший от старца благословение отправиться на Валаам, поначалу не хотел идти на чужбину.) Но несмотря ни на что, светоч Валаамского Спасо-Преображенского монастыря разгорался все ярче. Сюда стремились самые мужественные ревнители благочестия, искавшие на северном острове жестокого жития во славу Божию. Среди тогдашних иноков бытовала поговорка: кто суров, тому путь в Саров, а кто совсем упрям — тому на Валаам. <...> Валаамская обитель явилась духовной опорой не только для православных жителей края, но и для всей России. Вслед за преподобным Серафимом Саровским и великими оптинскими старцами опытные валаамские подвижники приняли на себя труд духовного наставничества — возрождаемый на Руси спасительный для множества душ подвиг старческого окормления народа.
По числу паломников Валаам стал равен знаменитым Лаврам: Троице-Сергиевой и Киево-Печерской. У гроба преподобных Сергия и Германа совершались чудесные исцеления телесных болезней, а рядом находились врачи душевных немощей — старцы, готовые прийти на помощь заблудшим и кающимся грешникам. Оптина пустынь притягивала к себе срединную, старинную Россию; на Валаам стекались издерганные дети нового времени из имперской столицы — Петербурга-Петрограда. И все эти массы людей, ищущих утешения и совета, обретали душевный мир, вставали на путь спасения под руководством мудрых старцев.
Новое бедствие, ставшее несравненно страшнее иноземных нашествий, уже надвигалось на Русь.
Богоборческое безумие грозило растоптать душу народа, истребить даже память о Святом Православии. В 1912 году отошел ко Господу валаамский затворник Онуфрий. Перед своей кончиной он предсказал безбожную революцию, убийство царя, массовые расправы над духовенством, обновленческий раскол в Русской Церкви, а для Валаама — смуты и разделения.
После большевистского переворота в России Финляндия получила самостоятельность. Новое государство сохранило за собой все территории, подаренные Александром I Финскому великому княжеству. Так Валаам действительно оказался за рубежом своего страдающего Отечества. Валаамская обитель избежала того разгрома, какому богоборцы подвергли Оптину пустынь. Северный монастырь получил более изощренный удар, расколовший и обескровивший его.
Вслед за правительством своей республики Финская епархия отошла от России и перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Был принят и введенный в Константинополе григорианский календарь. Этот «арифметический» соблазн вызвал раскол среди братии Валаамского монастыря, разделившейся на новостильников и старостильников.
Никакой календарный стиль, никакой способ отсчета дат никогда не был, да и не мог быть догматом Церкви, то есть входить в число основ спасительного Христова Учения. Единственное догматическое указание, связанное с определением праздничной даты, — это 7-е правило Святых Апостол, под угрозой извержения священнослужителей из сана запрещающее праздновать святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия, с иудеями. Это действительно относится к вероучению: христиане не должны были иметь общего праздника с распинателями Христа Господа. Но при условии соблюдения этого правила Поместная Церковь может пользоваться тем или иным светским календарем — это не догмат и не канон, а просто церковный обычай.
На протяжении многих веков Церковь Христова пользовалась календарем юлианским, установленным еще до Рождества Спасителя язычником Юлием Цезарем, и не испытывала от этого никаких неудобств. В 1582 году римский папа Григорий волевым решением возвел в догмат собственный, григорианский календарь; на новый стиль перешло большинство стран Европы. В новейшее время Константинопольский Патриархат, пытаясь найти взаимопонимание с римо-католиками, также принял григорианский стиль. Это вопрос внутренней жизни Константинопольской Церкви, не препятствующий общению с ней других Поместных Церквей. В пользу григорианского календаря говорит только одно явление: чудо Благодатного огня на Гробе Господнем в Иерусалиме совершается на Пасху, исчисленную по старому стилю. Но даже не в этом знамении Всевышнего главный довод против календарных нововведений.
Хранительница апостольских заветов, Православная Церковь Христова недаром относится с осторожностью к любым новшествам, пусть даже касающимся не вероучения, а обряда или обычая. В церковной жизни необходимо проявлять мудрость и избегать всего, в чем может таиться соблазн для малых сих. Общеизвестно, каким страшным расколом отозвалась в Русской Церкви реформа, которую царь Алексий Тишайший проводил репрессивными методами, а ведь речь шла не о канонах и догматах, а в основном об обрядовой традиции. Точно так же принятие Константинополем григорианского календаря вызвало раскол Элладской Церкви. Против того же новшества восстала часть валаамских иноков, отказавшись праздновать Пасху по новому стилю со словами: "Хоть живыми нас в землю закопайте — не отступим”!
Можно понять валаамских старостильников — слишком свежа была рана от разрыва с родной Россией, слишком дорого было все, что относилось к старорусскому благочестию. Подвижники-монахи привыкли строго следовать Уставам Церковным, и изменение календаря они связали с изменой вере. Устав стал их жизнью: когда идет ломка живых традиций, очень трудно различить главное и второстепенное.
Если старостильников можно было упрекнуть в непослушании епархиальному начальству, то на их противников падает укор в немилосердии, даже в жестокости. Отнюдь не в духе примирения, терпения и братской любви совершался перевод Валаама на григорианский календарь. Лютеранские власти Финляндии (вероятно, не без затаенной усмешки) крутыми административными методами решили спор между православными монахами в пользу новостильников. Несколько иноков были посажены в выборгскую тюрьму. Иеромонах Поликарп, обратившийся с жалобой в газету, был за это выслан в СССР на верную смерть в большевистских лагерях. Многие приверженцы старого стиля были изгнаны с Валаама. "В глухую ненастную осень 1926 года были вывезены из Валаамского монастыря с помощью полиции 30 иноков, проживших до того в обители по двадцать и даже по тридцать лет. Среди них были старцы, убеленные сединами, и иеромонахи с наперсными крестами. И за что так жестоко с ними поступили? Не за какие-либо греховные проступки, а лишь за то, что они отказались принять новый стиль и новую Пасхалию", — пишет очевидец, иеромонах Никандр. Оставшихся старостильников отправляли в самые суровые дальние скиты. В такой ссылке вскоре умер от разрыва сердца духовник обители иеросхимонах Михаил- первый (до схимы Маркиан). Перед кончиной этот старец написал стихи, исполненные надежды, звавшие к примирению:
Свой век доживают монахи седые,
В тиши проводя монашеский путь...
Хранят они в душах стремленья святые,
Всё нудятся к Богу сердцами прильнуть.
Хотя стиль отнял в них былое согласье,
Раскол внес церковный в незлобных умах,
Но верят они, что придет снова счастье —
И даст единенье Господь в их сердцах.
Бессмысленность пагубного для обители разделения проявилась... когда после победы СССР в Финской войне Валаамский монастырь снова перешел к Русской Церкви, и тот же игумен и другие возглавители обители, которые гнали старостильников, без колебаний сами возвратились к старому стилю.
(В наши дни ведутся разговоры о том, что Русской Церкви надо бы принять григорианский календарь. Ссылаются на пример "цивилизованной" Европы, на удобство соответствия церковного календаря гражданскому, на тот же диалог с римо-католиками... Что касается последних, такие римские нововведения, как "исхождение Духа и от Сына”, "догмат папской непогрешимости", чистилище, искажение Таинства Евхаристии, с православной точки зрения расцениваются однозначно — ересь. Пока латиняне не приведут свои верования в соответствие с верой апостольской, никакие календари не помогут их сближению с Православием. Не слишком ли дорогой платой будет смута в Православной Церкви — множество бессмертных человеческих душ, отравленных расколом за эти весьма сомнительные выгоды? У нас перед глазами грозные примеры старообрядчества, а в новые времена — Эллады и Валаама. И сейчас наверняка найдется немало ревнителей старого стиля, готовых умереть за единую букву аз юлианского календаря. Так нужны ли новшества, чреватые душепагубным соблазном?)
Во время Второй мировой войны валаамскими иноками во внутренней Финляндии была создана обитель, получившая название Новый Валаам. А сам благодатный остров на Ладожском озере в послевоенные годы был обмирщен: на нем организовали колхоз, а в братских корпусах монастыря разместили дом инвалидов. (Все это в духе еще добольшевистских антицерковных реформ царя Петра I и императрицы Екатерины II, превращавших святые обители в богадельни и дома для умалишенных.) Хорошо еще, что миновали времена массового красного террора и на Валааме не было тюрем и лагерей, зато туда высылали отсидевших свои сроки уголовников- рецидивистов.
Насельник Нового Валаама, старец схиигумен Иоанн сетовал: "Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится, много старичков ходит с помощью палочек, вновь поступающих нет, так как в данное время молодежь воспитывается не в религиозном духе. Впрочем, судьбы Господни непостижимы нам, грешным. Буди, Господи, воля Твоя во всем". Всещедрый Бог, паче чаяния, явил Свою милость и финляндскому Ново-Валаамскому монастырю, куда пришло новое поколение иноков, а затем — и к древней прославленной обители на острове Валааме.
В [19]50-х годах наконец наладилось общение Русской и Финляндской Церквей. Группа валаамских монахов воспользовалась этим, чтобы вернуться на родину. Последний валаамский старец иеросхимонах Михаил (Питкевич) говорил: "В России сейчас сияет истинное Православие, как солнце, — это земля полита кровью мучеников, это земля исповедников". Вместе со старцем Михаилом в многострадальное Отечество вернулись еще шесть его сподвижников — по свидетельству очевидца, это были лучшие отцы Валаама. Иеросхимонах Михаил окончил земное служение в Псково- Печерском монастыре. Из своего многотрудного жития последний старец Валаама вынес убеждение: «Кого Господь любит, того и скорбями наделяет — к будущей жизни приготовляет».
В 1989 году полуразрушенные монастырские здания [древнего Валаама] были возвращены Русской Православной Церкви. Началось восстановление обители. Иноки нового поколения — сыновья русского народа, душу которого не сумели убить семьдесят лет богоборческого ига. Они пришли на развалины, чтобы Валаам вновь стал местом благодатной молитвы...»