Неизменность канонов и жизнь современного человека в церкви» (июнь 1990)
«...Священные каноны — это воля Духа Святого, а Дух Святой есть Бог, Который всегда Тот же и не
изменяется (Мал з, 6). Он есть Истина, всегда последовательная в Себе. Как истины веры, догматы, суть от Бога и потому неизменны, так и канонические установления и этические правила, которые, собственно, не что иное, как догматы веры, применяемые в жизни верующих. Они могут налагаться только постепенно, в соответствии с возрастом верующих и условиями времени, могут излагаться и обосновываться современным языком, но их суть не может меняться. <.„> Установления, принятые для того, чтобы с пользой послужить для определенного времени и условий, но в иное время не отвечающие своему предназначению, могут и должны изменяться и заменяться более эффективными. Замыкаться во что бы то ни стало на них, якобы неизменных... было бы вредным для жизни Церкви, приводило бы к нестроениям, разделениям, расколам... и если новые условия, в которых Церковь окажется, потребуют, Церковь будет способна принимать соответствующие канонические установления... Дух Святой... действует в Церкви и сейчас, и будет действовать до конца времен, и Церковь под Его руководством будет принимать условия и обстоятельства жизни, реагируя на них так же, как и до сих пор».
Однако, как продолжает Патриарх Павел, есть постановления Соборов, остающиеся по духу своему неизменными. Так, «запрещается празднование Новозаветной Пасхи (Воскресения) вместе с иудейской Пасхой, поститься с иудеями, праздновать их праздники и принимать праздничные подарки, принимать от них пресные хлебы, иметь общение в их нечестии; христиане не смеют по-иудейски праздновать субботу, но должны особенно чтить воскресенье; не должны ходить в синагогу молиться, ни носить туда елей и там возжигать свечи.
В этих определениях под обозначением "иудеи” в виду имеется не народ, а вероисповедание, и нам должно быть ясно, что здесь речь идет не о каком-то расизме, не об антисемитизме, совершенно чуждом христианству и Православию. Это определенно подтверждается и тем фактом, что обычно каноны, содержащие для верующих запреты по отношению к иудеям, то же самое запрещают и по отношению к язычникам, без разницы, к какому народу они принадлежат, равно как и по отношению к христианским еретикам и схизматикам.
Очевидно, что дух этих предписаний заключается в том, чтобы православные верующие остерегались опасности для своей веры от нечестия не только иудейского, но и от христианских ересей и расколов. Потому, конечно, эти предписания действенны и сейчас, и будут действенны до кончины мира. <...>
Однако исполнение требования избегать общения в вероисповедных делах из-за опасности для своей веры, никак не может означать нетерпимости и враждебности по отношению к другим людям, иноверным, с которыми нас связывает общая человеческая природа, происхождение от одних прародителей и Богом дарованная нам всем нравственная и духовная свобода. <...>
По словам апостола Павла, Воскресение Христово является сущностью веры христианской (см.: 1 Кор 15, 14), и потому изначально Воскресение — наибольший христианский праздник, Праздник праздников. Вся Церковь его праздновала весной, в период иудейского праздника Пасхи, в ту пору года, когда Воскресение и произошло, но не все христиане праздновали его в один и тот же день. Верующие Малой Азии праздновали его в 14-й день еврейского месяца нисана, независимо от того, на какой день седмицы эта дата придется. А христиане Египта, Греции и Рима праздновали его в тот же период, но всегда в день воскресный. Так получалось, что одни христиане пребывали в праздничной радости, тогда как другие еще соблюдали предпраздничный пост.
Чтобы в этом плане вся Церковь обрела единство, Первый Вселенский Собор в Никее, 325 года, принял решение, чтобы все христиане прославляли Воскресение Христово в воскресный день после весеннего равноденствия и полнолуния. Было принято, кстати, также решение, что Новозаветная Пасха, Воскресение, не должна праздноваться в один день с иудейской Пасхой. В то же время Собор поручил Александрийской Церкви, чтобы она рассчитала, в соответствии с принятым установлением, на какой день месяца придется Воскресение, а в связи с ним — срок начала поста, подготовительные к посту седмицы и т.д., и об этом своевременно оповещала все Церкви. Александрийская Церковь выполняла это на протяжении значительного ряда лет.
Случалось между тем, что такие оповещения не доходили своевременно в некоторые отдаленные страны, и уже в 388 году Феофил, епископ Александрийский, составил наглядную таблицу, в которой нужные сведения можно было найти на 40 лет вперед. Святой Кирилл Александрийский таблицу эту дополнил до 95 лет. Несколько позднее ученый египетский монах Аниан выработал "Большой пасхальный индикти- он” на 532 года, который по истечении ряда лет вновь повторялся, так что начальный год этого индиктиона и следующие за ним вновь распределялись равномерно, и на эти дни приходились как фаза полнолуния, так и даты месяца, в которые Воскресение должно праздноваться. В VI веке этот индиктион дополнил римский монах Дионисий Малый. Так возникла "неисходимая Пасхалия”, то есть постоянная Пасхалия, которая по истечении 532 лет повторяется и которая применяется также и сейчас.
При этом следует обратить внимание на то, что все упомянутые соборные определения о праздновании Воскресения не указывают ни календарных месяцев, ни дней месяцев, а указывают на явления природы — весеннее равноденствие, полнолуние и день седмицы. А в Пасхальных таблицах эти предписания отражены датами существовавшего тогда юлианского календаря, что не одно и то же. А именно: святые отцы, просвещенные Духом Святым, связывали жизнь Церкви не с чем-то человеческим, относительным, а с определенным, с космическими событиями, данными от Бога».
Поэтому вполне возможно в Церкви пользоваться и григорианским календарем — как астрономически более точным («старый» юлианский календарь отстает от астрономического времени каждые 128 лет на один день и от Первого Вселенского Собора до нашего времени отстал на 13 дней, а в 2117 году эта разница составит уже 14 дней). Другое дело, что, хотя сам по себе новый стиль и не имеет абсолютно отрицательного для жизни Церкви значения, для многих из нас введение его оказалось бы непривычным и, безусловно, внесло бы в церковную среду ненужные смущения и разделения, а потому и остается (из соображений церковной икономйи») явно нежелательным.
Но здесь, в «календарной проблеме», по сути, единственно важно совсем другое — неизменно сохранять нашу верность не букве, а самому духу соборных постановлений, ясно сознавая, «в чем разница между значимостью неизменных канонических установлений и меняющихся, человеческих, принятых в определенное время». Календари могут меняться, но ни соборные требования относительно времени празднования Пасхи Христовой (с учетом фактов и астрономических, и евангельски-исторических), ни требуемый самой Пасхой дух единения всех православных верующих не позволяют подлинным христианам вводить у себя, в отличие от календарного нового стиля, еще и «новостильную» Пасхалию! Это есть прямое и сознательное нарушение и соборного духа, и соборных канонов Церкви, за что такой нарушитель, как прямо говорит и сама Церковь, подлежит анафеме,
отлучению. И именно поэтому Патриарх Сербский Павел самым определенным образом утверждает: «Мнение, что... не значимо то, чтобы Воскресение праздновалось так, как определил Первый Вселенский Собор, в первую седмицу после реального весеннего равноденствия и полнолуния, конечно же, не может считаться оправданным. <...> Очевидно, что здесь не различается Божественное и человеческое...»
2. Из проповеди Его Высокопреосвященства Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима)