О ежедневных церковных службах

Во время нашей беседы я рассказал отцу Михаи­лу о моем друге, докторе Гуннере Рбзендэле, настоя­теле лютеранского прихода в Осби, в Швеции. По­сещаемость храмов в Швеции очень низка. Так было и в Осби, когда доктора Розендэла назначили туда более двадцати лет назад. Новый настоятель начал служить шведскую мессу в церкви ежедневно, что яв­лялось неслыханной вещью в Швеции, и, кроме того, совершать все ежедневные службы, предписанные Шведской Церковью, которые едва ли отправлялись даже в соборах. Делая все это благоговейно и неиз­менно, доктор Розендэл постепенно создал большое религиозное сообщество. На ежедневных вечернях в его храме — больше народа, чем во многих приходах на воскресной мессе. Постепенно Осби превратилось в место паломничества. Люди изо всех частей Скан­динавии и более отдаленных мест прибывают в Осби индивидуально и группами, восхищаясь здесь многочисленностью прихожан и духовно возвышенными службами.

«Твоему другу следует оставаться там, где он есть, и упорно продолжать свои усилия. Он еще более бу­дет поражен результатами, — сказал отец Михаил. — Я расскажу тебе подобный же случай из жизни нашего великого валаамского игумена — отца Назария Са­ровского, современника преподобного Серафима. Он [оставив игуменство на Валааме] покинул монастырь в 1804 году и вернулся в Сэров. Перед поселением в Сарове отец Назарий совершил путешествие в Юж­ную Россию для ознакомления с тамошними монасты­рями. Его сопровождал другой инок — отец Иларион. Однажды в субботу наши путешественники прибыли к некоему приходскому настоятелю. Игумену священ­ник понравился. Он был удивлен, однако, что послед­ний не сделал никаких приготовлений в отношении песнопений вечерней службы. Игумен поинтересовал­ся причиной этого. Настоятель ответил, что он не со­бирается петь за службой. Он также добавил, что слу­жит редко — даже Литургию.

"Мой приход, отец игумен, весьма большой, — ска­зал священник, — и раскольников у нас нет, но люди равнодушные. Они редко приходят в церковь. Я не вижу никакого смысла служить с большей частотой в пустом храме". — "Отче, — ответил огорченный игумен, — если твои прихожане пренебрегают сво­ими важнейшими обязанностями, то ты-то, их па­стырь, не должен пренебрегать своими! Храм Божий никогда не бывает пуст. Со времени его освящения он имеет своего собственного Ангела Хранителя. Если твои прихожане не исполняют своего долга,

то их Ангелы Хранители так не поступают. Они на­полняют храм. Когда ты служишь, Ангелы сослужат тебе. Ты должен служить постоянно и просить Бога обратить твоих прихожан к молитве и покаянию. Господь же укажет их Ангелам Хранителям убедить их прийти. Ты отвечаешь за свою собственную душу и души твоей паствы. Ты должен ясно понимать это и исполнять".

Настоятель был весьма взволнован сказанным и попросил иноков помочь ему. Игумен распоря­дился звонить к вечерней службе и сам пошел вме­сте со своим спутником в приходскую церковь. Ког­да началась служба, церковь была пуста. После того как было прочитано Евангелие, игумен произнес проповедь, подчеркнув необходимость и пользу по­стоянного посещения храма. В церкви уже было тридцать человек, наиболее любопытных деревен­ских жителей, пришедших узнать, почему служат — с пением? Игумен снова проповедовал в конце служ­бы. Большое число народу пришло к воскресной Литургии.

Вечером игумен заметил много людей, собираю­щихся неподалеку от церкви. "Зачем они собирают­ся здесь, отче?" — спросил игумен у пастора. "Они, как обычно, идут сюда попеть и поплясать", — отве­тил последний. "Мы тоже непременно должны пойти туда", — сказал игумен, беря с собой книгу Житий свя­тых. Выйдя на церковный двор, игумен сел на скамью и начал читать нескольким старушкам, собравшим­ся вокруг него, житие святого, поминавшегося в тот день. Через некоторое время и несколько стариков присоединилось к ним. Игумен принимал каждого с превеликой добротой. Читая житие святого, игумен пояснял отдельные места. Еще больше подошло к ним народу... На следующий день игумен снова служил — Святую Литургию и вечерню, как обычно проповедуя. Он продолжал так делать каждый день. После двух не­дель таких служб в церковь этого священника начал приходить народ и из отдаленных селений. Церковь стала переполненной. Сам настоятель превратился в ученика игумена и повиновался ему — как если бы тот был старцем.

После длительной остановки игумен Назарий от­правился в путь, чтобы продолжить свое путеше­ствие, очень довольный исходом дела. Возвращаясь в Саров по той же самой дороге — уже по прошествии значительного отрезка времени, игумен и его спут­ник достигли церкви знакомого настоятеля перед самым началом воскресной Святой Литургии. Много­численная толпа окружала церковь. Узнавая игуме­на, люди радовались и внесли его в церковь, держа на своих плечах. Настоятель как раз собирался начать Божественную Литургию. Глубоко взволнованный, игумен поблагодарил Бога за такой переворот в не­давно еще приходившем в упадок приходе. Толпы окружали игумена, испрашивая его благословения. После Литургии настоятель произнес одну из сво­их лучших проповедей, поведав прихожанам о том, что многочисленность присутствующих в храме есть результат молитвы игумена. Толпы стали столь ве­лики, что лишь небольшая часть прихожан имела возможность проникнуть в церковь; остальные вы­нуждены были стоять вокруг нее, слушая службу под открытыми окнами. Игумен вновь задержался на некоторое время в селении. Когда он покидал его, несколько тысяч человек — мужчины, женщины, дети, все в слезах, во главе с настоятелем — сопро­вождали игумена не одну версту. Настоятель остался под духовным руководством игумена до самой кончи­ны последнего. Приход стал цитаделью веры. Я слы­шал, что он пережил войны и революции и процве­тает так же, как и более 150 лет назад, когда игумен Назарий покинул его.

Каждый священник, жалующийся на слабую посеща­емость его приходского храма, мог бы с пользой после­довать совету игумена Назария».

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ

БЛАЖЕННАЯ ДОЛИНА СЛЁЗ

Старец принял меня в третий раз со свойственной ему, как всегда, добротой. Я заметил, что у него не­сколько покрасневшие глаза. Я попытался выяснить причину. «Вы хорошо видите, отче?» — спросил я за­творника.

«Нет, Сереженька, я пролил слишком много слез за свою жизнь», — ответил затворник.

«Отче, — сказал я, — преподобный Исаак Сирин пи­шет: "Пока ты не способен вступить в долину слез, пока твой внутренний человек служит миру — это означа­ет, что ты все еще ведешь мирскую жизнь и работа­ешь Богу внешне, в то время как внутренний человек остается бесплоден". Слезы покаяния, по словам пре­подобного Исаака Сирина, есть знак пробуждения это­го внутреннего человека. Он пишет далее, что только вхождением в долину слез душа наша оставляет тем­ницу мира сего и вступает на путь нового века, начиная дышать новым и прекрасным воздухом*. Преподобный также говорит, что эти слезы не есть те же самые сле­зы, что проливают многие люди во время молитвы — или причастившись, или же за чтением [Священного

Писания и молитвословий]. Он утверждает, что эти новые слезы текут беспрерывно по два года и более. Как это может быть?»

«Да, Сереженька, — сказал задумчиво-медленно старец, — я знаю человека, который прошел через эту благословенную долину слез. Преподобный Исаак вер­но говорит, что те, кто обретают благодать этих слез, постигают, как блуждание мысли во время молитвы прекращается, и самая природа этих слез меняется. Та­кие созерцатели входят в покой [Божий], описанный в Послании [святого апостола Павла] к Евреям (4, 5). Когда этот покой обретен, душа начинает созерцать духовные тайны. Святой Дух начинает открывать ей небесные вещи. И Бог приходит, чтобы поселиться в ней».

Наши рекомендации