И если Аллах Всевышний пожелает за первым томом последует второй.
اللهم أعز الإسلام والمسلمين ، اللهم أعز الإسلام والمسلمين ، اللهم أعز الإسلام والمسلمين ، وأذل الشرك والمشركين ، ودمر أعداء الدين ، واحم حوزة الدين يا رب العالمين
اللهم آمنا في أوطاننا وأصلح أئمتنا وولاة أمورنا يا رب العالمين .
اللهم آت نفوسنا تقواها ، زكها أنت خير من زكاها أنت وليها ومولاها
اللهم اغفر لنا ذنبنا كل دقه وجله ، أوله وآخره ، سره وعلنه
اللهم اغفر لنا ولوالدينا وللمسلمين والمسلمات والمؤمنين والمؤمنات الأحياء منهم والأموات .
اللهم اغفر ذنوب المذنبين من المسلمين وتب على التائبين واكتب الصحة والعافية والسلامة لعموم المسلمين
اللهم أصلح ذات بيننا وألِّف بين قلوبنا واهدنا سبل السلام وأخرجنا من الظلمات إلى النور وبارك لنا في أسماعنا وأبصارنا وقواتنا وأموالنا وأزواجنا وذرياتنا واجعلنا مباركين أينما كنا
И в заключении – Хвала Аллаху, Господу миров!
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
شرح رياض الصالحين
«Разъяснение книги “Сады праведных” имама ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах)»
2 том
محمد بن صالح العثيمين
Разъяснил шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах)
Первое русское издание
Вступление имама ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Единому, Всепобеждающему, Могущественному, Прощающему! Он покрывает ночью день, для того чтобы напомнить тем, кто обладает сердцами, и в качестве назидания тем, кто обладает разумом. Хвала Аллаху, Который пробудил из Своих творений тех, кого Сам избрал, и сделал их воздержанными в отношении этого мира. Он занял их сердца тем, что они постоянно ощущают Его контроль и постоянно размышляют над Его знамениями.
Я свидетельствую о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Благодеющего, Великодушного, Сочувствующего и Милостивого. И я также свидетельствую о том, что Мухаммад — раб Его, посланник Его и любимец. Он указывал творениям на прямой путь и призывал к верной религии. Пусть Аллах благословит его и приветствует, а также его семью и праведников.
Всевышний Аллах сказал: “Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня”[795].В этом аяте содержится явное указание на то, что люди созданы для поклонения. Именно поэтому, они должны заботиться о том, для чего были созданы. Они должны отвернуться от этого мира, проявляя сдержанность по отношению к мирскому, ибо этот мир является тленным, а не тем местом, где человек задержится надолго. Этот мир является судном, на котором человек переходит в следующий мир.
Именно поэтому, из жителей этого мира, бодрствующими являются только те, кто поклоняется Аллаху. Самыми разумными людьми здесь являются аскеты. Всевышний Аллах сказал: “Мирская жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и с которой смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью или днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих”[796].В Коране есть еще очень много аятов с подобным смыслом.
И как прекрасны слова того, кто сказал:
“Поистине, есть у Аллаха рабы понимающие,
Которые дали развод мирской жизни и убоялись испытаний.
Они посмотрели на нее, а когда поняли,
Что она не является для живого пристанищем,
Посчитали её морской пучиной и взяли
Добрые деяния для себя кораблями”.
А самым правильным путем является воспитание себя на том, что достоверно передано от нашего пророка, господина первых и последних (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: “Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности”[797].И достоверно передано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:“Аллах помогает рабу до тех пор, пока раб помогает своему брату”[798]. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Кто укажет на благо, тот получит награду, которая подобна награде совершившего это благо”[799]. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Тот, кто призывал к прямому пути, получит такую же награду, как и награды тех, кто последовал за ним, что нисколько не уменьшит их собственных наград”[800]. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, обращаясь к ‘Али (да будет доволен им Аллах): “Клянусь Аллахом, если Аллах наставит посредством тебя, хотя бы одного человека, это будет лучше для тебя, чем красные верблюды”[801].
Поэтому, я решил составить краткий сборник из достоверных хадисов, содержащий в себе путь к Вечной жизни, и объясняющий внешние и внутренние нормы благонравия. Он будет включать в себя побуждение и устрашение, и еще многие другие качества идущих по прямому пути. Он будет содержать в себе хадисы об аскетизме, хадисы о воспитании собственной души, хадисы о воспитании нравственности, хадисы о чистоте сердца и его лечении, хадисы о защите органов, и многое другое.
Я надеюсь, что эта книга станет проводником для людей, ведущим их к благу, и станет преградой от всего мерзкого и губительного.
Я прошу каждого брата, который извлечет пользу из этой книги, чтобы он не забыл вознести мольбу за меня, за моих родителей, за моих шейхов, за всех, кого я люблю, и за всех мусульман в общем. Я опираюсь на Великодушного Аллаха, Ему поручаю свои дела и на Него уповаю! Достаточно мне Аллаха и Он — самый лучший Покровитель! Нет силы и мощи, кроме как с Аллахом, Великим и Мудрым.
باب المبادرة إلى الخيرات
10-ая глава
О необходимости поспешного устремления к благому
Аллах Всевышний сказал: «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах»[802].
А также: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных»[803].
Автор, да помилует его Аллах, назвал эту главу следующим образом «глава о необходимости поспешного устремления к благому и побуждении обратившегося к благу стремиться к нему всерьез и без колебаний». Это название включает в себя две вещи:
Во-первых, необходимо поспешно стремиться к совершению благих деяний.
Во-вторых, если человек решил совершить благое деяние, пусть совершает его, не сомневаясь.
Поспешное устремление к совершению благих деяний противоположно нерасторопности и лености. Сколько людей проявляют нерасторопность и леность, упуская огромное благо! Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесет тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся перед трудностями»[804].
Человек должен стремиться к совершению благих деяний. Если вспомнил какой-нибудь благой поступок, спеши его совершить. Человек может проявить нерасторопность в совершении благого деяния, а в будущем уже не сможет его совершить, например, из-за смерти или болезни. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас желает совершить хадж, пусть поспешит, ибо в будущем он может заболеть, или потерять свое верховое животное, или может приключиться еще какая-нибудь беда»[805]. То есть, с человеком может случиться то, что помешает ему совершить в будущем это дело, посему торопись совершать благие деяния.
Аллах Всевышний сказал: «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах»[806].
Имеется в виду, что человек должен стремиться во всем оказаться первым. Например, человек должен спешить занять первый ряд в коллективном намазе. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучший ряд для мужчины – первый, а худший – последний». А для женщин наоборот: «Лучший ряд для женщины – последний, а худший – первый»[807].
Однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел людей, которые не спешат вставать в первые ряды, и находятся в конце мечети. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Люди будут продолжать держаться позади до тех пор, пока Аллах не отодвинет их назад!»[808] Используй возможности, которые дает Аллах, и спеши к благому!
А также: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро»[809].
«Стремитесь к прощению вашего Господа…»― человек должен стремиться к тому, что послужит причиной прощения его грехов. Например, человек должен просить у Аллаха прощения (истигъфар). Человеку следует говорить: «Прошу прощения у Аллаха, о Аллах, прости меня», и так далее. Также человек должен совершать такие деяния, которые служат причиной прощения грехов. Например, малое омовение, пять ежедневных намазов, пятничная молитва, пост в месяц Рамадан, и так далее. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перед любым из вас, кто совершит омовение и сделает это должным образом, а потом скажет: “Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его посланник. О Аллах, сделай меня (одним) из кающихся и сделай меня (одним) из очищающихся” — обязательно откроются восемь врат рая, и войдёт он, через те, какие пожелает!»[810]
أشهد أن لا إله إلا الله ، وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وأشهد أن محمد عبده ورسوله ، اللهم اجعلني من التوابين واجعلني من المتطهرين
(Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах вахдаху ля шарика лях, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расулюху. Аллахумма-дж’альни мина-т-таввабин ва-дж’альни миналь-мутатаххирин)
Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда раб Аллаха, исповедующий ислам, совершает омовение и омывает лицо, с лица его вместе с водой сходит всё греховное, на что он смотрел своими глазами; когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, и так продолжается до тех пор, пока не выходит он свободным от грехов»[811].
Также совершение молитв является причиной искупления грехов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершение пяти ежедневных молитв и участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей послужат искуплением прегрешений, совершённых между этими молитвами, если не будет среди них тяжких грехов, и соблюдение поста в каждый следующий рамадан после предыдущего послужит искуплением прегрешений, совершённых между ними, если человек не совершит тяжких грехов»[812].
«(И стремитесь)к Раю, ширина которого равна небесам и земле»― то есть: стремитесь к Раю, совершая для этого благие деяния. И нет никаких деяний, которые помогут войти в Рай, кроме благих! Только благое деяние может стать причиной вхождения в Рай, посему спеши совершить его.
А затем Аллах Всевышний разъяснил, что ширина Рая равна небесам и земле. Это указывает на его простор и величие. Никто не может знать этих размеров, кроме Аллаха Всевышнего. Поэтому спеши к этому Раю, совершая то, что приведет тебя к нему!
«…уготованному для богобоязненных»― уготовил его Аллах Всевышний для них. В хадисе ″аль-къудси″ сказано: «Аллах сказал: “Для Своих праведных рабов Я приготовил то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа“»[813].
Кто же эти богобоязненные, для которых уготован Рай? Аллах Всевышний сказал: «(Они) делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро. Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!»[814]
«Они делают пожертвования в радости и в горе»― однако Аллах Всевышний не разъяснил, сколько человек должен жертвовать. Разъяснение пришло во многих других аятах. Аллах Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: "Излишек"»[815].То есть: расходуй то имущество, которое остается сверх того, в чем ты нуждаешься. Аллах Всевышний сказал: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями»[816].
«…сдерживают гнев…»― они сдерживают гнев, проявляя терпение. И такое терпение – одна из самых тяжелых для души вещей! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе»[817]. Ибо если человек гневается, душа начинает бушевать, вздуваются вены, краснеют глаза, а сам человек желает возмездия. А если в этот момент человек сдержит гнев, то это может стать причиной его вхождения в Рай!
Знай, что гнев – это раскаленный уголек, который шайтан бросает в сердце человека. Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил нас, как тушить этот уголек. Сообщается, что Сулейман ибн Сурад сказал: «(Однажды, когда) я сидел в обществе пророка (мир ему и благословение Аллаха) двое людей вступили в перебранку между собой, и у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. Увидев это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “Прибегаю к Аллаху от шайтана побиваемого камнями”, - то перестал бы гневаться”.И ему сказали: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Проси защиты Аллаха от шайтана побиваемого”»[818].
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم
(А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим)
Сообщается, что Абу Зарр рассказал о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас разгневается и он (в это время) стоит, пусть сядет. Если же гнев не пройдет, пусть ляжет»[819].
Если ты гневаешься, соверши то, на что указал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы гнев исчез. А иначе во время гнева человек может совершить ужасные поступки: может дать развод жене, может побить детей, может сломать мебель, и так далее.
«…и прощают людей…»― то есть прощают тех, кто сделал им что-то плохое, и за это их ожидает награда от Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом»[820].Прощение обусловлено тем, что после него должно наступить примирение. Однако, если есть некий человек, известный своей несправедливостью по отношению к людям, то его лучше не прощать, ибо твое прощение только увеличит зло, исходящее от него. Но если есть человек, который случайно обидел тебя, и подобное исходит от него очень редко, то его лучше простить. Сюда также относятся увеличившиеся сегодня случаи автомобильных аварий. Есть некоторые люди, которые сразу спешат простить виновника аварии. Это неправильно! Если этот водитель безрассудный, постоянно превышает скорость, не думает о пешеходах на дороге, не соблюдает правила дорожного движения, то не нужно жалеть его. Но если человек случайно стал виновником аварии, а обычно он всегда аккуратен на дорогах, то его следует простить.
«Воистину, Аллах любит творящих добро» ― заслужить любовь Аллаха – цель каждого человека! Аллах Всевышний сказал: «Скажи: ”Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас“»[821].Просим Аллаха Всевышнего сделать нас из числа тех, кого Он любит!
Под ″творящими добро″ имеются в виду те, кто добродетелен в поклонении Аллаху, и творит добро в отношениях с людьми.
Что касается поклонения Аллаху, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил: «Ты должен поклоняться Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то помни о том, что Он, поистине, видит тебя»[822].
Что же касается отношений с людьми, то следует обращаться с ними наилучшим образом в речах и делах. Аллах Всевышний сказал: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым»[823].То есть: если тебя поприветствовали, ответь по крайней мере таким же приветствием. Если мусульманин сказал тебе: «Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлах», то ты, как минимум, должен ответить: «Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлах». Но лучше всего, если ты скажешь: «Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятуху». Ведь, Аллах сказал: «…отвечайте еще лучшим приветствием…». Если тебя поприветствовали четко и ясно, то ответь на приветствие таким же четким и ясным голосом. Многие люди в ответ на приветствие отвечают «уа алейкум ассалям» через нос так, что их даже и не слышно. Это – ошибка!
Также ты должен творить добро и на делах. Например, помогать людям в их делах, в частности имуществом, дарить подарки, и так далее.
Также, если ты увидел грехи своего брата, то разъясни ему это и запрещай впредь подобное. Это – один из самых лучших видов добра! Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помогай своему брату независимо от того, притеснителем он является или притесняемым». Люди сказали: «О посланник Аллаха, будет правильно, если мы станем помогать притесняемому, но как же мы (можем) помочь притеснителю?!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хватая его за руки[824]»[825].
«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок…»― под ″мерзкими поступками″ имеются в виду такие грехи, которые нормальный человек считает мерзкими. Например, прелюбодеяние, алкоголизм, убийство человека.
«…или несправедливо поступив против самих себя…»― то есть, совершали малые грехи.
«…помянули Аллаха…»― то есть, вспомнили о Его величии и Его наказании, а затем вспомнили о Его милости и о том, что Он принимает покаяние.
«…и попросили прощения за свои грехи»― лучше всего просить прощения у Аллаха, произнося такие слова: «О Аллах, Ты — Господь мой, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!»[826]
اللَّهمَّ أنتَ ربِّي لا إلَهَ إلَّا أنتَ ، خَلقتَني وأَنا عبدُكَ ، وأَنا على عَهْدِكَ ووعدِكَ ما استطعتُ ، أعوذُ بِكَ من شرِّ ما صنعتُ ، أبوءُ لَكَ بنعمتِكَ عليَّ ، وأبوءُ لَكَ بذنبي فاغفِر لي ، فإنَّهُ لا يغفرُ الذُّنوبَ إلَّا أنتَ
(Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха илля Анта, халякта-ни ва ана ‘абду-Кя, ва ана ‘аля ‘ахди-Кя ва ва‘ди-кя ма-стата‘ту. А‘узу би-Кя мин шарри ма сана‘ту, абуъу ля-Кя би-ни‘мати-Кя ‘аляййа, ва абуъу ля-Кя би-занби, фа-гъфир ли, фа-инна-ху ля йагъфиру-з-зунуба илля Анта!)
«…кто прощает грехи, кроме Аллаха?»― никто не может простить грех, кроме Аллаха Всевышнего. Если все люди от первого до последнего, все джинны и ангелы соберутся, чтобы простить один твой грех, они не смогут этого сделать! Поистине, никто не прощает грехов, кроме Аллаха Всевышнего! Просим у Аллаха Всевышнего прощения наших грехов, грехов наших братьев, и грехов тех, кто опередил нас в вере.
«…и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили…»― то есть, они не продолжают совершать грехи, узнав о том, что это грехи. В этом указание на то, что постоянство в грехах сопровождаемое знанием, очень и очень опасно! Поэтому, многие ученые сказали, что малые грехи, совершаемые регулярно, становятся большими. Например, некоторые люди постоянно бреют свои бороды, считая, что это и есть красота. Однако не может быть благим то, что является грехом! Эти люди считают это малым грехом, делают его постоянно, и так он становится большим.
И в конце Аллах Всевышний сказал: «Воздаянием (им) будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!»[827]
اللهم اجعلنا من هؤلاء العاملين واجعل جزاءنا ذلك يا رب العالمين
87 ― Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных частям тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным, и когда вечером будет он верующим, а утром - неверным, продающим свою религию за мирские блага»[828].
Деяние будет праведным только тогда, когда оно построено на двух вещах:
1 ― Искреннее посвящение деяния только Аллаху.
Деяние, совершенное не ради Аллаха, не является праведным. Например, если человек совершает намаз ради того, чтобы показать свое благочестие перед людьми, его намаз не будет принят. Такой намаз не будет принят, так как в нем содержится многобожие (ширк). Сообщается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах сказал: "Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, и, если кто-либо совершит что-то не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я откажусь и от него, и от его многобожия"»[829].
2 ― Следование за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Если человек совершает деяние искренне ради Аллаха, но это деяние является нововведением, которое не совершал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оно не будет принято. Совершая это деяние, человек может даже плакать из-за смирения пред Аллахом, но это деяние ему ничем не поможет. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждое нововведение является ересью, а каждая ересь – заблуждение»[830].
«…ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных частям тёмной ночи…» ― посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что придут испытания, подобные темной ночи, в которой нет никакого света. Человек окажется во мраке, и не будет знать, куда идет. Пусть Аллах убережет нас от испытаний!
Испытание может быть связано с двумя вещами:
1 ― Испытание, связанное с сомнениями (шубухат).
Это каждое испытание, построенное на невежестве! Например, то, что совершают приверженцы нововведений, внесшие в вероубеждение такие вещи, которых нет в шариате Аллаха. Поистине, человек бывает испытан и может сбиться с истинного пути по причине этих сомнений.
2 ― Испытание, связанное со страстями (шахауат).
Человек знает, что совершаемые им поступки запрещены, но его душа зовет его к этим поступкам, поэтому он не обращает ни на что внимания и совершает их. Или же, человек знает, что определенный поступок обязателен, но душа зовет его к лени, и человек оставляет то, что обязан делать. Это и есть испытание, связанное со страстями. Самое опасное из того, что относится к этому виду – прелюбодеяние и гомосексуализм. Это из самых опасных вещей для общины! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не оставлю я после себя искушения, более вредоносного для мужчин, чем женщины»[831]. А также: “Остерегайтесь женщин, ведь первое искушение израильтян было связано с женщинами”[832].
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег нас от испытаний, подобных частям темной ночи. Утром человек будет верующим, а вечером станет неверующим. За один день отойдет от Ислама! Вечером человек будет верующим, а на утро уже станет неверующим. Просим у Аллаха избавления от подобного! Почему это случится? Потому что, человек «будет продавать свою религию за мирские блага». Не думай, что речь идет только о деньгах. Речь идет о всяком мирском благе, будь то деньги, авторитет, власть, женщины, и так далее. Аллах Всевышний сказал: «Вы стремитесь к тленным благам мирской жизни, а у Аллаха есть богатая добыча»[833].
Братья мои, постоянно прибегайте к Аллаху за защитой от испытаний! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас читает ташаххуд, пусть прибегает к Аллаху за защитой от четырех вещей, говоря: ″О Аллах, я прибегаю к Тебе за защитой от наказания Ада, от наказания могилы, от испытаний жизни и смерти, и от зла испытания Масиха Даджаля″»[834].
اللهم إني أعوذ بك من عذاب جهنم ، ومن عذاب القبر ، ومن فتنة المحيا والممات ، ومن شر فتنة المسيح الدجال
(Аллахумма инни а’узу бикя мин ’азаби джаханнама, уа мин ’азаби-ль-къабри, уа мин фитнати-ль-махйа уа-ль-мамати, уа мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджали)
نسأل الله أن يثيبنا وإياكم بالقول الثابت في الحياة الدنيا وفي الآخرة
88 ― Сообщается, что Абу Сирва’а Укба ибн аль-Харис сказал: «(Однажды) в Медине я совершил послеполуденную молитву позади пророка (мир ему и благословение Аллаха), который после произнесения слов таслима быстро поднялся и прошёл через ряды людей, (направляясь) к одной из комнат своих жён. Люди были испуганы подобной поспешностью, (а спустя некоторое время) он вышел к ним, увидел, что они удивлены тем, что он так спешил, и сказал: ″Я вспомнил о том, что у нас есть золото, и приказал раздать его, не желая, чтобы оно (и дальше) отвлекало меня″»[835].
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я оставил у себя дома золото, являющееся частью закята, и не хотел оставлять у себя и дальше».
В этом хадисе указание на необходимость поспешного устремления к совершению благих деяний, ибо человек не знает, когда его настигнет смерть. Человек должен быть благоразумным, должен готовиться к смерти, не пренебрегая этим. Обычно, если человек может получить выгоду в мирских делах, он очень спешит их совершить. В вопросах религии нужно вести себя также, более того нужно спешить еще больше. Аллах Всевышний сказал: «Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь - лучше и дольше. Воистину, это записано в первых свитках - свитках Ибрахима и Мусы»[836].
В этом хадисе также указание на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, больше всех остальных людей спешил к совершению благих поступков. Он так же нуждался в благих деяниях, как нуждаются в них другие люди. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никого не спасут дела его». Люди спросили: «И даже тебя, о посланник Аллаха?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И даже меня, если только Аллах не окажет мне Свою милость»[837].
В этом хадисе также указание на то, что дозволено проходить через ряды людей после окончания молитвы, особенно, если в этом есть нужда. И это по той причине, что после окончания молитвы, нет нужды оставаться на своих местах. Но запрещено проходить через ряды людей перед началом молитвы. В этом содержится нанесение вреда людям. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прервал свою проповедь в пятничный день, увидев человека, который пробирается вперед через ряды молящихся, и сказал ему: «Сядь, ибо ты причиняешь людям вред»[838].
В этом хадисе указание на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как и все другие люди иногда что-то забывал. Если он забывал то, что ему было известно, то тем более он не мог знать о том, что ему вообще не было известно. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: ″Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом″»[839].
В этом опровержение тем людям, которые взывают к нему, когда их постигают беды. Эти люди на самом деле являются врагами пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если бы он был жив, то призвал бы их к покаянию, а если бы они отказались, казнил их, ибо они – многобожники! Человеку недозволенно обращаться с мольбой (ду’а) к кому-либо, кроме Аллаха Всевышнего. Запрещено обращаться с мольбой (ду’а) даже к приближенным ангелам и посланным пророкам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел для защиты единобожия и для того, чтобы поклонение было посвящено только Аллаху. Он не ведал о сокровенных вещах. Иногда он забывал те вещи, которые знал прежде. Он, как и все остальные люди, нуждался в еде, питье, одежде, защите от врагов. Поэтому, в день битвы Ухуд, он надел на себя две кольчуги, стремясь обезопасить себя от вражеского оружия. Поэтому, Аллах Всевышний сказал ему: «Скажи: ″Воистину, я - такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог - Бог Единственный″»[840].
89 ― Сообщается, что Джабир сказал: «В день битвы при Ухуде один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “Скажи мне, где я окажусь, если меня убьют?”. Он сказал: “В раю”, - и тогда (этот человек) выбросил финики, которые держал в руке, (бросился в бой) и сражался, пока не погиб»[841].
Пользы из хадиса:
1 —Указание на то, как сподвижники, да будет доволен Аллах ими всеми, спешили к совершению праведных деяний, и не откладывали их на будущее. Поэтому, они обрели величие, как в этой жизни, так и в Последней.
Посмотри на другой случай! Однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью в день праздника. Затем спустился с минбара, подошел к женщинам и обратился к ним с проповедью, повелел раздавать милостыню. Тогда Биляль подставил полу своей одежды и сказал: «Подходите, да станут отец мой и мать выкупом за вас!» — после чего женщины принялись бросать в полу одежды Биляла большие кольца и перстни[842]. То есть, сподвижницы не стали откладывать благое деяние, а раздали в качестве милостыни даже свои украшения.
2 —Тот, кто был убит на пути Аллаха, будет в Раю.
3 —Указание на стремление сподвижников к знанию. В этом хадисе рассказывается о человеке, который задал вопрос пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Это было обычаем сподвижников! Они не упускали возможности, чтобы задать вопрос, ибо ответ на этот вопрос давал им две вещи: знание и деяние. Поистине, знающий человек получил знание в качестве дара от Аллаха, а если он действует в соответствии с этим знанием, то это является дополнительным даром. Сподвижники спрашивали пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о шариатских постановлениях, для того чтобы воплотить их на делах. И это в отличие от многих людей сегодня, которые спрашивают, а когда получают знание, не действуют в соответствии с ним.
90 ― Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Один человек, пришедший к пророку (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “О посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?” Он ответил: “За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, (чтобы лишь тогда) сказать: “Такому-то столько, а такому-то столько”, - тогда как это (уже будет принадлежать) такому-то[843]”»[844].
«За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым» ― то есть, в тот момент, когда твое тело здорово, а душа испытывает чувство жадности. Когда человек здоров, его душа испытывает чувство жадности, так как он надеется еще пожить и боится бедности. Если же человек болеет, то мирская жизнь становится для <