Тем что от Возлюбленного в себе зачинаешь

ИЗЪЯСНЕНИЕ

2. Поскольку душа умирает от любви (согласно сказанному), и не может до конца умереть, чтобы мочь радоваться любви освобождённо, она жалуется на продление жизни телесной, по каковой причине отсрочивается жизнь духовная. Итак, в сей песне беседует с самой жизнью своей, восхваляя скорбь, которую она ей причиняет. И чувство, движущее песню, следующее: Жизнь души моей, как можешь ты длиться в сей жизни плотской? - ибо тебе прилежит смерть и овла­дение подлинной духовной жизнью Бога, в коей, по-существу, любовь и желание более истинны, чем живущие в теле? И уже это не творит ли причину, чтобы тебе выйти и освободиться от сего тела смерти (Рим. 7,24), чтобы жить и радоваться жизнью твоего Бога? Как, тем не менее, можешь продолжать быть в теле, столь хрупком, ведь, кроме того, достаточны, чтобы окончить жизнь, сами по себе раны, кои получаешь любовью от величий, что сообщаются тебе со стороны Возлюбленного, которые все яростно ранят тебя любовью, и так, сколько вещей чувствуешь о Нём и разумеешь, столько касаний и ран, которые убивают любовью, получаешь? Следует стих:

Однако, почто длишься

о жизнь!, не живя где живёшь?

3. Через каковую интеллигенцию знамо есть, яко душа более живёт там, где любит, нежели в теле, в котором имеет живот, потому что в теле она не имеет своей жизни, скорее она даёт жизнь телу, а сама живёт любовью в том, кого любит. Однако, помимо этой жизни любви, ко­торой живёт душа любящая в Боге, имеет душа свою жизнь корневую и естественную - точно так же, как и все твари - в Боге; в согласии со святым Павлом в этом пункте, который молвит: В Нём жи­вём и движемся и пребываем (Деян. 17,28); что значит: в Боге имеем нашу жизнь и наше движение, и наше бывание. И Святой Иоанн говорит, яко всё, что содеялось, была жизнь в Боге (1,4). И как видит душа, яко имеет свою жизнь естественную в Боге, посредством бытия, кое в Нём имеет, а также жизнь свою духовную через любовь, коею Его любит, жалуется и плачется, что располагает жизнью столь хрупкой в теле смертном, которая препятствует ей радоваться жизни такой сильной, истинной и сладкой, каковой живёт в Боге естеством и любовью. И ве­лико в сём восхваление, творимое душой, ибо даёт здесь уразуметь, что страждет в противоположностях, кои суть: жизнь естественная в теле и жизнь духовная в Боге; которые суть противоположности в себе, пос­кольку противоречат одна другой; и, живя обеими, неизбежно должна сильно страдать, ибо одна жизнь, мучительная, препятствует другой, усладительной; настолько, что жизнь естественная для неё подобна смерти, потому через неё лишена она жизни духовной, в которой имеет всё своё бытие и жизнь, по естеству, а все свои деятельности и воз­буждения, по любви. И чтобы дать лучше понять жестокость этой хрупкой жизни, молвит тут же:

И творя то, от чего умираешь

Раны стрел, кои принимаешь.

4. Как если бы молвила: и помимо сказанного, как можешь пребывать ещё в теле, ибо уже самих по себе касаний любви довольно для отъятия жизни – разумеется, посредством стреляных ран - которые в сердце твоём творит Возлюбленный? Каковые касания таким способом оплодотворяют душу и сердце разумом и любовию Божьими, что может быть хорошо выражено образом зачатия от Бога, соответственно чему молвит в следующем стихе, который гласит:

То, что от Любимого в себе зачинаешь?

5. А именно, величие, красоту, мудрость, милосердие, и доблес­ти, которые Им разумеешь.

ЗАМЕТКА О СЛЕДУЩЕИ ПЕСНЕ

I. На манер лани, которая будучи раненой стрелой, не имеет ни отдыха, ни покоя, рыская там и сям в поисках лекарства, погружаясь то в одни воды, то в другие, и всегда, во всех этих оказиях и ле­карствах, которые принимает, ещё глубже вонзается стрела, вплоть до того, что овладевает добре сердцем и ведёт к смерти; так же и душа, которая бродит, раненная стрелой любви, о коей мы здесь толкуем, никогда не преставая искать лекарств для своей скорби, не только что не находит их, но скорее всё, о чем думает, говорит, и что делает, служит ей к возрастанию скорби. И она, - осознавая сие таким образом, и что не имеет другого средства, кро­ме как вручить себя в руки того, кто ранил её, для того чтобы лишающий её жизни закончил уже убивать её силой любви, - обращается к своему Супругу, который является причиной всего этого, и произ­носит следующий стих:

П Е С Н Я 9

Почто, раз уже ранил

Еси сердце, его не лечишь?

И, раз уж меня ограбил,

Почто так его оставляешь

И не берёшь краденое, что

Награбил?

ИЗЪЯСНЕНИЕ

2. Возвращается, стало быть, душа в сей песне к разговору с Возлюбленным, теперь с жалобой на свою скорбь; потому что любовь нетерпеливая, которую здесь демонстрирует душа, не допускает ника­кого досуга, не даёт отдохнуть от муки её, выставляя любыми путя­ми свои томления, вплоть до обретения средства к исцелению; а так как видит себя раненной и одинокой, не имеющей ни того, ни друго­го лекарства, кроме своего Любимого, который есть уязвивший её, говорит ему, что раз уж он уязвил её сердце любовью понятия о Нём, так что из-за этого не исцеляется она иначе, как узрением Его присутствия; и что, раз уж он также ограбил её через любовь, которою она влюбилась в Него, отняв у неё свою собственную силу, так что тем самым осталась она в таком положении, а именно, в ут­рате собственной мощи (ибо тот, кто любит, уже не владеет собст­венным сердцем, потому что отдал его любимому), то отчего не помес­тил её поистине во своясях, приобретши её в целостном и окончатель­ном преображении любовью во славе. Молвит, стало быть:

Почто, раз уже ранил

Еси сердце, его не лечишь?

3. Не жалуется /душа/, что уязвлена, потому что влюблена, и чем сильнее ранена, тем больше вознаграждена, но что Он, уязвивши её в сердце, не лечит его, убиением убивая. Потому что раны любви так сладки и так нежны, что ежели не приводят к смерти, не могут удовлетворить; но суть они так сладостны ей, что стремится уязвиться ими вплоть до конца смертного. И через то молвит: Почто, раз уже ранил еси сердце, его не лечишь? Как если бы сказала: Почто, раз уже ранил её до язвы, не лечишь, приканчивая её смертью любовной? Поскольку ты еси причина язвы в болезни любви, ты же еси причина исцеления в смерти любовной; потому что, таким способом, сердце, уязвлён­ное скорбью твоего отсутствия, вылечится радостью и славой тво­его сладкого присутствия. И прибавляет, говоря:

И, раз уж меня ограбил,

Почто так его оставляешь?

4. Грабёж есть ни что иное, как отнятие принадлежащего владель­цу и усвоение его грабителю. Сию жалобу излагает, стало быть, душа Возлюбленному, говоря, что, раз уж он украл её сердце любовью и лишил её мощи и собственности, почто он оставляет её так, а не полагает поистине восвояси, забирая себе, как делает это грабитель с награбленным, который от содеянного оставляет при себе.

5. Через то влюбившийся говорит о своём сердце, как о похи­щенном, или восхищенном, тем, которого любит, потому что имеет его вовне себя, помещённым в любимой вещи; и так не владеет сер­дцем для себя, но только для того, кого любит. Отсюда может душа добре распознать, любит ли она Бога чисто либо нет; потому что, ежели любит Его, не будет иметь сердца собственно для себя, ни для усмотрения своих удовольствий и выгод, но только ради чести и славы Божией и дарования ей радости в Нём; потому что, насколь­ко более владеет сердцем для себя, настолько менее - для Бога.

6. И о том, действительно ли сердце добре восхищено Богом, следует наблюдать себя о какой-либо из двух вещей: несёт ли воздыхания о Бозе и не радуется ли какой иной вещи, кроме Него, как демонстрирует здесь душа. Причина сего та, что сердце не может пребывать в мире и покое без какого-либо владения (собственности), и когда добре увлечено, уже не владеет ни собой, ни какой-либо другой вещью, как мы сказали; и /ежели/ также не владеет полнос­тью вещью, которую любит, не может не испытывать такового утом­ления, какова есть нехватка, пока не обретёт /желаемое/ и так удовлетворится; потому что до тех пор пребывает душа, словно со­суд пустой, ожидающий наполнения, и как голодный, желающий поесть, и как больной, воздыхающий об исцелении, и как подвешенный в воз­духе и не имеющий, на что опереться. Таким вот образом бывает сер­дце, добре влюблённое. Что душа, познавшее это на опыте, выска­зывает здесь: почто так его оставляешь? а именно, пустым, голодным, одиноким, уязвлённым и оскорблённым любовью, подвешенном в воздухе,

Наши рекомендации