Придерживаться моей Сунны и Сунны ведомых прямым путем халифов.

Говорит имам Аль Барбахари: «Сказал посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам): “Тот, который из вас проживет долго после меня, тот увидит много разногласий, и я запрещаю вам вводить нововведения в эту религию, потому что все они заблуждение, и приказываю вам придерживаться моей сунны и сунны ведомых прямым путем халифов, схватитесь за нее своими коренными зубами”».Этот хадис является достоверным у имама Ахмада и других.

То есть имам привел его для того чтобы знать как нужно поступать в этих случаях, как нужно поступать когда распространяется бида’, нужно ли следовать за ним, нет, придерживайтесь сунны и сунны моих сподвижников, все, если будешь этого пути держаться, никогда не заблудишься.

[Примечание от редактора стенограммы]:

Хафиз Ибн аль-Муляккъин в отношении слов: «сунны праведных халифов»,сказал: “Речь идет о тех, кто был веден прямым путем, а это по единогласному мнению четыре халифа: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, да будет доволен ими всеми Аллах”. См. “аль-Му’ин ‘аля тафаххум аль-арба’ин” 236.

Этот факт подтверждает также и известный хадис, переданный сподвижником Сафиной Абу ‘Абдур-Рахманом (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пророческий халифат просуществует в моей общине тридцать лет, после чего наступит царствование». Затем Сафина сказал Са’иду ибн Джумхану: “Считай, правление халифата Абу Бакром было два года, ‘Умаром десять лет, ‘Усманом двенадцать, и правление ‘Али шесть лет. И мы нашли, что их правление составляло тридцать лет”. Са’ид сказал: “Бану Умайя заявляют, что халифат среди них”. Сафина ответил: “Они солгали, ибо они цари, наихудшие из царей!”В другой версии хадиса сказано: “Я спросил: “А Му’ауия?” Сафина ответил: “Он был первым из царей, да будет доволен им Аллах”.Ахмад 5/220, Абу Дауд 4646, 4647, ат-Тирмизи 2226, аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/57. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, имам Ибн Аби ‘Асым, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и шейх Мукъбиль. См. “Фатхуль-Бари” 12/346, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 459, “ас-Сахих аль-Муснад” 1/223.


Этот хадис ясно указывает на то, что в хадисе о праведных халифах речь идет именно о четырех первых халифах Ислама, и это подтверждает понимание сподвижника Сафины. И то же самое говорили саляфы. Суфьян ас-Саури сказал: “Считай: два года правил Абу Бакр, десять лет ‘Умар, двенадцать ‘Усман и шесть ‘Али, да смилуется над ними Аллах”. Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 1181.

‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подвергал наказанию (выпившего вино) сорока ударами, и Абу Бакр велел сорок, а ‘Умар говорил восемьдесят. Все это Сунна, однако (сорок) предпочтительнее для меня”. Муслим 1707.


Эти ученые говорили, что в этом сообщении ‘Али называет поступок ‘Умара сунной. Ан-Науауи в отношении этого асара о словах ‘Али: «Все это Сунна», сказал: “Смысл этого: Поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра является Сунной, на которую следует опираться. Также и поступок ‘Умара сунна, однако поступки пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра любимей для меня”. Затем ан-Науауи сказал: “В этом указание на то, что поступки сподвижника являются сунной, в соответствии с которой следует поступать, и это соответствует словам пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:«Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»”.См. “Шарх Муслим” 12/217.

Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как Ахмада не раз спрашивали: “Поступки Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али являются сунной?” Он отвечал: “Да, на основании хадиса: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»”. См. “аль-Масаиль” 369.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то будет противоречить мнению праведных халифов, то мнение халифов будет решающим, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/347.


Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал сунну праведных халифов со своей Сунной и повелел следовать этому, и велел настолько строго следовать этому, что сказал даже вцепиться в это зубами. К этому имеет отношение то, относительно чего они давали фатуа, что установили для общины, даже если от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было по этому поводу ничего, потому что это будет и его Сунной. Это включает в себя то, относительно чего дали фатуа все они, или большинство из них, или некоторое из них. Ведь в хадисе сказано о сунне праведных халифов, а известно, что они ничего не могли установить и быть праведными халифами сразу все вместе в одно время. Поэтому стало известно, что установленное каждым из них в его правление – является сунной праведных халифов”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 4/140.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал:

“Слова и поступки праведных халифов считаются доводом, как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.


Сунна – это путь, который включает в себя как слова, так и дела. Под «праведными халифами» речь идет о четырех халифах: Абу Бакре, ‘Умаре, ‘Усмане и ‘Али, да будет доволен ими Аллах. Они были выделены по той причине, что другие халифы не были выделены. Поистине, относительно этих четырех халифов есть единогласное мнение, что они и есть праведные халифы, ведомые прямым путем. Если они сойдутся на каком-либо вопросе, то их мнение без сомнений является доводом. Также если каждый из них скажет то, чему не будет противоречить другой, то и это является доводом. Особенно если речь идет об Абу Бакре и ‘Умаре, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделял их конкретно, сказав: «Следуйте за теми двумя, которые будут после меня: Абу Бакром и ‘Умаром». Ахмад 5/385, ат-Тирмизи 3663.


А также говорил: «Если вы будете повиноваться Абу Бакру и ‘Умару, то последуете прямым путем».Муслим 681.


Он также сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.


Однако слова праведных халифов могут быть доводом при условии: Чтобы их слова не противоречили тексту Корана и Сунны, а иначе необходимо брать шариатский текст. Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) превосходит иное, и поэтому он сначала сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов». Нельзя ставить чье бы то ни было мнение, выше мнения пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
Является ли доводом мнение других сподвижников? В этом вопросе было разногласие среди ученых. Среди них были те, кто сказал, что их слова не довод, поскольку они не защищены от ошибок, ошибались и бывали правыми, и приводили в доказательство Коран и Сунну так же, как и другие. Довод только в словах безошибочного пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Однако если сподвижники сказали что-то, то их мнению отдается предпочтение перед мнением кого-либо после них, хоть их мнение не довод.


Однако правильное мнение в том, что слова сподвижника являются доводом, и причин на это три:
Во-первых, их вероубеждение было самым правильным, а это одна из причин соответствия истине.
Во-вторых, они были лучшим поколением и были самыми знающими о шариате, были ближе всех к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и лучше всех понимали значение слов Аллаха и Его посланника.
В-третьих, в их время не было нововведений и различных мнений, однако они были все на прямом пути. Ведь известно, что когда распространяется следование страстям, то увеличиваются и заблуждения. А в их время такого не было, а было возвращение к Корану и Сунне. По этим причинам их мнение является доводом, и это говорил имам Ахмад.
Но, является ли доводом мнение любого из сподвижников, даже если речь идет о каком-то бедуине, который пришел, принял Ислам и вернулся? Является ли доводом слова такого над словами имамов мусульман после сподвижников? Ответ: Нет. Поистине, смысл слов: «Слова сподвижников довод» имеются в виду те, кто был из числа муджтахидов из сподвижников, кто обладал знанием. А что касается человека, который пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха), принял Ислам, а потом вернулся, неся с собой один, два хадиса, то его мнение не довод. Однако то, что он передает, конечно же принимается. Поэтому слова: «Мнение сподвижников довод» не в любом случае, а касается именно факъихов из числа сподвижников.
Важно то, что слова сподвижника будут доводом при условии, чтобы ему не противоречил никто из других сподвижников. Если же будет разногласие между ними, то необходимо выбирать более правильное мнение. Также важно, чтобы мнение сподвижника не противоречило тексту Корана и Сунны. Если же мнение кого-либо из них противоречит этому, то тогда их слова не довод по единогласному мнению, однако они имеют оправдание за ошибку. Вопрос: А если сподвижник противоречит тому, что сказал кто-то из четырех праведных халифов? Ответ: Отдается предпочтение правильному и словам четырех халифов”.

Сл «Шарх Манзума усуль аль-фикъх» № 7.

[Конец примечания].

Наши рекомендации