Заблудшие стали использовать аналогию и ставить разум выше контекстов шариата.
Говорит имам Аль Барбахари: «Они начали использовать аналогию»,относительно атрибутов Всевышнего Аллаха, начали сравнивать его с творениями.
В вопросах имен и атрибутов Аллаха аналогию стали использовать: джахмиты, му’тазилиты, ашариты, матуридиты и тому подобные заблудшие течения.
А в вопросах поклонения аналогию стали использовать ханафиты, это известно от асхабу рраи (т.е. люди своих мнений), имеется в виду здесь жители Ирака ханафиты.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Это не означает что проведение аналогия в вопросах фикха запрещено, нет в вопросах фикха аналогия разрешена, но только в том случае, когда по тому или иному вопросу нет текста прямого из Шариата Аллаха. А порицаются в проведения аналогии те, которые пытаются свои аналогия в вопросах фикха противопоставить тексту из шариата Аллаха. То есть, в Шарите достоверно пришло что в таком то вопросе постановление такое-то, и приходят люди со своей аналогией и говорят нет мы на основе аналогия узнали что в этом вопросе нужно делать так то. Мы им говорим, не применяется аналогия, когда есть прямой текст из шариата. К аналогии прибегают только тогда, когда нет текста из шариата.
Къияс (суждение по аналогии) – распространенный в фикъхе метод вынесения заключений. Большинство факъихов прибегают к къиясу тогда, когда не находят доказательства в Коране и Сунне к исследуемому ими вопросу. Таким образом, последовательность источников у большинства ученых (но не всех) выглядит следующим образом: «Коран и Сунна, затем иджма’, затем къияс». На дозволенность применения аналогии при необходимости есть множество указаний.
Доказательство на законность и дозволенность суждения по аналогии (кыйаса) от самого Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) и благословения Аллаха.
«Был для вас (о, верующие) в посланнике Аллаха [в его словах и поступках] прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и поминает Аллаха много» (Сура «Аль Ахзаб» 21 аят).
От Умара ибн аль Хаттаба (да будет Аллах им доволен) передается «На радостях я поцеловал жену во время соблюдения поста и сказал: «О Посланник Аллаха! Сегодня я совершил нечто страшное: поцеловал жену во время поста!» И сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха): «Что бы было, если бы ты прополоскал рот водой, во время соблюдения поста?»Я сказал: «Нет проблем в этом» Он (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Так же и это». (Хадис передали Абу Дауд, Ахмад и Ибн Хузейма, См. «Сахих сунан Абу Дауд» под № 2089)
Имам Аль Хаттаби сказал в примечание к этому хадису: «Этот хадис подтверждает, что разрешено проводить аналогии (кыйас) и подводить два похожих вопроса под одно постановление шариата».
Сказал имам Исмаил Ибн Яхья аль Музани, главный ученик имама аш Шафии:
«Факихи со времен Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) вплоть до наших дней использовали суждения по аналогии в фикхе во всех акхамах их религии, и ученые единогласны на том что подобное истине - истина, а подобное батылю - батыль, и не разрешено отрицать кыяс!
И первый кто отрицал кыяс - Ибрахим ан Наззам муатазилит, и последовали в этом за ним некоторые мутазилиты, и из приписывающих себя к фикху - Дауд Ибн Али аз Захири. Ахлю-Сунна уаль Джамаа же единогласны что кыяс - худжжа, и проводили кыяс сподвижники и табиины и факихи стран после них". Источник: "Джами баян аль-ильм", 2/873.
Однако не всегда къияс допустим, поэтому выделяют 2 вида къияса: разрешенный и запрещенный.
Ибн Мас’уд говорил: «Если вы будете опираться на къияс в вопросах религии, то вы сделаете множество запретных вещей дозволенными, и множество дозволенных вещей запретными!». (аль-Хатыб в «аль-Факъих уаль-мутафакъих», 180. Сообщение достоверное)
Также Масрукъ сказал: «Остерегайтесь къияса и своего мнения в религии!». (ад-Дарими, 1/191).
Къияс (аналогия) становится запрещенным тогда, когда в исследуемом вопросе уже имеется доказательство из Корана или Сунны, тогда используется это доказательство, а къияс не применяется за своей неуместностью. Именно нарушение порядка в использовании источников, а в частности, применение къияса или иджтихада (рассуждения) тогда, когда имеется текст из Корана или Сунны, является ошибкой некоторых мазхабов или факъихов, что и порицали ученые во все века. Именно поэтому правы имамы, сказавшие, что первым, кто использовал запрещенный къияс, был Иблис, который, когда ему поступило ясное и однозначное веление от Аллаха с требованием склониться пред Адамом, ослушался и прибег к къиясу: «Адам сотворен из глины, а я – из огня, а раз огонь значительнее глины, то и поклониться ему будет неправильно».
Имам Ибн Джарир ат-Табари (у. 310 г.) в толковании к аяту: «Сказал Господь (Иблису): “Что помешало тебе поклониться, когда я приказал тебе?”. Тот ответил: “Я лучше его! Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины”». (7:12), сказал: «Хасан аль-Басри и Ибн Сирин говорили, что первым, кто прибег к ошибочному къиясу, был Иблис». (См. «Тафсир ат-Табари», 5/438)
Поэтому ученые говорили о тех, кто, отвергая ясные аяты и хадисы, прибегал к къиясу, что «они следуют учению Иблиса». (См. «Тафсир аль-Къуртуби», 7/152, «Тафсир Фатх аль-Къадир», 2/281).
[Конец примечания].