О начальном тексте Жития Антония Дымского

Житие Антония Дымского

Родился в Новгороде в 1206-ом году от благочестивых родителей. В юности стяжал разум старца, «возлюби Бога паче всех благих мира сего», игры же и смехотворных словес всяко ошаяваяся, в церковь Божию хождашепо вся дниприхождаше и стояше на молитве уединяяся от всех человек, дабы ни с кем же ему не беседовати во время церковнаго пения о земных и тленных вещах.

Однажды услышал в церкви Если кто хочет идти за мной, пускай возьмет свой крест и следует. Приходит в Варлаамо-хутынский монастырь. Там игумен Варлаам, прозрев в нем сосуд святого духа, постригает его. Оттоле Антоний всего себе предадеБогови, во всем повинуяся наставнику своему Варлааму, и мнийтворяшеся паче всех в обители той. Проходил службы монастырския со тщанием и смирением в простоте сердца, не оставлял и своего церковного правила.

Тако Антонию превозмогающу день от дне, преуспевающу в подвизех иноческих паче сверстник своих. Вот почему братия решили его вин ради церковных отправить в царьград к патриарху. Варлаам, провожая его, при обычном целовании сказал ему: Иди с миром, Бог да устроит путь твой, аще и труден и прискорбен тебе возменися путь сей, но се веждь, яко узкими и прискорбными враты подобает нам в царствие Божие входити «и иная многая утешительная словеса, утешая его, глаголаше. Преподобный Антоний вся сия слагая в сердцы своем, к приятию новаго подвига удобь послушен являшеся, врачествопротивувсякаго смущения имея себе в словесех Христа Спасителя в Евангелии глаголюща: «Не убойтеся от убивающих тело и потом не могущшихлише что сотворити».

ОПАСЕНИЯ АНТОНИЯ ПЕРЕД ДОРОГОЙ В ЦАРЬГРАД СТАНОВЯТСЯ ПОНЯТНЫ В СВЕТЕ СЮЖЕТА РОМАНА ВОДОЛАЗКИНА ЛАВР: страшные картины грабежей и убийств, свидетелями которых становятся по дороге в Святую Землю герои Водолазкина Арсений и Лавр, поясняют опасения молодого инока Антония.

«Бе шествие его непросто и не вотще, но непрестанно в уме своем обносяше стезю, возводящую к царствию небесному». Антоний приходит к патриарху Афанасию, и назидается его беседою:

- как во многомятежном мире сем подобает управляти корабль временнаго жития, присно волнуемый от нахождения невидимых врагов, всегда ищущих души человеческия низвести во глубину адову

- како подобает во всех злоключениях с кротостию и смирением благодушествовати.

Так, послушав патриарха и стяжав благословение патриарха, скоро потече в путь свой со тщаниемдостиже обители преподобнаго Варлаама. В то время уже приблизился конец жизни Варлаама Хутынского.

Перед смертью Варлаам собирает братию и поставляет игуменом Антония: «наставник же вам да будет Антоний сверстник мой». Почему сверстник? Антонию немного за тридцать. Антоний принимает игуменство, но некоторое время спустя, удаляясь от славы мира, видя себя от всех почитаема, «положи во уме своем еже уклонитися на безмолвное пребывание». Став убо на молитву, моляшеся на мног час со слезами Богу, да подаст ему место обрести на покой старости его.

И совершив молитву, изыде из монастыря, никому же о нем сведущу, предая всего себе единому токмо промыслителю Богу. Он обходил дебри и скитался повсюду, наконец он пришел «к непроходимей никем же знаемей пустыни, отстоящей от града Тихфна за 15 поприщ при озере, зовомомДымское.

Антоний воздел руки к Богу и помолился. Постави кущу малую хврастиемогражденну, глаголя: се покой мой, здевселюся. И ископа себе пещеру ради пребывания, посем преподобный поставикеллию покоя ради телеснаго.

Ношаше Антоний на главе своей железную шляпу. Начаша к нему помалу от инех монастырей приходити и монастырь распространился. Тогда Антоний послал моление к Александру Невскому и испросил жалованную грамоту, и тогда по благословению архиепископа Исаии поставили деревянную церковь в честь Антония Великаго и при ней придел Покрова.

Братия умножалась. Преподобный продолжал поститься и молиться. Умер в 1273 году и был положен в созидаемой от него церкви. Через 97 лет, во дни правления Димитрия Донского, его мощи были найдены нетленными. И многие больные получили тогда от них исцеления «и обретахуся поверх земли». Когда же в 1409-ом году прошла весть о приближение карательного похода татар, грабящих города и разоряющих монастыри, братия и игумен монастыря, услышав от таком бесчеловечном татар хищении, «да не поругаеми будут от врагов мощи святаго, певше молебная, и опустиша гроб с мощами преподобнаго Антония в землю, возложивше на верху плиту каменну и посыпашаперстию. И доныне мощи хранятся под спудом и дают исцеления приходящим.

Церковная же утвари и сосуды, тако же и колокола опустиша близ монастыря в езеро, тако же бысть опущена шляпа железная. Когда пришли татары, они разграбили оставшееся в ней церковное имущество и обитель святая сожжена огнем бысть.

Бысть же и второе святая сия обитель в смутное время в России озлобляема, а именно в лето 1611, егда по крамолех низложен бысть Василий Иоаннович, шведы же, овладев Новгородом, многие монастыри и церкви разграбиша и опустошиша. Тогда и Дымска обитель разореннабысть до основания, но в 1627 году по молитве своего основателя вновь устроилась.

Чудеса.

Человек некий Симеон, Тихфинского посада житель, Божиим попущением болен был тяжко очима

«дошед церкви, яжена гробомпреподобнаго Антония, и взяв руками своими утренния росы близ церкви, оттого очесем своим исцеление получи».

О болящем трясавицею.

В 1570-ом году. Некий человек, став послушников в Дымском монастыре, заболел трясавицею (лихорадка), ему явился во сне Антоний и повелел окунуться в воду Дымского озера, тогда тот исцелился.

Тою же болезнию.

В 1587 году. Отрок Никифор от града Устюга Железопольского пришел в монастырь и попросился на должность чтеца псалтири, через три месяца захотел уйти, но заболел трясовицею. Но однажды решил взять персть с гроба преподобного, размешал с водой и умылся ею, после чего вылечился.

О келейном пожаре.

1587. Антоний является во сне игумену Симону и пробуждает его «восстанинерадиве, имашибосгорети». Он проснулся и увидел огонь в келье. Собрал братию и вместе потушили пожар.

В том же году был пожар в трапезной. Игумен в то время воздрема и виде во сне преподобного, тот ему сказал: Восстани, монастырь горит. Игумен поднял братию и служащих, они разметали кровлю трапезной и погасили огонь.

О болящем ногами.

В 1587-ом году крестьянин из деревни за 8 поприщ от монастыря жил крестьянин, у которого ноги болели так, что он не мог стоять на них. Во сне он услышал голос: Человече, что таколежиши беспечно, обещайся идти к Богородице в пещеры молитися и к преподобному Антонию Дымскому, и молебная у гроба его пети.

В 1744 году санктпетербугрский купец Ермолай заболел – все тело его было покрыто струпьями. Пришел в монастырь, отпел молебен и искупался в Дымском озере и был здоров. В знак благодарности Ермолай выстраивает раку над мощами Антония и два иконостаса. По прошению Ермолая была освящена церковь Антония Великого и придел в честь Казанской иконы.

Потом еще один купец получает исцеление.

В 1796 году купеческий сын из города Тихвина не могущуходити на ногах своих. Его привезли в монастырь Антония, отпели молебен и искупали в Дымском монастыре, тогда тот выздоровел.

В 1800 году еще один Тихвинский купец жестоко болел и был при смерти. Ему было видение во сне: явилась Богородица с предстоящими Николаем Угодником и Антонием Дымским. Бысть глас от иконы Богородицы: покайся, человече, и обещай житиблагочестно. Больный поклялся исполнить повеленное. И был голос к предстоящим: Обещаете ли ся сторонниками за него быти? Преподобный же Антоний моляшеся Божии Матери, обещашеся по нем бытиспоручник. И обратився вспять, рече больному: Обещайся идти в обитель мою и будеши здрав. Купец шел в обитель, отпел молебен и искупался в озере, после чего выздоровел.

В 1802 году исцеляется от глазной болезни один дворянин.

Дмитрий Пономарев, священник.

Житие преподобного Антония Дымского и история созданного им монастыря.

Анахронизмы в Житии Антония и Варлаама Хутынского. Пономарев – официальные даты жизни Варлаама неверны.

Голубинский – Антоний Дымский это Добрыня Ядрейкович, который после путешествия в Константинополь постригся в Хутынском монастыре, а еще позднее стал новгородским архиепископом. Голубинский сомневается, что АД жил в домонгольский период. Отсутствие достоверных сведений о АД приводит Голубинского к мысли о том, что это мифический персонаж.

Пономарев оспаривает мнение Голубинского – много рукописей сгорело, а канонизирован был поздно, потому что такова была практика, во время противостояния Москвы и Новгорода канонизация была затруднена, на деле нам известен только один канонизированный новгородский святой домонгольского периода – Варлаам Хутынский. Пономарев – АД почитался давно, но это было местное почитание.

Свидетельство секунд-майора об обители в 1799 году, когда там был приходской храм со священником и причтом, занимавшимися хлебопашеством и скотоводством. Две церкви – Казанская и Троицкая в каменном соборе и деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи. Рядом Дымское озеро, посреди него есть маленький островок, на котором, сказывают, спасался преподобный Антоний. В 1864-ом году обитель посетило 25 тысяч паломников.

Кто-то говорит о том, что Антоний преставился в 1292 году, кто-то говорит 13 апреля, кто-то 13 августа.

30 января – обретение мощей преподобного, уже второе в 1659 году, 7 июля – день его кончины, когда совершается ход к Дымскому озеру.

«Монастырь Антония на Дымях» -- рукопись Мордвинова. Для первоначальной истории монастыря Житие Антония является единственным и притом совершенно недостоверным источником. Рукописи жития считаются редкими, все известные экземпляры относятся к началу XIX века, и только один-два к XVIII» С.35.

«Житие Антония в своей литературной обработке представляет собой выдумку, не заслуживающую доверия. Но существовало ли изустное предание об Антонии? По-видимому, существовало, но ограничивалось только сохранением имени: «Жил-был Антоний на Дымях».

А. Г Бобров в целом соглашается с Мордвиновым и время создания монастыря относит к XV веку. О. А. Белоброва соглашается с тем, что основой для Жития АД стал сюжет хождения Добрыни Ядрейковича в Царьград.

Пономарев – Белоброва молодец, потому что нашла 35 списков ЖАД.

Остров, о котором упоминали некоторые историки, ныне не существует, ранее он был в 200 метрах от кромки берега, но после вода отступила и на том месте образовалось болото. По мысли Мордвинова, Антоний прятался на острове от разбойников, которых было много в этих местах.

В 1994 году на водах озера был установлен крест и с него началось почитание этого святого в наши дни.

Писцовая книга Обонежской пятины 1496-го года «В Обонежской пятине в Онтоньевском погосте в Дымскомвеликаго князя деревни…»

В отказной книге 1573-го года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря.

Писцовая книга подьячего Семена Кузьмина 1583-го года.

А на погосте церковь древяная преподобного Онтония да придел Николы Чюдотворца – ОТСЮДА ЯСНО, ПОЧЕМУ В ЧУДЕ ЭТОГО ПЕРИОДА БОГОРОДИЦЕ ПРЕДСТОЯТ АНТОНИЙ И НИКОЛА УГОДНИК. Да другая церковь древянаяРожества Иоанна Предтечи теплая с трапезою. Келья игумена и 13 келий. Около монастыря ограда древяная в забор. Конюшня, коровник.

Итак, в конце XVI века монастырь существовал, был развит, очень хорошо населен. Монахов в нем в то время было вдвое больше, чем в Тихвинском Успенском монастыре, несмотря на то что он находился в сельской местности и не имел быстро растущего городского посада.

В Смутное время иноки Валаамского монастыря нашли пристанище в монастыре «Онтония на Дыми», где пробыли до 1618 года, до заключения Столбовского мира. ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ К СОБЫТИЯМ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ВОСХОДИТ СЕТОВАНИЕ АГИОГРАФА ОБ ИЗГНАНИИ С ПРЕСТОЛА ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО. Но с наступлением успокоения дымские старцы погнали валаамцев вон.

Валаамцы жили в Дымском монастыре с 1581 по 1597 и с 1611 по 1618 гг.. В Дыском монастыре были соответственные постройки и условия жизни. По всей видимости, именно по инициативе валаамцев стали записывать чудеса Антония. Они и посоветовали написать Житие Антония.

Но в Смутное время обитель была разорена и списки Жития сгорели.

В 1496 году упоминается Антониев погост и отдельно стоящая приходская церковь.

В 1273 году после смерти Антония мощи его были погребены в построенном им храме. 1370 год – первое обретение мощей, они были поставлены поверх земли. По мнению Пономарева – это первое свидетельство местной канонизации святого.И наверное тогда появился первоначальный текст Жития.

По данным археологических раскопок пространная редакция Жития была написана ране 1655 года.

Время действительной даты смерти Варлаама – 1193 год – в обеих редакциях указано не верно – 1243 год. По мнению Белобровой, присылка грамоты Александром Невским недостоверно, равно как и построение первой церкви по благословению архиепископа новгородского Исаии (имя вымышлено).

Главный вопрос, не решенный исследователями:

Варлаам умер вообще-то в 1193-м году, а обе редакции Жития говорят, что Антоний родился в 1206-ом году и преставился в 1273. Отсюда делается вывод, что Антония как исторического лица не было.

Дымская пустыня

Почему хутынская братия не приняла АД? Его пять лет не было в монастыре. 1238 – 1243 гг. – его путешествие.

С. 204 для АД «надежда оставалась на свою собственную братию, а более всего на пустыню».

Хотя основателем монашества был Антоний Великий, на Руси подражали более не ему, а Савве Освященному.// Синицына. Монашество и монастыри в истории России с. 16.

АД встречался с Александром Невским на погребении ВХ. И поэтому был с ним знаком и надеялся на его помощь в деле устроения монастыря.

Имя святителя Исайя той эпохи не известно исторической науке, но время было монгольское, многие святители погибли, кто-то исполнял должность ВРИО, а в ЖАД не сказано собственно, что это был новгородский архиепископ, сказано, что это был епископ, который тогда находился в Новгороде. Поэтому рассматривать это утверждение как прямое свидетельство недостоверности Жития – неправомерно.

С. 214 Пономарев сетует, что современная наука ушла от традиции изучать Священное Предание, частью которого являются, без сомнения, жития святых, и вслед за западной наукой увлеклась изучением Священного Писания.

С. 215 Пономарев утверждает, что метод изучения Житий святых одного круга, одной духовной семьи весьма продуктивен, и им не следует пренебрегать.

Житие Антония Дымского

Родился в Новгороде в 1206-ом году от благочестивых родителей. В юности стяжал разум старца, «возлюби Бога паче всех благих мира сего», игры же и смехотворных словес всяко ошаяваяся, в церковь Божию хождашепо вся дниприхождаше и стояше на молитве уединяяся от всех человек, дабы ни с кем же ему не беседовати во время церковнаго пения о земных и тленных вещах.

Однажды услышал в церкви Если кто хочет идти за мной, пускай возьмет свой крест и следует. Приходит в Варлаамо-хутынский монастырь. Там игумен Варлаам, прозрев в нем сосуд святого духа, постригает его. Оттоле Антоний всего себе предадеБогови, во всем повинуяся наставнику своему Варлааму, и мнийтворяшеся паче всех в обители той. Проходил службы монастырския со тщанием и смирением в простоте сердца, не оставлял и своего церковного правила.

Тако Антонию превозмогающу день от дне, преуспевающу в подвизех иноческих паче сверстник своих. Вот почему братия решили его вин ради церковных отправить в царьград к патриарху. Варлаам, провожая его, при обычном целовании сказал ему: Иди с миром, Бог да устроит путь твой, аще и труден и прискорбен тебе возменися путь сей, но се веждь, яко узкими и прискорбными враты подобает нам в царствие Божие входити «и иная многая утешительная словеса, утешая его, глаголаше. Преподобный Антоний вся сия слагая в сердцы своем, к приятию новаго подвига удобь послушен являшеся, врачествопротивувсякаго смущения имея себе в словесех Христа Спасителя в Евангелии глаголюща: «Не убойтеся от убивающих тело и потом не могущшихлише что сотворити».

ОПАСЕНИЯ АНТОНИЯ ПЕРЕД ДОРОГОЙ В ЦАРЬГРАД СТАНОВЯТСЯ ПОНЯТНЫ В СВЕТЕ СЮЖЕТА РОМАНА ВОДОЛАЗКИНА ЛАВР: страшные картины грабежей и убийств, свидетелями которых становятся по дороге в Святую Землю герои Водолазкина Арсений и Лавр, поясняют опасения молодого инока Антония.

«Бе шествие его непросто и не вотще, но непрестанно в уме своем обносяше стезю, возводящую к царствию небесному». Антоний приходит к патриарху Афанасию, и назидается его беседою:

- как во многомятежном мире сем подобает управляти корабль временнаго жития, присно волнуемый от нахождения невидимых врагов, всегда ищущих души человеческия низвести во глубину адову

- како подобает во всех злоключениях с кротостию и смирением благодушествовати.

Так, послушав патриарха и стяжав благословение патриарха, скоро потече в путь свой со тщаниемдостиже обители преподобнаго Варлаама. В то время уже приблизился конец жизни Варлаама Хутынского.

Перед смертью Варлаам собирает братию и поставляет игуменом Антония: «наставник же вам да будет Антоний сверстник мой». Почему сверстник? Антонию немного за тридцать. Антоний принимает игуменство, но некоторое время спустя, удаляясь от славы мира, видя себя от всех почитаема, «положи во уме своем еже уклонитися на безмолвное пребывание». Став убо на молитву, моляшеся на мног час со слезами Богу, да подаст ему место обрести на покой старости его.

И совершив молитву, изыде из монастыря, никому же о нем сведущу, предая всего себе единому токмо промыслителю Богу. Он обходил дебри и скитался повсюду, наконец он пришел «к непроходимей никем же знаемей пустыни, отстоящей от града Тихфна за 15 поприщ при озере, зовомомДымское.

Антоний воздел руки к Богу и помолился. Постави кущу малую хврастиемогражденну, глаголя: се покой мой, здевселюся. И ископа себе пещеру ради пребывания, посем преподобный поставикеллию покоя ради телеснаго.

Ношаше Антоний на главе своей железную шляпу. Начаша к нему помалу от инех монастырей приходити и монастырь распространился. Тогда Антоний послал моление к Александру Невскому и испросил жалованную грамоту, и тогда по благословению архиепископа Исаии поставили деревянную церковь в честь Антония Великаго и при ней придел Покрова.

Братия умножалась. Преподобный продолжал поститься и молиться. Умер в 1273 году и был положен в созидаемой от него церкви. Через 97 лет, во дни правления Димитрия Донского, его мощи были найдены нетленными. И многие больные получили тогда от них исцеления «и обретахуся поверх земли». Когда же в 1409-ом году прошла весть о приближение карательного похода татар, грабящих города и разоряющих монастыри, братия и игумен монастыря, услышав от таком бесчеловечном татар хищении, «да не поругаеми будут от врагов мощи святаго, певше молебная, и опустиша гроб с мощами преподобнаго Антония в землю, возложивше на верху плиту каменну и посыпашаперстию. И доныне мощи хранятся под спудом и дают исцеления приходящим.

Церковная же утвари и сосуды, тако же и колокола опустиша близ монастыря в езеро, тако же бысть опущена шляпа железная. Когда пришли татары, они разграбили оставшееся в ней церковное имущество и обитель святая сожжена огнем бысть.

Бысть же и второе святая сия обитель в смутное время в России озлобляема, а именно в лето 1611, егда по крамолех низложен бысть Василий Иоаннович, шведы же, овладев Новгородом, многие монастыри и церкви разграбиша и опустошиша. Тогда и Дымска обитель разореннабысть до основания, но в 1627 году по молитве своего основателя вновь устроилась.

Чудеса.

Человек некий Симеон, Тихфинского посада житель, Божиим попущением болен был тяжко очима

«дошед церкви, яжена гробомпреподобнаго Антония, и взяв руками своими утренния росы близ церкви, оттого очесем своим исцеление получи».

О болящем трясавицею.

В 1570-ом году. Некий человек, став послушников в Дымском монастыре, заболел трясавицею (лихорадка), ему явился во сне Антоний и повелел окунуться в воду Дымского озера, тогда тот исцелился.

Тою же болезнию.

В 1587 году. Отрок Никифор от града Устюга Железопольского пришел в монастырь и попросился на должность чтеца псалтири, через три месяца захотел уйти, но заболел трясовицею. Но однажды решил взять персть с гроба преподобного, размешал с водой и умылся ею, после чего вылечился.

О келейном пожаре.

1587. Антоний является во сне игумену Симону и пробуждает его «восстанинерадиве, имашибосгорети». Он проснулся и увидел огонь в келье. Собрал братию и вместе потушили пожар.

В том же году был пожар в трапезной. Игумен в то время воздрема и виде во сне преподобного, тот ему сказал: Восстани, монастырь горит. Игумен поднял братию и служащих, они разметали кровлю трапезной и погасили огонь.

О болящем ногами.

В 1587-ом году крестьянин из деревни за 8 поприщ от монастыря жил крестьянин, у которого ноги болели так, что он не мог стоять на них. Во сне он услышал голос: Человече, что таколежиши беспечно, обещайся идти к Богородице в пещеры молитися и к преподобному Антонию Дымскому, и молебная у гроба его пети.

В 1744 году санктпетербугрский купец Ермолай заболел – все тело его было покрыто струпьями. Пришел в монастырь, отпел молебен и искупался в Дымском озере и был здоров. В знак благодарности Ермолай выстраивает раку над мощами Антония и два иконостаса. По прошению Ермолая была освящена церковь Антония Великого и придел в честь Казанской иконы.

Потом еще один купец получает исцеление.

В 1796 году купеческий сын из города Тихвина не могущуходити на ногах своих. Его привезли в монастырь Антония, отпели молебен и искупали в Дымском монастыре, тогда тот выздоровел.

В 1800 году еще один Тихвинский купец жестоко болел и был при смерти. Ему было видение во сне: явилась Богородица с предстоящими Николаем Угодником и Антонием Дымским. Бысть глас от иконы Богородицы: покайся, человече, и обещай житиблагочестно. Больный поклялся исполнить повеленное. И был голос к предстоящим: Обещаете ли ся сторонниками за него быти? Преподобный же Антоний моляшеся Божии Матери, обещашеся по нем бытиспоручник. И обратився вспять, рече больному: Обещайся идти в обитель мою и будеши здрав. Купец шел в обитель, отпел молебен и искупался в озере, после чего выздоровел.

В 1802 году исцеляется от глазной болезни один дворянин.

Дмитрий Пономарев, священник.

Житие преподобного Антония Дымского и история созданного им монастыря.

Анахронизмы в Житии Антония и Варлаама Хутынского. Пономарев – официальные даты жизни Варлаама неверны.

Голубинский – Антоний Дымский это Добрыня Ядрейкович, который после путешествия в Константинополь постригся в Хутынском монастыре, а еще позднее стал новгородским архиепископом. Голубинский сомневается, что АД жил в домонгольский период. Отсутствие достоверных сведений о АД приводит Голубинского к мысли о том, что это мифический персонаж.

Пономарев оспаривает мнение Голубинского – много рукописей сгорело, а канонизирован был поздно, потому что такова была практика, во время противостояния Москвы и Новгорода канонизация была затруднена, на деле нам известен только один канонизированный новгородский святой домонгольского периода – Варлаам Хутынский. Пономарев – АД почитался давно, но это было местное почитание.

Свидетельство секунд-майора об обители в 1799 году, когда там был приходской храм со священником и причтом, занимавшимися хлебопашеством и скотоводством. Две церкви – Казанская и Троицкая в каменном соборе и деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи. Рядом Дымское озеро, посреди него есть маленький островок, на котором, сказывают, спасался преподобный Антоний. В 1864-ом году обитель посетило 25 тысяч паломников.

Кто-то говорит о том, что Антоний преставился в 1292 году, кто-то говорит 13 апреля, кто-то 13 августа.

30 января – обретение мощей преподобного, уже второе в 1659 году, 7 июля – день его кончины, когда совершается ход к Дымскому озеру.

«Монастырь Антония на Дымях» -- рукопись Мордвинова. Для первоначальной истории монастыря Житие Антония является единственным и притом совершенно недостоверным источником. Рукописи жития считаются редкими, все известные экземпляры относятся к началу XIX века, и только один-два к XVIII» С.35.

«Житие Антония в своей литературной обработке представляет собой выдумку, не заслуживающую доверия. Но существовало ли изустное предание об Антонии? По-видимому, существовало, но ограничивалось только сохранением имени: «Жил-был Антоний на Дымях».

А. Г Бобров в целом соглашается с Мордвиновым и время создания монастыря относит к XV веку. О. А. Белоброва соглашается с тем, что основой для Жития АД стал сюжет хождения Добрыни Ядрейковича в Царьград.

Пономарев – Белоброва молодец, потому что нашла 35 списков ЖАД.

Остров, о котором упоминали некоторые историки, ныне не существует, ранее он был в 200 метрах от кромки берега, но после вода отступила и на том месте образовалось болото. По мысли Мордвинова, Антоний прятался на острове от разбойников, которых было много в этих местах.

В 1994 году на водах озера был установлен крест и с него началось почитание этого святого в наши дни.

Писцовая книга Обонежской пятины 1496-го года «В Обонежской пятине в Онтоньевском погосте в Дымскомвеликаго князя деревни…»

В отказной книге 1573-го года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря.

Писцовая книга подьячего Семена Кузьмина 1583-го года.

А на погосте церковь древяная преподобного Онтония да придел Николы Чюдотворца – ОТСЮДА ЯСНО, ПОЧЕМУ В ЧУДЕ ЭТОГО ПЕРИОДА БОГОРОДИЦЕ ПРЕДСТОЯТ АНТОНИЙ И НИКОЛА УГОДНИК. Да другая церковь древянаяРожества Иоанна Предтечи теплая с трапезою. Келья игумена и 13 келий. Около монастыря ограда древяная в забор. Конюшня, коровник.

Итак, в конце XVI века монастырь существовал, был развит, очень хорошо населен. Монахов в нем в то время было вдвое больше, чем в Тихвинском Успенском монастыре, несмотря на то что он находился в сельской местности и не имел быстро растущего городского посада.

В Смутное время иноки Валаамского монастыря нашли пристанище в монастыре «Онтония на Дыми», где пробыли до 1618 года, до заключения Столбовского мира. ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ К СОБЫТИЯМ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ВОСХОДИТ СЕТОВАНИЕ АГИОГРАФА ОБ ИЗГНАНИИ С ПРЕСТОЛА ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО. Но с наступлением успокоения дымские старцы погнали валаамцев вон.

Валаамцы жили в Дымском монастыре с 1581 по 1597 и с 1611 по 1618 гг.. В Дыском монастыре были соответственные постройки и условия жизни. По всей видимости, именно по инициативе валаамцев стали записывать чудеса Антония. Они и посоветовали написать Житие Антония.

Но в Смутное время обитель была разорена и списки Жития сгорели.

В 1496 году упоминается Антониев погост и отдельно стоящая приходская церковь.

В 1273 году после смерти Антония мощи его были погребены в построенном им храме. 1370 год – первое обретение мощей, они были поставлены поверх земли. По мнению Пономарева – это первое свидетельство местной канонизации святого.И наверное тогда появился первоначальный текст Жития.

По данным археологических раскопок пространная редакция Жития была написана ране 1655 года.

Время действительной даты смерти Варлаама – 1193 год – в обеих редакциях указано не верно – 1243 год. По мнению Белобровой, присылка грамоты Александром Невским недостоверно, равно как и построение первой церкви по благословению архиепископа новгородского Исаии (имя вымышлено).

Главный вопрос, не решенный исследователями:

Варлаам умер вообще-то в 1193-м году, а обе редакции Жития говорят, что Антоний родился в 1206-ом году и преставился в 1273. Отсюда делается вывод, что Антония как исторического лица не было.

О начальном тексте Жития Антония Дымского

Именно Пространная редакция, сохранившаяся в рукописях 18-19 вв., носит в себе следы древнего протографа. Этот древний текст заканчивался событиями 1409 года. То, что описано позднее о событиях Смутного времени – менее достоверно, поскольку там сказано, что монастырь возобновили в 1626 году, тогда как известно, что с 1611 по 1618 в нем жили Валаамские монахи.

Свидетельства до Смутного времени достоверны:

· События описываются правдоподобно, все даты и исторические персонажи достоверны.

· Текст выглядит архаично, заключает в себе формы древнерусского языка

· Здесь масса прямых и косвенных цитат из Священного Писания

· Автор этой части текста Пространной редакции – настоящий богослов

Все это не похоже на Краткую редакцию 1671 года и позднюю вставку 1671 года.

Довгулева – синтаксис языка пространной редакции может свидетельствовать о ее создании ранее 15 века. По мнению Пон., житие АД было создано около 1370-го года, при первом обретении мощей, при святителе Алексии Московском и Новгородском владыке Алексии.

Краткая редакция написана, по мнению Пономарева, иноками Валаамского Васильевского монастыря.

Пространная редакция заканчивается чудесами времени митрополита Санкт-петербужского Гаврииле, который возобновляет монастырь после его упразднения в 1764 году.

О построенной Антонием церкви сказано, что она имела придел Покрова – в Пространной редакции, и придел Николы Угодник – в Краткой редакции. Пономарев – это не ошибка. Пространная редакция говорит о первом храме, который не был двухэтажным, а Краткая о втором храме, выстроенном после татарского нашествия в 1409 году, этот храм был уже двухэтажным и на втором этаже был придел в честь Николы. Дело в том, что Никольский храм был приходской церковью Антоньевского погоста, а Антониевский храм был монастырским храмом. После разорения 1409-го года восстанавливать надо было оба храма и решили сделать два в одном. Изначально Антоний приходит на погост и потом устраивает здесь монастырь, который в определенные периоды своей истории исполнял функции приходского храма.

Наши рекомендации