Употребление звона и его значение.
Звон на Всеношном Бдении
1. Перед началом Всенощного Бдения - благовест, который заканчивается трезвоном.
2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения - утрени и выражает собою радость Рождества Христова- воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".
В народе двузвон на всенощной называется "вторым звоном"(второй звон после начала всенощной).
3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: "Воскресение Христово Видевше"...) обыкновенно в руководствах этот звон именуется "звоном к Евангелию".
В народе трезвон на Всенощной ("звон к Евангелию") называется "третьим звоном".
4. В начале пения песни Божией Матери: "Величит душа Моя Господа..." бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).
5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон.
6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.
Звон на Литургии
Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, - трезвон.
Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.
При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа - трезвон.
Затем во время Литургии полагается благовест при начале "Евхаристического канона", - самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.
У прот. К. Никольского, в книге "Устав Богослужения", сказано, что благовест к "Достойно" начинается от слов: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу...", и бывает до пения: "Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу..." Точно такое же указание имеется и в книге: "Новая Скрижаль", Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.
На практик же благовест к "Достойно" бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.
На юге России благовест к "Достойно" совершается обычно пред началом "Евхаристического канона", во время пения Символа Веры. (12 ударов, 1 удар на каждый член Символа Веры).
Благовест к "Достойно" в обычай русских церквей был введен во время Московского Патриарха Иоакима (1690 г.) по подобию западных церквей, где звонят при словах: "Приимите, ядите..."
После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).
Также после каждой Литургии, совершенной архиереем, полагается трезвонить, для провода архиерея.
На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни.
На Праздник Пасхи - Воскресения Христова:
Благовест к Светлой Заутрени начинается перед полунощницей и продолжается до начала Крестного хода, а с начала Крестного хода и до конца его, и даже дольше, бывает радостный торжественный трезвон.
К Пасхальной Литургии - благовеститрезвон.
А на самой Пасхальной Литургии, во время чтения Евангелия, полагается частый перезвон, по 7-ми ударов в каждый колокол (число 7 выражает полноту славы Божией). Этот торжественный перезвон означает проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот, по прочтении Евангелия, заканчивается радостным победным трезвоном.
Во всю Светлую Пасхальную Седмицу полагается трезвон ежедневно, от конца Литургии до вечерни.
Во все Воскресные дни, от Пасхи до Вознесения, после окончания Литургии полагается совершать трезвон.
В Храмовые Праздники:
В конце Литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон и по окончании молебна - трезвон.
Во время всех Крестных ходов полагается трезвон.
К Царским Часам бывает благовест обыкновенный в большой колокол, а к Великопостным Часам - благовест постный в меньший колокол. Как на Царских Часах, так и на Великопостных Часах перед каждым часом звон: перед 3-м часом ударяют в колокол три раза, перед 6-м - шесть раз, перед 9-м - девять раз. Перед изобразительными и повечерием - 12 раз. Но если Постом случится праздник, то на часах в колокол не ударяют отдельно на каждом час.
На утрени Великого Пятка, которая служится вечером в Вел. Четверг и когда читается 12 Евангелий Страстей Господних, помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени, совершается благовест к каждому Евангелию: к 1-му Евангелию - 1 удар в большой колокол, ко 2-му Евангелию - 2 удара, к 3-му Евангелию - 3 удара и т. д.
По окончании утрени, когда верующие несут "четверговский огонь" домой, полагается трезвон.