Дух Святой и спасение человека.
Итак, друзья, вспомним те этапы, те шаги, которые мы, христиане, сделали, чтобы приблизиться к Господу Богу Всевышнему, к нашему Спасителю и Избавителю Иисусу Христу. Может, кто-то из уверовавших в Господа Иисуса, какой-то нужный шаг не сделал, по каким-то причинам. Такое бывает в христианской жизни. Тогда ему необходимо исполнить то, что предусмотрено в Писаниях для нас.
Хочется напомнить, что наша жизнь во Христе Иисусе условно разделяется на три этапа, этапы спасения. Вместе они составляют полное спасение трёхчастного человека: его духа, души и тела.
1) Мы упоминали о спасении нашего духа. Оно заключается в том, что мы искренне раскаиваемся в наших прежних грехах, призываем имя Господа Иисуса, исповедуем перед Богом и людьми свою веру в то, что Господь Иисус приходил на эту землю, взял на Себя грехи всех людей, в том числе и наши, умер за нас на Голгофском кресте и воскрес на третий день из мёртвых и живёт вечно.
Мне хочется в связи с этим поделиться откровениями, полученными от Духа Святого, которые конкретизируют и открывают, делают более понятным то, что в это время происходит духовно, невидимо нами. Так сказать, механизм действия Духа Святого. Меня давно это интересовало. Я знал, что Дух Божий всегда присутствует там, где мы свидетельствуем людям мира об Иисусе Христе.
Что происходит в это время? Как может открыть своё сердце Богу человек, не читавший Библию, слышавший о Боге от атеистов только негативное; да ещё имея дело с совершенно незнакомыми ему людьми? Ответ может быть только один: это делает Третья личность Бога – Дух Святой. Вообще, всё, что совершает в нас Бог, Он делает это Святым Духом.
Это Он, Дух Иисуса Христа, входит в нас и оживляет наш омертвелый дух, состоящий из трёх частей: совести, интуиции и общения. Наш дух оживает, делается, так сказать, дееспособным, способным исполнять свою функцию: быть местом, где Господь Бог общается с человеком. Что происходит дальше: интуиция духа соединяется с Духом Божьим. Эта часть духа нашего определяет, что от Бога, что от человека. Человек, которому благовествуется, теперь частично открыт своим духом для Бога. Область или часть духа, которая предусмотрена Творцом для того, чтобы у человека всегда было желание общаться с Ним и поклоняться Ему, так и называется – общение. Общение начинает взаимодействовать с Духом Святым; оживает важная часть нашего духа – совесть, обличающая нас за поступки, дела, неугодные Богу. Именно она побуждает человека покаяться глубоко и искренне, и исповедовать свою веру в Господа Иисуса. Откуда взялась вера? Только от Святого Духа. Интуиция даёт понять новообращённому, что то, что ему говорят эти незнакомые ему люди – от Бога, что этому можно доверять. Так Дух Святой открывает нам, невидимый нами, духовный мир. И это интересно нам. Без Духа Божьего Святого нет ничего невозможного в нашей жизни и никакой заслуги нашей в том же спасении. Итак, вернёмся к спасению. Наш дух спасён, мы избавлены от преисподней, от вечных мучений, мы прощены, оправданы, помилованы, избавлены от проклятия закона, от власти сатаны и его слуг; мы стали детьми Отца нашего небесного и имеем мир с Богом, мы получили духовную свободу. Всё это Всевышний дал нам даром, по вере в Его Сына Господа Иисуса, по Своей великой милости, когда мы исполнили условия Евангелия спасения. Как же благ к нам Всевышний! Не слишком ли быстро забываем мы то, что уже дал нам Господь Бог во имя Иисуса? Не слишком ли редко благодарим Его? Множество раз за мою христианскую жизнь Господь напоминал мне, как Он хочет нашей благодарности, нашей любви, почитания и поклонения, нашей хвалы. Ведь это Он, Всевышний Бог, родил нас свыше от воды и Духа. Возлюбил нас потому, что мы полюбили Господа Иисуса, Его Сына, и уверовали, что Он пришёл от Отца, с небес.
Наш небесный Отец сделал Свою Божью часть и делает всё для того, чтобы мы могли войти в Его вечное Царство для вечной жизни. Итак, наш дух, будучи омертвелым, ожил от силы Духа Святого. Он стал дееспособен, возрождён, спасён, освящён. Это произошло в момент нашего искреннего покаяния в грехах, исповедания веры в Господа Иисуса, открытия для Него нашего сердца. Всё это занимает по времени несколько минут. Говорю это для того, чтобы подчеркнуть разницу между возрождением, спасением духа человека и возрождением, спасением его души. Возрождение души – это процесс, который заключается в изменении нашего мышления, наших чувств и подчинении воли человека воле Божьей. Этот этап жизни христианина продолжается от спасения и рождения свыше до его кончины. Некоторые богословы называют возрождением рождение свыше, то есть крещение водой и Духом Святым. Но это не так.
Смысл «возрождения» открывается, в частности, в словах Павла: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом.» (Тит 3:5) Крещение – начало процесса возрождения души, который производит в нас Дух Святой. В душе проходит вся жизнь человека, которая включает его взаимоотношения с другими людьми и является его «я», то есть его личностью. Душа нуждается, чаще всего, в глубоких переменах, изменениях. Возрождение является переходом душевной жизни человека к жизни духовной, в которой есть место близким взаимоотношениям с Господом Иисусом. Этот процесс неразрывно связан с новой жизнью в Боге. Это непременное условие успеха возрождения души, целью которого является её спасение.
Наш Отец небесный хочет, чтобы мы, живя на земле, были отделены от мира, в котором богом является сатана (2 Кор 4:4). Бог хочет, чтобы мы были светом миру и солью для него. Наш Творец хочет, чтобы Его творение являло Божью славу, чтобы через нас прославлялся Господь Бог.
Апостол Павел пишет: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего…» (Римл 8:29). Это возможно только в том случае, если мы будем «перерождены» или, как говорит Новый завет, «возрождены» нашим небесным Отцом по Его великой милости воскресением Иисуса Христа к надежде жизни. Жизнь эта новая, точнее это называется - новый образ жизни, который мы должны проживать, пребывая в близких взаимоотношениях с Духом Святым. Эта жизнь является также вторым этапом спасения и усыновления. Целью каждого христианина в этой новой жизни, которая продолжается до окончания нашей земной жизни, должно быть стремление изменить свою личность в том, что необходимо изменить. Это изменение души человека, включая его характер, её возрождение к новой жизни в присутствии Духа Святого. Душа является осью всего существа человеческого, т.к. воля принадлежит душе, так же как и разум и чувства.
Итак, поразмышляем о втором этапе полного спасения – спасения души, возрождения.
2) Душа принадлежит нашему «я», через неё мы проявляем себя, свою личность. Душу иногда называют «самосознанием» человека. Человек может осознавать, кто он есть, какое место он занимает в этом мире, как он может изменить его и т.д. Человек через душу осознаёт своё существование. Душа – очень важный орган человека. Судя по книге Бытия (2:7), душа появилась у Адама, когда Бог вдохнул дух жизни в его тело. Душа находится между телом и духом человека, связывая, соединяя человека, принадлежит и материальному и духовному миру, через тело и дух.
Дух – та часть человека, которой он общается с Богом, соединяется с Ним. Душа - посредник между духом человека и его телом. Дух призван управлять душой, а через неё и телом, т.к. дух непосредственно телом управлять не может. Воля человека, находящаяся в душе, полностью свободна. И он решает, следовать Божьей воле или противиться ей. Выбор принадлежит человеку, его душе. Ей принадлежат элементы, делающие человека именно человеком. Разум, мысли, мечты, идеалы, чувства любви, прекрасного, эмоции, способность анализировать, принятие решений и т.п. Всё это поступки, действия души человека. Душе принадлежат характерные, индивидуальные черты, привычки; вся жизнь человека в его душе. Три составных части души: воля, разум и чувства составляют его личность. Источник: Вочман Ни «Духовный человек».
1) Воля принимает решения, используя способность человека выбирать. Она выражает наше желание или нежелание что-то делать. Без этой способности человек был бы рабом. Ангелы не обладают свободой выбора.
2) Разум – орган нашего мышления, он являет умственные способности человека. Из разума человека исходит мудрость, рассудительность, знания.
3) Чувства (эмоции) – с помощью чувств (эмоций) мы можем проявлять любовь или ненависть, радость, грусть, злость. Мы можем чувствовать себя счастливыми или несчастными, удовлетворёнными чем-то или нет, желать, томиться, ощущать, чувствовать и т.д. и т.п. В Библии много стихов посвящены душе. Например:
а) Интеллект (разум): Иез 24:25. Прит 19:2; Пс 12:3; 138:14; Пл Иер 3:20; Пр 2:10; 3:21, 22; 24:14.
б) Воля: Пс 26:12; 34:25; Иез 16:27; Пс 40:3; Втор 21:14; Числ 30:3; Иер 44:14; Иов 6:7; 7:15.
в) Чувства (эмоции): 1 Цар 18:1; Песн Пес 1:6; Лук 1:46; Иов 33:20; 2 Цар 5:8; Зах 11:8; Втор 6:5; Иов 10:1.
Втор 14:26; 1 Цар 20:4; Пс 83:3; 41:2; Ис 26:9; Мф 12:18; Лук 2:35; 1 Цар 30:6; 4 Цар 4:27; Иов 19:2; Ис 61:10; Пс 85:4, 41:6, 114:7, 118:20; Прит 16:24; Ис 55:2; Ион 2:8; Мф 26:38; Ион 12:27; 2 Петр 2:8.
Надо отметить, что душа человека обладает большой силой, возможностями. Бог потому и создал человека, обладающего душой, что он, обладая свободной волей, может быть благодарным Творцу и может любить Его ответной любовью, даже не видя Всевышнего, но зная, что Он есть. Ангелы этому очень удивлялись (1 Петр 1:12).
Чувствую побуждение от Духа Святого поделиться откровением, которое получил от него довольно давно.
В разных притчах в Евангелии от Матфея говорится о тех, кто будет извержен, брошен, выброшен «во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов»». О ком идёт речь? Что это означает?
Речь в этих местах писания идёт о разных категориях верующих, у которых общее одно: непослушание Богу и неверность Ему. Такие верующие после спасения пребывают (в духе) вдалеке от Божьего престола, сияющего славой Творца. Эти верующие видят тех детей Божьих, которые рядом с престолом славы, которые наслаждаются присутствием Божьим.
Они сожалеют о непослушании Отцу небесному нашему и винят себя, а потому плачут и скрежещут зубами, как написано. И это не ад, а воспитательная мера, применяемая к непослушным, неверным христианам, какими они были, живя на земле. (Мф 8:12; 22:13; 25:30 и др.)
Непослушание Богу – это грех. Именно за непослушание Господь впервые стал наказывать израильтян, выводимых Им из Египта.
Всевышний замыслил изменить нас изнутри, для этого Он вселился в нас Духом Своим и участвует в нашей жизни (2 Кор 6:6). Господь хочет сохранить для Царства Своего всю трёхчастную природу каждого христианина: и дух, и душу, и тело.
Задумаемся, как лучше жить в вечности: в теле, подобном телу Господа Иисуса Христа после Его воскресения или обитать как духи на небесах, как об этом сказано у евангелиста Матфея?
Вспомним, что Господь Иисус мог проходить сквозь запертые двери, делаться невидимым, мгновенно перемещаться в пространстве и т.д.
Напомню, что в таком теле Господь Иисус «в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам и говорил им о Царстве Божьем» (Дн 1:3). Напомню, что главная тема откровения, которым Дух Святой побуждает делиться – это «возрождение» человека, открывшего своё сердце для Бога в Иисусе Христе. Поговорим об этом подробнее.
Возрождение
Взглянем, что говорит Новый завет о нашей прежней жизни без Бога, для того, чтобы сравнить её с той жизнью, которую должны вести христиане. «Мы были некогда несмышлённы, непокорны, заблуждающиеся, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.» (Тит 3:3) То же о делах плоти Гал 5:19-21).
Можно многое добавить к этому перечню; мы делали такие дела, за которые нам и сейчас стыдно, если мы их вспоминаем.
Как от этого избавиться?
Возрождение как раз и направлено на то, чтобы человек духовно ожил. Мы рождены свыше, от воды и Духа. Но это символические акты, которые делают видимым, понятным то, что происходит при этом в духовном мире.
При водном крещении, например, мы отождествляем себя с Господом Иисусом в Его смерти и воскресении, делаемся причастными Богу. Но эти, краткие по времени, акты не изменяют нас и не могут избавить нас мгновенно от власти греха в нас, от природы падшего человека.
Рождение свыше – это первый шаг, начало возрождения, процесса, в котором Всевышний дарует нам новую жизнь в Нём. Бог вселился в нас и помогает нам жить новой жизнью, которая называется «христианство». Господь Иисус даёт нам Свою жизнь для победы над плотью в нас.
Христианство – это когда Бог внутри нас. Всё другое - это есть религия.
Действительно, изменить нашу природу мы сами не можем. Нам необходима помощь, и эта помощь нам дана. Дух Святой Божий в нас, представляет всю личность Триединого Бога: и Отца, и Сына, и Святого Духа. Нам доступны благословения Господа Иисуса, любовь Бога Отца и общение Духа Святого.
Мы часто слышали в церкви, особенно от сестёр, такие примерно высказывания: «Господь меня изменит», имея при этом в виду, что у самой желания меняться в своей душе – нет. Нужно усвоить Божий принцип: Он не действует против воли человека. Бог сознательно сотворил человека не так, как Он сотворил, например, ангелов. Господь Бог хочет, чтобы человек свергнул власть греха, а, следовательно, и власть его отца – сатаны, над собой. Чтобы он принял решение в своей воле - найти Бога, стать Его сыном или дочерью, изменить свою жизнь на новую жизнь в Боге, с Иисусом Христом. Господь даёт понять нам в Писании, что нет ни одного человека, которому после покаяния и рождения свыше не требовалось бы возрождения, т.е. преобразования, изменения своей души. Эти изменения необходимы для всех трёх составных частей души человека: его воли, разума и чувств с эмоциями.
Душа, как и дух, нуждается в освящении. Без изменения в душе невозможно изменение самой жизни верующего в Господа Иисуса. А эта жизнь должна быть духовной жизнью, а не жизнью по душе, которая вечно колеблется, томится, часто меняет принятые ранее решения, непостоянна, всегда направлена на то, чтобы угодить себе, а не кому-то.
Одним словом, душа человека принадлежит плоти, а плоть является главным препятствием для жизни в Божьей благодати. О плоти должен знать каждый верующий в Господа Иисуса, чтобы противостоять ей в той внутренней борьбе, которая происходит внутри нас.
Из виденного за двадцать один год пребывания в церкви, на основании написанного в Новом завете и того, что даёт понять Дух Святой, можно сделать вывод, что далеко не все братья и сёстры побеждают в этой борьбе. Немало тех, кто побеждаем плотью, даже будучи рождён свыше, от воды и Духа, даже правильно, в общем, будучи научен, наставлен. Причина совсем не в недостатке каких-то знаний или откровений по слову Божьему. Причин может быть несколько, и это тема отдельного разговора, но фактом является то, что всё это не так легко, как бы нам хотелось. Сам Господь Иисус сказал, что «… всякий усилием входит в него (Царство Божье)» (Лук 16:16). От нас не могут не требоваться определённые поступки, усилия – это истина.
В церкви нередко говорят, учат, что Бог сделает всё, что Ему угодно, а нам нужно только молиться, просить Бога помочь. И это не истина, потому, что это мы принимаем решение каждый раз, когда нам что-то надо сделать, совершить какой-то поступок. И это решение, в своей воле, нам нужно принять на основании Священного Писания и воли Господа.
Отвлечёмся, чтобы понять, кто наш главный противник в нашей новой жизни в Господе Иисусе, на этапе возрождения. Поразмышляем о плоти.
Плоть
Если сказать коротко, то «плоть» - это то внутри нас, что всегда противится Богу.
Это часть нашей природы, повреждённой врагом душ наших при грехопадении первых людей.
Немало уверовавших в Господа Иисуса, которые спустя годы, а иногда и десятилетия, так и не жаждут Господа, не желают открыть для Иисуса Христа все двери своего сердца. Они не желают изменяться, не желают прилагать никаких усилий, хотят жить так, как они жили прежде.
Но ведь возрождение, о котором мы в основном говорим, - это процесс изменения, преобразования грешника в праведника. Это жизнь в Иисусе Христе, это постоянное общение с Духом Христовым.
Писание говорит, что возрождение в нас совершает Дух Святой (Тит 3:5) и др. Это истина. Наша часть во внутреннем преобразовании нашем, главным образом – не мешать Духу поступать так, как Он считает нужным, послушаться Ему. Необходимо поглубже разобраться с понятием «плоть». Не очень многие, к сожалению, любят докапываться до истины. А мы не можем не пребывать в истине, т.к. Сам Бог есть истина так же, как и Его слово. И если мы отступаем от библейских истин, значит, мы отступаем от Господа Иисуса, который для нас «путь, истина и жизнь».
В Новом завете слово «плоть» имеет несколько значений. В основном, это слово, по-гречески «саркс», означает мягкие части человеческого тела, иначе «мясо»;
во-вторых, слово «плоть» означает иногда в Новом завете всё человеческое тело, как например: Лук 24:39; Иов 10, 11; Рим 7:23; здесь грех плоти относится к телу человека;
в-третьих, слово «плоть» употребляется иногда для обозначения всего человечества. Библия называет всех людей плотью: Ин 17:1-2; 3:16; 1:29.
Первое значение слова «плоть» имеет духовный смысл; таким словом, по-русски «мясо», апостол Павел и другие апостолы, неуважительно, даже презрительно, высказывались о природе падшего человека в уверовавших в Иисуса. Они учили своих учеников относиться с позиции силы к своей греховной природе, не подчиняться ей, но духовно подавлять её, поступая по слову Божьему. Иными словами, поступая по духу, противостоять искушениям, желаниям плоти, то есть тела и души. Мы должны распинать плоть; изменению, улучшению она не подлежит. Только так можно освободиться от её постоянного побуждения склонять нас к греху.
Плотская жизнь – это жизнь человека (его образ мышления, состояние, поведение и т.п.), при которой человек, не знающий Бога, полагается во всём на свои силы и при которой он ставит на первое место своё «Я», заботится в первую очередь и в основном о себе.
Писание говорит о плоти: в плоти не живёт ничего доброго (Рим 7:18, 20), она не покоряется закону Божьему (Рим 8:7); плотские помышления «продают» человека греху (Рим 7:14), толкают его к вражде против Бога (Рим 8:7), плоть порождает в человеке гордыню (Фил 3:3) и т.д.
Рождённое от плоти есть плоть (Ин 3:6), плоть тленна (Рим 8:6, 13; Гал 6:8), немощна (Гал 5:17) и т.д.
Плотская жизнь – это жизнь, включающая в себя всё, что от тела и души.
Жизнь христианина проходит в постоянной внутренней борьбе возрождённого духа и невозрождённой души. Это внутреннее противостояние неизбежно и закономерно, и его невозможно избежать. Душа, как и тело, принадлежит плоти. Можно дать такое определение понятию «плоть»: это сочетание телесной греховной жизни и невозрождённой души человека.
На основании написанного в Послании к римлянам можно сделать вывод, что часть природы Сатаны, которая здесь названа «грех», живёт в нашем теле, изменив его природу, сделав его плотью. Апостол Павел, говоря, что в нём живёт грех, подразумевает падшую природу человека. Он употребляет эти слова как синонимы.
Дух Святой приоткрывает сокрытое для нас, духовное. Становится понятным, насколько всё сложно, всё, что касается духовного мира. Грех в нас живёт независимо от нашей личности, самостоятельно, стараясь подчинить человека, заставить делать то, что ему не хочется делать. Плоть проявляет себя совершенно непредсказуемо, неожиданно для человека.
Поэтому человеку без Бога победить свою плоть невозможно. Только совместно с драгоценным Духом Святым возможно «распять» плоть, сделать её неспособной противиться своему духу, слитому, соединённому с Духом Святым. Поэтому возрождение – время созидания или, иначе, создания сильного духа в нас. Это отдельная тема, очень важная для каждого. Это нужно для того, чтобы дух мог противостоять вечно колеблющейся душе в её желании делать то, что неугодно Богу. Постепенно, со временем, если душа (её составная часть – разум) питается духовной пищей, Божьим словом, она сама будет иметь гораздо меньше побуждений поступать против воли Бога. Душа и дух всё больше и больше начинают действовать согласованно, в единстве. Наступает такой момент в жизни христианина, когда он совсем не ощущает в своей душе сопротивления духовным делам и поступкам, служению Богу. Это означает, что душа такого сына Божьего возрождена, преобразована, и результатом этого будет спасение души такого христианина в пришествие Господа Иисуса. Спасение души влечёт за собой и искупление тела детей Божьих. Искупление тела – третий этап спасения. Спасение тела называется «искуплением», т.к. мы в этом процессе не участвуем. Это делает Дух Святой (Рим 8:23, Еф 4:30; Фил 3:20-21; 1 Фесс 4:13-18) и др. Искупление тела завершает полное спасение человека, всей его природы: духа, души и тела.
Кстати, дух плотских христиан, не имеющих водительства Духа Святого, чрезвычайно слаб, как бы «парализован» и находится в таком же примерно состоянии, как и дух неверующего человека. Таким христианам надо срочно креститься Духом Святым и стремиться жить по духу!
Господь даёт нам понять в Писании, что нет ни одного человека на земле, которому бы не требовалось после покаяния и рождения свыше возрождения (т.е. преобразования своей души), без которого невозможно войти в Царство Иисуса Христа. Душа, как и дух, нуждается в спасении и освящении.
Невозрождённый человек не только не может войти в Царство Сына Божьего, но ему трудно рассчитывать на благодать Господа и для жизни здесь, на земле в физическом теле.
Такой человек живёт по плоти и не может угодить Богу, чрезвычайно далёк от Него, не может жить по слову Божьему.
В плотском верующем нет Духа Святого, который бы освящал его дух и укреплял его. Новый Завет говорит о живущих по плоти, как о духовно мёртвых. О некоторых делах плоти просто страшно читать. Например: «Дела плоти известны; они есть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предупреждаю вас, как и прежде вас предупреждал, что поступающие так Царства Божьего не наследуют» (Гал 5:19-21). Плоть всегда противится духу (Гал 5:17). Плоть крайне испорчена (2 Пет 2:10, 22).
Апостол Павел пишет, что плоть должна умереть. В своей нелёгкой борьбе внутри нас мы имеем могущественного союзника, Духа Святого.
Ярко описал это состояние внутренней войны в себе и не только в себе, но и во всех нас, верующих в Господа Иисуса, апостол Павел. Приведу отрывок: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотен, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю, … а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но, чтобы сделать его, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.» (Рим 7:14-20) Сильно, откровенно сказано!
Конечно, это признание относится не только и не столько к Павлу, но и ко всем, уверовавшим в Господа Иисуса.
Покаявшись в грехах, мы приходим в Тело Христово, в поместную церковь, то место, где Дух Святой научает нас новой жизни в Господе Иисусе, где мы получаем откровение о существовании невидимого нам духовного мира. Это то место, где мы побуждаемся (должны побуждаться) преобразовываться, изменяться своей душой, проходить процесс возрождения, общаясь со своими по вере. Место каждого христианина - в Теле Господа Иисуса, Его Церкви.
Именно в поместной церкви мы обучаемся вести эту борьбу внутри нас, борьбу возрождённого духа с невозрождённой пока душой, с плотью.
Мы помещаемся в Тело Христово, придя из мира, т.е. сообщества людей, которые не признают Бога и уже только поэтому являются грешниками (Ин 16:8). Умы живущих в миру ослеплены богом века сего, сатаной (2 Кор 4:4), их дела – злы (1 Ин 5:19), это дела плоти, о которых говорилось выше. Увы, такими были почти все из нас. Жаль только, что в большинстве поместных церквей очень мало и неохотно говорят и учат духовной борьбе внутри нас!