О царстве Бога на земле и на небе.
О возрождении, спасении души.
Напомню, что в предыдущих, 1 и 2 частях, мы говорили о том, что необходимо для того, чтобы войти в Царство Бога на земле, что включают в себя две благих вести: Евангелие Спасения и Евангелие Царствия, составляющие Полное Евангелие.
Вступление.
В этой работе мы более подробно рассмотрим, что входит в то и другое Евангелие, что мы можем узнать о Царстве Божьем из Библии (обзорно, кратко), коснёмся некоторых тем, важных для понимания Писаний, для нас, как Церкви.
Обратимся к Писаниям. Что мы знаем о происхождении Иисуса Христа из Библии, о Его доземной жизни? О Себе Господь Иисус сказал, когда Его спросили, кто же ОН: «… от начала сущий, как и говорю вам.» (Ин 8:25). Апостол Иоанн пишет об Иисусе Христе: «… всё через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть.» (Ин 1:3) Иисус говорил также о Себе: «Прежде, чем был Авраам, Я есмь.» (Ин 8:58) Эти слова вызывали возмущение у иудеев. Они не могли поверить, что Он есть Бог. Но Иисус есть творящее слово, через которое всё начало быть (Ин 1:1-3). Иисус говорил Своим ученикам о славе, которую Он имел у Отца: «прежде бытия мира», и о том, что Отец возлюбил Его (Ин 17:5,24). Эти места Писания свидетельствуют о том, что Он «есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небе и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, власти ли – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство.» (Кол 15:18) Здесь апостол открывает изначальный Божий план, замысел. Уже тогда Отец знал о предстоящем грехопадении первых людей, о том, что Его единородный Сын будет послан Им на землю, чтобы спасти Божье творение – людей, и что Он будет главой Церкви, где уверовавшие в Сына Его будут готовиться для вхождения в Тысячелетнее Царство Иисуса Христа.
Отец сам назвал Сына Своего по имени. Ангел сказал Иосифу о Марии: «… родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей от грехов их.» (Мф 1:21)
Апостол Павел сказал об этом же и назвал имя Иисуса именем превыше всякого имени (Фил 2:9). Это свидетельствует о Нём, как о поставленном Богом Владыке мира: «… дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних.» (Фил 2:10; Откр)
Всевышний Бог до сотворения этого мира предусмотрел тех людей, которые будут служить Его Сыну в Теле Иисуса – Церкви. Это подтверждает апостол Павел, получивший откровение о тех, кто должен служить в Теле: «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.» (1 Кор 12:18) Также: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас в Христе всяким духовным благословением в небесах, т.к. Он избрал нас в Нём (Иисусе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф 1:3,4).
Павел получил также откровение от Духа Святого о духовной власти в Церкви Иисуса. Это окончательный порядок, учитывающий, очевидно, опыт первой Церкви. «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…» (Еф 4:11,12) Из евангелия Матфея следует, что Сам Отец показывал Сыну Его учеников.
Из Писаний следует, что Иисус наделён могуществом, но всё же властвует в послушании Богу-Отцу и ответственен перед Ним (1 Кор 15:28).
О Божьем плане создать на земле Божье Царство, где Царём будет Его единородный Сын, пророчески говорится в Псалме 2:6-8, что Ему даны будут в наследие все народы и вся земля во владение Ему.
Небо, и земля, и человек были сотворены для того, чтобы Бог Господь Иисус пребывал с людьми на земле в Своём Царстве, чтобы все народы, все люди были Его наследством от Отца, Его подданными, которыми Он будет управлять. В сотворении неба, и земли, и человека - всего, что есть на небе и на земле, несомненно, участвовал Господь Иисус. Он был Творцом всего, что замыслил Бог-Отец. (Ис 44:24 и далее; 45:7,12 и далее; Иер 27:5)
Грехопадение первых людей привело к потере ими той власти над творением Божьим, которую они получили. Человек вступил в общение с противником Бога – сатаной. В результате весь мир подчинился влиянию и власти сатаны, «бога», «князя» этого мира. (Мф 4:8; Ин 12:31, 16:11; Еф 2:2)
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.» (2 Кор 4:4) Эта цитата показывает, что сатана имеет власть над людьми, не уверовавшими в Сына Бога живого.
Но мы, христиане, имеем духовную власть даже над сатаной. Он, сатана, будет проводить вечность в озере огненном, a мы, дети Божьи – в вечном Царстве Божьем.
Библейское выражение «Царство Божие» и на греческом и на древнееврейском языке означает «Царственное владычество Бога». Прообразом такого Царства можно считать, в какой-то мере, Эдем. Там Бог поселил Адама и Еву, и обитал вместе с ними. Он общался с первыми людьми, учил их. Это место было задумано Творцом для совместного проживания Бога и потомков Адама и Евы. Господь хотел передать Своему творению мудрость свыше, познакомить с тем, как устроена вселенная, земля и всё, что её наполняет и т.д. И не только это. Зная о первородном грехе, совершённом первыми людьми, можно с уверенностью сказать, что Создатель хотел и воспитывать Своё творение; помогать формированию правильного мировоззрения у потомков Адама, высокой нравственности, доброго характера. Можно с уверенностью сказать, что Он собирался научить Своё творение любви, добру и миру. Всевышний хотел и хочет сейчас дарить нам Свою отцовскую любовь и получать в ответ любовь нашу, любовь его детей.
Немного о грехопадении. Когда читаешь Быт 3:6, когда вдумываешься в прочитанное, на ум приходит, что где-то, что-то знакомое читал в Новом завете.
И действительно: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи…», и ей захотелось вкусного, порадовать душу. И это с полным основанием можно назвать «похотью плоти». Далее написано, что «оно приятно для глаз», и это не что иное, как «похоть очей». Далее: «…вожделенно, потому что даёт знание» и это не что иное, как «гордость житейская». Полная аналогия с тем, что написано в 1 Посл. Иоанна 2:16. Так в жизнь людей вошли три основных порока человека. В 17 стихе говорится о том, что человеку разрешено есть плоды всяких деревьев, в том числе, от дерева жизни посреди рая. Все, кроме плодов дерева познания добра и зла, но Ева выбрала именно его. Она не послушалась Бога, она дала место дьяволу. В результате сатана получил возможность искушать Еву. Это должно быть примером для нас. Всякое непослушание Богу приносит в нашу жизнь немалые проблемы.
Это общение с сатаной не прошло бесследно для потомков Адама и Евы. Послушание Евы сатане, согласие с ним, привело к тому, что не только разрушило взаимоотношения с Всевышним Богом из-за непослушания, но и привело к изменению природы человека, т.к. сатана, заимев власть над человеком, получил возможность внедрить свою природу, свой дух в природу человека, частично изменив её. И это изменение заключается в том, что с тех пор две природы сосуществуют в каждом человеке: природа Бога и природа нашего духовного врага – сатаны. Напомню, что первый же человек, родившийся от Адама и Евы, Каин, убил своего брата, Авеля. За что убил? За то, что тот угодил своей жертвой Господу Богу.
Грехопадение - второе по значимости, по последствиям событие после сотворения этого мира. Оно привело к потере рая и общения с Богом. И об этом необходимо иметь откровение. Всевышний Бог имеет цель: восстановить природу падшего человека в своём творении. И именно это же должно стать целью для нас. Это напрямую связано и с вхождением в Царство Божие.
Упоминание о Царстве Бога на земле мы встречаем в книге Исход. Бог проговорил Моисею: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля.» (Исх 19:5) Бог избрал Себе народ, который под Его особым водительством должен был стать способным являть Его, Божьи, качества другим народам.
Представителями власти Бога были цари Израиля, и Он через пророков всегда даёт им и народу наставления и указания (1 Цар 10:1; Иер 7:25). Но так как и цари и народ всё больше и больше являли непослушание Богу, противились водительству Божьему, то Господь Бог положил конец царству Израильскому, а спустя полстолетия, и иудейскому царству (4 Цар 17:7-23; 25:1-21); и после возвращения из вавилонского плена еврейский народ жил под властью других народов.
Но Всевышний всё равно через пророков Своих давал Своему народу надежду на будущее Царство Божие, в котором этим народом будет править Сам Вседержитель.
При этом давалось понять, что царём Израиля будет потомок Давида, что Он распространит Своё господство на все народы и дарует им все блага справедливого правления.
В Ветхом завете говорится также, что народы, признав преимущества Израиля в глазах Бога, присоединятся к нему (Израилю) добровольно (Ис 19:23; Иер 33:15,16; Мих 4:2; Соф 3:9; Ис 11:9 и др.).
Через великих пророков Ветхого завета: Исайю, Иеремию, Иезекииля, а также через пророка Амоса (что повторено в книге Деяния), Господь сказал об Израиле: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю её.» (Дн 15:16) Всё это сбудется во время второго пришествия Иисуса.
Всевышний ясно показывает, нацеливает Свой народ на то, что людям необходимо не что иное, как очищение от всех их скверн и от всех их идолов, преображение их сердец, соответственно воле Божьей. Мы ясно видим, что и тысячи лет тому назад и сейчас, Бог хочет изменения нашей природы, её восстановления, удаления из неё той части нашего естества, которую привнёс в неё сатана.
Во все времена, и сейчас также, люди верующие рисовали в своих мыслях картины будущего в виде внешних перемен, лёгкой, беззаботной, счастливой жизни, и только немногие обращали своё внимание и направляли свои ожидания на духовную сторону грядущего Царства (Лук 2:25; 23:50,51).
Писание говорит также о Царстве Небесном. Это выражение встречается косвенно в Ветхом завете (Дан 2:34,44).
В Новом завете о Царстве Небесном говорится только в Евангелии Матфея и означает то же, что Царство Божие, только обращает наше внимание на то, что центр Царства – в небе, где Божий престол, и что оно приходит с неба. В Новом завете упоминается о Небесном Иерусалиме, городе Бога живого и множества ангелов, где обитают духи праведников (Евр 12:22,23). В Евангелии от Матфея говорится о небесной части тысячелетия, где праведники (побеждающие христиане) воссияют, как солнце, в Царстве Отца (Мф 13:43). Это награда от Бога. В Евангелии от Матфея Иисус говорит о том, как мы будем выглядеть на небесах: «… ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы на небесах» (Мф 22:30). Люди в Царстве Небес будут находиться в совершенных духовных телах.
О Тысячелетнем Царстве Иисуса Христа пророчествовал пророк Исайя: «И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и перед старейшинами его будет слава.» (Ис 24:23) А также Исайя пророчествует: «Не по виду Он будет судить, не по слухам станет решать. Дела бедных рассудит Он честно, тяжбы обездоленных на этой земле решит справедливо. Покарает Он землю жезлом речей Своих, дуновеньем Своих уст уничтожит злодея!
Препояшется Он справедливостью, верность будет поясом Ему. Будет волк жить вместе с ягнёнком, леопард ляжет рядом с козлёнком. Телёнок и лев станут вместе кормиться, и маленький мальчик их будет пасти. Медведица и корова станут пастись вместе, их детёныши будут лежать бок о бок. Будет лев, словно бык, питаться соломой. Младенец будет играть возле змеиной норы, ребёнок руку положит на гнездо гадюки. Зла и вреда уже не станут творить на Моей святой горе, ибо знание о Господе наполнит землю, как вода наполняет море. И будет в тот день: корень Иессея сделается знаменем для народов, и народы к Нему обратятся, и страна Его пребудет во славе.» Далее рассказывается о том, что Господь Иисус вернёт себе остаток Своего народа из всех стран, куда они были рассеяны, соберёт евреев с четырёх концов земли. Еврейский народ будет восстановлен (Ис 11 глава) (в современном переводе).
О том же пророчествует Захария: «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет царём над всею землёю; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.» (Зах 14:6-13)
Кстати, это один из верных признаков близкого (второго) пришествия Господа Иисуса Христа на нашу землю. Грядущее Тысячелетнее Царство названо Царством Отца (Мф 13:43) и Царством Сына (Мф 13:41). Об этом говорит Сам Господь Иисус в притче о плевелах, т.е. Его будущее мессианское Царство будет иметь и земную и небесную части (Дн 15:16). Новозаветные побеждающие христиане получат как награду жизнь в Тысячелетнем Царстве Христа, где они будут пребывать в новых, совершенных, духовных телах. Они также будут пребывать на новой земле под новым небом, когда окончится Тысячелетнее Царство Иисуса.
Задолго до прихода Иисуса Христа о Нём было дано пророчество пророку Даниилу: «Видел я в ночных видениях; вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и был подведён к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не пройдёт, и царство Его не разрушится.» (Дан 7:13,14) Здесь говорится о помазании Господа Иисуса Его Отцом на вечное Царство Божье – Тысячелетнее Царство Иисуса Христа на земле, которое перейдёт в Его Царство на новой земле под новым небом.
В стихах 24-27 говорится о приходе антихриста и угнетении им святых Всевышнего и последующем суде над антихристом. После чего Царство, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего.
В книге Откровение написано о суде над дьяволом и последнем суде над мёртвыми, которых отдало море, а также смерть и ад (Откр 20:7-15).
Господь даёт нам представление о Своём Царстве, короткое, но очень привлекательное. Спасибо Отцу нашему Небесному, во имя Иисуса, за драгоценное наследство, приготовленное для любящих, послушных детей Божьих!
Что же будет, когда окончится Тысячелетнее Царство Христа? Исаия, обращаясь к Израилю, говорил: «Ибо как новое небо и новая земля, которые я сотворю, всегда будут перед лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше, и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь» (Ис 66:22-23).
Ап. Пётр говорит, что будет со старой землёй, обветшавшей, исчерпавшей свой ресурс: «… земля и дела на ней будут сожжены» (2 Петр 3:10). В книге Откровения сказано: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.» (Откр 21:1-2)
В этой главе указаны и точные размеры Нового Иерусалима: 12000 стадий его длина и ширина и высота (Откр 21:16). Стадия – греческая мера длины, равная примерно 179 метрам. Следовательно, размеры этого города 2148 Х 2148 км. Это намного больше размеров Израиля. Не об этой ли территории говорил Господь Бог Аврааму: «… потомству твоему Я даю землю эту, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18)?
О Новом Иерусалиме также сказано: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.» (Откр 21:14) Город также имеет двенадцать ворот, на которых написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Откр 21:12). Ворота в Новом Иерусалиме – это еврейские ворота, в том смысле, что войти в них смогут лишь те, кто любит избранный народ Израиля и находится в духовном единстве с ним. Имена апостолов в основании (как бы фундаменте) города свидетельствуют о том, как я думаю, что жизнь в Новом Иерусалиме будет построена на заповедях Иисуса Христа, заповедях любви, и учении Его апостолов. Это говорит, по моему убеждению, о преемственности Ветхого и Нового заветов.
Вечность соединит навсегда всех верующих: «семя Авраамово» и христиан.
Апостол Иоанн пишет: «Храма же не видел в нём, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец» (Откр 21:22). «Спасённые народы будут ходить во свете его и цари земные принесут в него славу и честь свою» (ст. 24). Что ещё известно об этом царстве? «Это скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И ототрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:3-4).
Здесь также говорится о побеждающих христианах, которыми Господь Иисус хочет видеть всех нас: «Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр 21:7). Вот какие награды обещает Господь Иисус за наше послушание, верность, любовь к Нему и желание исполнить Его волю, Его планы.
Главной сущностью Божьего Царства является ИСТИНА. Будем помнить, что «Бог есть истина», «Слово Его – Истина», и «Господь Иисус наш – путь, истина и жизнь» (Иер 10:10; Ин 17:17; 14:6) для каждого, кто в Него уверовал. Требования Царства Божьего выше требований закона, данного Богом Израилю. Это видно из исследования Ветхого и Нового завета, т.к. эти требования затрагивают не только внешнее поведение, но и внутренние побуждения человека. Новый завет призывает христиан быть святыми и праведными в Иисусе Христе. Внутренний наш духовный человек должен быть подобен Сыну Божьему. Правда, нужно оговориться, что десятая заповедь Ветхого завета также направлена на то, чтобы у человека не было даже желаний, неугодных Всевышнему Богу (Исх 20:17). Эту заповедь можно назвать «не пожелай»!
Уже тогда Бог хотел, чтобы в Его народе даже помыслы людей были чисты. И это была как бы подготовка к заключению Нового завета и к его условиям.
Очевидно, прекрасна наша будущая, вечная жизнь в присутствии Божьем, в общении с Господом Иисусом, благодаря которому всё это возможно.
Это был короткий обзор того, что известно в Писаниях о Тысячелетнем Царстве Иисуса Христа, которое придёт на землю, и о Царстве Бога на новой земле под новым небом.
Теперь давайте обратимся к тому, чего Всевышний Бог хочет, во имя Иисуса, от нас.
Напомню, что в нашей христианской жизни мы проходим три стадии, три этапа:
Спасение духа
Включает в себя глубокое и искреннее раскаяние в содеянных грехах, сожаление о них и стыд за эти грехи. Человеку, пришедшему к Богу, нужно понимать, что грех полностью нарушает взаимоотношения Бога с человеком. Спасение включает в себя также исповедание своей веры по слову Божьему, основанное на послании римлянам (Римл 10:9-10, 13). О спасении духа: Еф 2:15; Кол 2:13.
Спасение души
Заключается в преобразовании нашей души. Этот этап начинается после спасения духа и продолжается всю нашу христианскую жизнь. Об изменении души говорил Господь Иисус и все послания апостолов (Иак 1:21; 1 Пет 1:9; Евр 10:39).
О спасении души подробно поговорим ниже.
Спасение тела
Не только дух и душа, но и тело в пришествие Господа Иисуса Христа может быть спасено. Это спасение называется искуплением (Римл 8:23; Еф 4:30; Фил 3:21).
Исполнение условий Евангелия Спасения приводит к спасению нашего духа, который бессмертен. Всевышним нам дан дар вечной жизни в Иисусе Христе, мы спасены от преисподней. Быть спасённым означает, что за спасение наше заплатил Сам Бог. Он выкупил (искупил) нас от власти сатаны, принеся в жертву Своего Сына Единородного Иисуса Христа, ценой Его крови. Эта жертва называется заместительной, т.к. на кресте Господь умер вместо грешников, вместо нас. Следствием спасения для нас является:
- Прощение всех прошлых грехов (Еф 1:7; Кол 1:14).
- Оправдание (Рим 3:24; 5:16-18).
- Искупление от проклятия закона (Гал 3:13).
- Примирение Бога с человеком (Рим. 5:1; 2 Кор 5:18-19).
- Духовная свобода (Евр 2:14).
- Усыновление (удочерение) (Гал 4:5; Еф 1:4,5). После покаяния начался процесс усыновления (удочерения) в нас.
Посредством Иисуса Христа наш небесный Отец примирил Кровью креста Его, и земное и небесное (Кол 1:20).
Ни за какие деньги этого мира нельзя приобрести то, что даёт нам наш Бог: Всевышний Отец, Сын, Дух Святой. Ценности духовные, вечные. Здесь, на земле, мы свободны от власти сатаны, сил зла, сил тьмы. Неверующие в Господа Иисуса бессильны против атакующих их бесов и других слуг сатаны. Они делают жизнь таких людей, которые живут греховной жизнью, невыносимой. Психбольницы наполнены такими людьми и никакие врачи не способны излечить демонизированных. Нам же дана власть в имени Иисуса Христа над духами злобы поднебесной. Сам «бог века сего» - сатана не имеет над нами власти (2 Кор 4:4). Будем ценить, друзья, Божью милость, любовь, доброту и заботу.
Итак, дух наш спасён, ад нам не грозит, мы сделали шаг к Богу. Во время покаяния многие из нас, наверное, ощущали, что с нами что-то происходит, что наши сердца умягчаются, что нам становится так хорошо! Мы, естественно, не понимали тогда, что это Дух Святой Божий входит в нас, касается нашего духа, оживляет его, потому что он был мёртв. После грехопадения закончилось общение человека и Создателя. Омертвела эта часть человеческого естества, природы, самая глубокая часть – его дух. И только благодаря жертве Господа Иисуса на кресте, тому, что Он искупил нас ценой Своей Крови, мы смогли ожить своим духом, спастись. Наше раскаяние в своих многочисленных грехах, вера в Иисуса Христа, Сына Бога живого, дали нам возможность жить новой жизнью во Христе. Наш дух ожил, возродился и укрепляется от соединения с Духом Святым.
Без Всевышнего мы не смогли бы ничего. Вера, необходимая для спасения, откуда она появилась у нас во время покаяния? Ведь мы не знали Писаний, не читали, да и не имели Библии. Дух Святой вложил эту веру в наши сердца. Однажды, во время служения благовествования в больнице, Дух Святой так и назвал её мне: «Спасительная вера». Давайте ценить то, что мы получили с небес от Всевышнего через Господа Иисуса. Получили даром, бесплатно, не за какие-то дела, которые мы сделали. Он произвёл в нас «… хотение и действие по Своему благоволению» (Фил 2:13). Как же велика Божья любовь к нам! Да будут наши сердца всегда благодарны Богу за то, что Он уже сделал, за то, что делает сейчас и за то, что ещё будет делать для нас, любящих Его.
Что нам нужно, в чём мы нуждаемся после покаяния и спасения? Об этом говорил Господь Иисус иудейскому старейшине Никодиму. Это был авторитетный, ревностный по Богу учитель. У него была вера, он был благочестив, и это видел Господь Бог и люди. Но кое-чего ему всё же не хватало, и он, уверовав в Иисуса как учителя, пришедшего от Бога, хотел это знать. Господь Иисус всё это знал и очень удивил Никодима тем, что ответил на вопрос, который тот ещё не задал. Вопрос этот, судя по ответу, был, очевидно, о царстве Божьем. Господь Иисус сказал: «… если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего» (Ин 3:3). Когда Никодим не понял Его, Иисус ответил более конкретно: «… Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье» (Ин 3:5). И ещё: «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин 3:6). Речь о вере в Бога Авраама, Исаака и Иакова не шла, так как Никодим любил Бога и служил Ему.
Никодиму было необходимо крещение водой и Святым Духом. Бедному Никодиму было не понять, как можно родиться заново, во второй раз. К сожалению, и сейчас, в наше время, есть недопонимание смысла и значения водного крещения и крещения Духом Святым особенно. Об этом ниже.
Кстати, эти два названных крещения вместе составляют Тройное крещение: крещение водой, крещение в Тело Христа и крещение Духом Святым.
На основании Деяний апостолов можно сделать вывод, что порядок тех актов, о которых мы говорим, при приёме новообращённых в церковь, был таким: покаяние, крещение водой и крещение Святым Духом. Так крестился водой и Духом Господь Иисус (Мф 3:15-16). Иногда порядок нарушается, и производится крещение сначала Духом, а затем водой. Так, например, было во время больничного служения у нас. Водой там, естественно, нельзя крестить человека, и Дух Святой проговорил, чтобы молились за крещение больного Духом Святым. Порядок крещения не имеет принципиального значения.
Но очень важно тщательно подготовить людей к этим актам, которые имеют глубокий духовный смысл. Необходимо, чтобы новообращённые имели ясное понимание, что крещение водой, например, это переживание смерти и воскресения Иисуса Христа, что это способ помочь духовно мёртвому человеку начать отношения с Богом. Надо объяснить ему, что само по себе крещение не спасает человека, что это не обряд, не мистическое действие. И оно направлено на то, чтобы крестящиеся понимали, что это не омытие нечистого тела водой, а обещание нашей чистой совести Богу, которое спасает нас воскресением Иисуса Христа (1 Петр 3:21).
Вообще, что такое крещение? На греческом языке слово «баптистос», переведённое в Новом завете как «крещение», означает также погружение, ритуальное омовение.
Почему крестился Господь Иисус? Думаю, по двум причинам. Во-первых, когда Иоанн сказал, что это ему нужно креститься от Иисуса, Тот ответил, что им «надлежит исполнить правду» (Мф 3:15). Это означало, что нужно было всё сделать так, как угодно Богу-Отцу. Во-вторых, это пример для всех верующих в Господа Иисуса.
Дело в том, что Иисусу предстояло грешников сделать праведниками. Он был послан Отцом к простым людям, которые нуждались в Боге. Он пришёл к Иоанну, как самый простой израильтянин. Иисус, будучи Праведником, должен был сначала Сам быть отождествлён с грешниками.
Итак, что говорится о водном крещении в Новом завете? Наиболее полно об этом говорится апостолом Павлом в Послании Римлянам:
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены с Ним подобием воскресения» (Рим 6:3-5).
Дух Святой учит, что очень важно правильно наставить новообращённого по Слову перед крещением водой и Духом. Христианский опыт подтверждает это. Там, где не учат этой, одной из самых главных, основных христианских истин, значение акта крещения быстро забывается, проповедей на эту тему нет, и это отнюдь не способствует духовному росту братьев, сестёр.
Новообращённым необходимо помочь как бы соединиться с Иисусом Христом в Его смерти и воскресении, постараться представить себе, что перенёс Господь Иисус на кресте, как невыносимо трудно было Ему, распятому, какие муки Он перенёс, причём, не за свою вину, а грехи всех людей, в том числе за грехи крестящегося. Это ему необходимо пережить в своей душе и духе своём.
То, что говорит апостол Павел в Римл 6:3-5, направлено на то, чтобы дать понимание того, что мы во время крещения должны стараться отождествить себя с Христом в Его смерти и воскресении, как бы поставить себя на Его место. Символически умерев во время крещения, мы сближаемся с Господом Иисусом, становимся причастными Ему, братьям, сёстрам в церкви, к которой присоединяемся, где будем познавать Бога и поклоняться Ему во имя Иисуса. В то же время каждый из нас должен твёрдо знать, что водное крещение – внешнее, видимое отражение того, что происходит в невидимом нам духовном мире. Отождествление – духовный смысл водного крещения, его предназначение, подсказанное самим Господом Богом Всевышним – людям. (Римл 6:6,7,11; 2 Кор 5:17) Крещение само по себе не спасает человека и не изменяет нашу душу в одно мгновение, как бы нам хотелось. Крещение водой и Духом Святым – это способ помочь духовно мёртвому человеку вступить в отношения с Богом как с Небесным Отцом, отождествиться, уподобиться Сыну Бога Живого - Иисусу Христу.
Крещение Духом Святым
О крещении Духом Святым нужно сказать особо. Немало церквей, в которых учат, что когда человек спасётся, то он имеет от Бога всё, что необходимо, что только можно иметь, что он имеет внутри себя Дух Святой в полной мере. С удивительным упорством такие люди не принимают никаких доводов в защиту акта крещения Духом Святым.
Увы, они в глубоком заблуждении, они отвергают Истину, тем самым затрудняя свою жизнь как верующих в Господа Иисуса. Обратимся к Новому завету. Иоанн Креститель говорил иудеям: «Я крещу вас водой в покаяние, но идущий за мной сильнее меня; … Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф 3:11).
Уже из этой цитаты видно, что кроме крещения водой, Всевышним предусмотрено крещение Святым Духом. Поразмышляем над тем, что написано о крещении Иисуса Христа: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - И вот, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф 3:16). Понимание, откровение по написанному здесь - нетрудно получить. Видно, что Господь Иисус, после крещения водой, тут же был крещён и Духом Святым Божьим, что это отдельные акты. Виден и порядок крещения: сначала водой, затем Духом. В книге Деяний написано немало о крещении Духом Святым. Мы имеем пример для подражания в первоапостольской церкви. Для меня странно, что некоторыми (и их немало) не принимается во внимание пример Господа Иисуса. Был ли в Нём Дух Святой до крещения? Он был рождён от Духа Святого, поэтому Он, конечно, в Нём был. Но всё равно Ему было необходимо крещение Духом. Для крещения Христу требовалось гораздо больше духовной, Божьей силы, чем было в Нём до крещения. Напомню, что после крещения водой и Духом, Иисус поведён был Духом Божьим в пустыню для искушения от дьявола. Для этого требовалась большая духовная сила (Мф 4:1).
В одном самарийском городе были люди, поверившие апостолу Филиппу, который благовествовал им о имени Иисуса Христа и о Царстве Божьем. Они крестились водой. Остальные апостолы находились в это время в Иерусалиме и, услышав об этих самарянах, послали к ним Петра и Иоанна, которые молились о принятии ими Духа Святого. Т.е. здесь также показано, что крещение водой (или в имя Иисуса Христа) и Духом – разные действия (Дн 8:14-17). Крещение Духом Святым является и крещением в Тело Христа - таким образом, крещение Духом Святым и водное крещение являются Тройным крещением.
Далее говорится о Симоне волхве, который увидел, что через возложение рук апостольских подаётся Дух Святой и захотел купить этот дар. (Дн 8:18,19) Возникает вопрос: каким образом он мог увидеть Дух Святой? Речь, конечно, идёт о других органах чувств. Он услышал, как они говорят на иных, незнакомых языках (Дн 4:31).
Все мы знаем, что Бог Триедин, включает в Себя три личности: Отец, Сын, Дух Святой. Апостол Павел даёт нам ясно понять, что непосредственное, реальное общение с христианами имеет Господь Дух Святой (2 Кор 13:13). Эта третья личность Бога и призвана соединять нас с Триединым Богом. Имея близкие, постоянные отношения с Духом Святым, мы имеем близость с Отцом и Сыном. Следовательно, крещение Духом, предусмотренное Самим Богом Всевышним, должно ввести нас в максимально близкие, «родственные» отношения с Богом.
Трудно понять, чем руководствуются служители, которые отрицают, не принимают то, чему учит Писание, то, что говорил и делал Сам Господь Иисус. Хочется спросить: кто же для них авторитет? Господь Иисус, собрав Своих учеников, повелел им ждать в Иерусалиме обещанного от Отца Духа Святого. Иисус напомнил ученикам, что Он говорил им о предстоящем событии - крещении Духом Святым (Дн 1:4-5).
Далее Господь объяснил им цель, смысл крещения Духом Святым: «… но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли.» (Дн 1:8)
Именно для этого сходил Дух Святой на Господа Иисуса Христа во время Его крещения. После него Он начал Своё служение. Находясь в подобии плоти человеческой, Иисус нуждался в силе Духа Божьего. Именно Его силой Он (Христос) и творил чудеса. Отказываясь под разными надуманными предлогами от бесценного дара Всевышнего Бога, можем ли мы угодить Ему, служить Иисусу Христу и людям? Мы обкрадываем самих себя, лишая себя дара Божьего, Его благодати, Его силы. К сожалению, некоторые служители пытаются служить Богу и людям своими собственными усилиями и, конечно же, не могут считаться успешными, не имея водительства Духа Святого. Неопровержимые факты недавней христианской истории – излияния Духа Святого с начала 20-го века – подтверждают, что написанное в книге Деяний – это истина.
Впервые Дух Святой стал сходить на верующих в Господа Иисуса в день Пятидесятницы, иначе этот иудейский праздник называется Шавуот (или седмицы, т.е. недели). Он празднуется на пятидесятый день после праздника Пасхи. Отсюда его название. Что случилось в этот день?
В Иерусалиме на праздник собрались люди из разных мест Ближнего Востока. Внезапно сделался шум с неба. Появились, сделались видимы как бы огненные языки, и сели на каждого из них. «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух Святой давал им провещевать» (Дн 2:4). Иными языками в Новом Завете названы незнакомые для нас языки, не принадлежащие какому-либо народу, языки, которыми говорит Дух Святой через нас, используя наш речевой аппарат. Мы, говоря иными языками, сами не понимаем их, если только Дух Святой не даёт нам дар истолкования, чтобы мы понимали, о чём молимся. Чаще всего, в основном, они даны для того, чтобы таким образом, этими молитвами созидался, т.е. укреплялся, создавался наш внутренний духовный человек. Это жизненно необходимо нам для того, чтобы дух наш управлял нашей душой, побуждая её принимать решения и совершать поступки, угодные Богу, по Его слову и Его воле. Иные языки являются свидетельством того, что Дух Святой находится внутри нас. Это является знамением от Бога. Премудрый Бог сделал так, что верующие легко могут распознать, присутствует ли Дух Божий в них. «Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор 14:22); знамение присутствия Духа Святого в человеке» (Дн 2:4).
Для чего даны языки верующим в Иисуса Христа:
1) В греческом оригинале иные языки названы «другими» языками (в смысле не человеческими) (Дн 2:4). Апостол Павел назвал их «ангельскими» (1 Кор 13:1). Дух Святой открывает, что бесы, слуги сатаны, боятся молитв на иных языках, они не понимают того, что Дух Святой говорит детям Божьим. Иные языки раздражают бесов и пугают их. Они не могут долго присутствовать при молитвах духом.
2) Иные языки дают возможность сделать нашего внутреннего духовного человека сильным, способным управлять душой. Молитва на языках, понятных ангелам Божьим, делает дух человека очень чутким к тому, что проговаривает человеку Третья личность Бога – Дух Святой.
Когда мы молимся на языках, наш дух находится в прямом контакте с Всевышним Богом. В это время мы соединены при помощи Духа Святого с Ним. Моление на иных языках – самый быстрый, верный и простой способ связаться с Иисусом Христом и быть услышанным Им.
3) «Иные языки» предназначены для помощи в молитвах: «Также и Дух подкрепляет нас в помощах Наших, ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными» (Рим 8:26). В греческом оригинале с подстрочным переводом два последних слова переведены так: «стонами несказанными».
4) Молитва на языках укрепляет нашу веру. «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым» (Иуда 1:20). Лично я стараюсь каждый день молиться духом.
5) Молитва на языках приносит мир в сердце человека, когда он чего-то боится, о чём-то беспокоится. Об этом говорил ещё пророк Исайя: «Вот так же, неясным языком, на чужом наречии, будет теперь Господь говорить с этим народом (Израиля). Прежде Он говорил: «Здесь вас отдых ждёт, пусть уставшие отдохнут. Здесь спокойное место.» Но они не желали слушать.» (Ис 28:1