Положение Церкви во второй половине царствования

Ивана Грозного

Конец жизни и первосвятительского служения митрополита Макария был отягощен учащавшимися проявлениями деспотизма Ивана Грозного. После смерти св. Макария, в феврале 1564 го­да, состоялся собор Русской Церкви. Прежде чем приступить к избранию нового митрополита, собор постановил митрополиту носить белый клобук. Преемником Макария был избран инок Чу­дова монастыря Афанасий, бывший протоиерей Благовещенского собора Андрей. Он являлся духовником Ивана Грозного, и отцы собора надеялись, по-видимому, что он будет иметь влияние на царя. Однако, первосвятительство Афанасия совпало с развити­ем самых мрачных свойств Ивана Грозного. В 1565 году после­довало учреждение опричнины. Все государство было разделено на две части: опричину и земщину. Лучшие земли отошли к оп­ричнине. На боярство и служилых людей царь наложил опалу и потребовал от духовенства, чтобы оно не вмешивалось в суд государя и не препятствовало казнить его противников. Фактически, Иван IV лишил духовенство традиционного права печалования. Начались казни и преследования, неслыханные на Руси. Полились потоки крови, каких не было со времен татарского нашествия. Центром опричнины стала резиденция царя - Алек­сандрова слобода. Зловещий характер опричнины подчеркивался формой опричника: они носили черные кафтаны, черные шапки, ездили на вороных лошадях. К поясу было привязано изображе­ние собачьей головы и небольшая метла - символ преданности царю в борьбе с врагами. Опричнина приобрела кощунственный характер: в Александровой слободе Иван Грозный создал якобы монастырь, в котором будто бы был игуменом (вместе с тем, Иван был женат и монашества, связанного с отречением от власти принимать не собирался). Совершались продолжительные богослужения, между которыми царь вместе с палачами пытал подозреваемых в измене. Вместе со зверствами царил разврат.

Среди мрачных деяний Ивана Грозного прослеживается так­же идея власти царя и над Церковью, горячо защищаемая Иваном Грозным. Такое понимание власти было воспитано в нем с юнос­ти при поддержке его известных духовных руководителей: "Иван Васильевич имел множество оснований, главным образом данных ему представителями Церкви, чтобы смотреть на свою власть как на теократически абсолютную... В лице Ивана IV предста­вители Церкви идейно воспитали власть московского государя до такой высоты и абсолютизма, внушив ему, сверх того, мысль о пастырских правах в делах Церкви, что, в случае какого-ли­бо столкновения носителей высшей церковной власти с госуда­рями, первые не были гарантированы от катастроф самых неожи­данных" - писал видный историк Церкви Картащов. (А. В. Карта-шов, указ. соч. 1. С. 441). Это и подтвердилось о время прав­ления митрополита св. Филиппа

В этих страшных условиях митрополит Афанасий отказался управлять Церковью и в 1566 году ушел по болезни на покой. Следующим митрополитом стал в 1566 году выдающийся подвижник и деятель, один из самых великих святых русской Церкви св. Филипп.

Св. митрополит Филипп

Св. Филипп, в миру Феодор, родился в 1507 году в семье знатного боярина Василия Ивановича Стефана Колычева. Арис­тократическое происхождение позволило будущему святителю по­лучить лучшее образование и развитие, какое было возможно. Он был взят ко двору, и Иван Грозный знал его с малолетства. В 1537 году 30-летний Феодор решает порвать с блестящей придворной карьерой и тайно бежит из Москвы на далекий Север в Соловецкий монастырь, где и принимает постриг. Через 10 лет Филипп возведен в сан игумена. Его 18-летнее управление монастырем привело обитель в состояние расцвета. Он воздвиг две великолепных каменных церкви Успения Божией Матери и Преображения Господня, завел колокольный звон, построил ке­лий и больницу, осушил болота, соединил каналами озера, проложил дороги. Сам Филипп был строгим подвижником, преда­вавшимся уединению и умному деланию. Став в 1566 году митро­политом, св. Филипп в течение года пользовался уважением и расположением царя. Казней не было. Воцарившийся мир, одна­ко, был неустойчив. Через год началась новая серия расправ. Никто не смел заступиться за казнимых безо всякого суда и следствия. Св. Филипп перед восшествием на митрополичий престол выговорил себе право "советовать" царю. Помня об этом праве, митрополит пытался воздействовать на совесть царя, беседуя с ним наедине. Однако это на принесло никаких ре­зультатов. Тогда св. Филипп решился публично обличить Ивана, В одно из воскресений Великого поста он прямо обратился к царю с речью в которой, в частности, говорил: "От века не слыхано, чтобы благочестивые цари волновали свою державу, и при твоих предках не бывало того, что ты творишь; у самих язычников не случалось ничего такого... " Это выступление привело царя в ярость, но он не посмел тронуть митрополита. В следующий св. Филипп снова произнес обличительную речь: "У татар и язычников есть правда; в одной России нет сострада­ния даже к невинным и правым. Здесь мы приносим Богу бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проли­вается кровь христианская... " говоря многое в таком роде, святитель отказался благословить Ивана. Царь пришел в край­ний гнев и решил расправиться с обличителем, но не находил для этого достаточного предлога. Филипп продолжал свои бесстрашные обличения, готовый принять мученическую смерть.

Главными советниками царя в деле против св. Филиппа были Малюта Скуратов и духовник Ивана IV Евстафий, запрещенный митрополитом за недостойную жизнь. Чтобы найти повод к расп­раве с Филиппом, решено было направить специальную комиссию на Соловки для расследования его жизни. Комиссия состояла из врагов святителя. Среди братии нашлись клеветники во главе с игуменом Паисием, которому обещали епископский сан. По возв­ращении комиссии, взявшей с собой Паисия и его приспешников, состоялся собор для суда над митрополитом. Все епископы, присутствовавшие на соборе, безропотно согласились с заранее вынесенным приговором о низложении митрополита. Царю, однако, этого было недостаточно: он велел святому продолжить слу­жить. В день арх. Михаила (8 ноября) опричники во время бо­гослужения с оскорблениями и поруганием арестовали митропо­лита, и отвезли в темницу, наложив на него цепи. В ярости царь казнил десять родственников митрополита из рода Колычевых и голову одного из них прислал страдальцу в темницу. Затем св. Филипп был сослан в заточение в Отрочь монастырь в Тверь. Это было в конце 1568 года. Там он провел около года. Начался поход Ивана Грозного на Новгород, который был по су­ществу истребительной войной против мирного населения: унич­тожалось население целых городов. Проходя через Тверь, Иван послал в Отрочь монастырь Малюту Скуратова, который задушил святого подушкой.

Значение подвига святителя Филиппа в том, что он не убоялся обличать нечестие среди всеобщего молчания и бесстрашно отдал свою жизнь за правду Христову, уподобившись древним мученикам. Иван Грозный убил также св. Корнилия Псково-Печерского.

Помимо мучеников XVI век знает замечательных свя­тых-юродивых. Иван Грозный, поднявший руку на святого митро­полита, не посмел тронуть св. Николая Салоса, запретившего царю громить Псков и резко обличившего царя. В Москве прос­лавился юродивый Василий блаженный. На юродивых смотрели как на пророков Божиих,

Преемником св. Филиппа явился архимандрит Троице-Сергиева монастыря Кирилл, возведенный на митрополичий престол че­рез два дня после низложения св. Филиппа. Митрополит Кирилл не решался вслух обличать царя и молчал. Именно при нем сос­тоялся опустошительный поход на Новгород, причем царь не ща­дил и духовенство: до 500 новгородских священнослужителей забили до смерти, остальных ежедневно пытали, требуя денег (по 20 рублей с каждого). Архиепископ Пимен, клеветавший на св. Филиппа по зависти, подвергся тюремному заключению, пору­ганию и ссылке, в которой скоро умер.

В 1571 году разразилось новое бедствие: пользуясь неу­рядицами и отсутствием в Москве царя, крымский хан Девлет-Гирей вторгся в Россию, дошел до Москвы, грабя и истреб­ляя и пленяя жителей. С большим трудом удалось отогнать та­тар от Москвы. В 1572 году митрополит Кирилл скончался. Он успел все же вызвать неудовольствие царя и был похоронен не в Кремле, а в митрополичьем Новинском монастыре,

В мае 1572 года московским митрополитом был избран ар­хиепископ Полоцкий Антоний. При нем получило продолжение ог­раничение церковного землевладения. На соборе 1573 года были запрещены земельные пожертвования в большие монастыри. Пере­дача земель в бедные монастыри дозволялась только с разреше­ния царя. В 1580 году состоялся новый собор, на котором вновь был поднят вопрос о церковном землевладении. Разорен­ное тиранической политикой государство нуждалось в средствах, и взор царя вновь обратился к церковным имуществам. Собор запретил отдавать в монастыри земли "на помин души" и велел заменять их стоимостью сел, отдаваемых дальним родственникам или государю. Также запрещено было монастырям и епископату покупать земли и брать под залог и вообще увеличивать земли. В случае необходимости земель для пропитания (например, при основании нового монастыря), велено было обращаться к царю - "бить челом государю".

Таким образом, собор 1580 года знаменателен тем, что он существенно ограничил экономическую независимость Церкви: "Соборный приговор 15 января 1580 года является поворот­ным моментом в истории монастырского землевладения". (Законодательные акты Русского государства II пол. XVI I пол. XVII века) Комментарии, Л., 1987, С, 60). Это было связано, с одной стороны, с возрастающими притязаниями государства, с другой - с имевшими место злоупотреблениями духовенства цер­ковным имуществом. Так или иначе, был сделан крупный шаг вперед и к подчинению Церкви государству, и характерно, что это произошло при властолюбивом и жестоком Иване Грозном. В начале 1581 года митрополит Антоний скончался. На его место был поставлен митрополит Дионисий, до этого - игумен новго­родского Варлаамо-Хутынского монастыря. Соборное решение состоялось в феврале 1581 года. При нем Иван Грозный скон­чался (в марте 1584 года), приняв монашество с именем Коны, Митрополит Дионисий венчал на царство в мае того же года Феодора Иоанновича. Новому царствованию досталось тяжелое нас­ледство. Летом 1584 года был созван церковный собор, целью которого было помочь государству. Подтвердив решения собора 1580 года, иерархи пошли далее. Были введены платежи госу­дарственных податей с церковных земель, которые ранее их не платили, "ради оскудения воинского чина пока земля не по-устроится" (Мак., С. 320). Также был введен государственный налог и на церковную торговлю. Правда, вскоре эти налоги бы­ли отменены. Митрополит Дионисий вступил в конфликт с все­сильным при царе Феодоре Борисом Годуновым, выступал против его злоупотреблений властью. Это столкновение церковной и светской власти кончилось, как обычно, поражением митрополи­та, лишенного кафедры в 1587 году. На его место взошел архи­епископ ростовский Иов, вскоре получивший титул патриарха. Проповедь веры племенам, населявшим окраины Русского государства, составляла постоянную заботу Русской Церкви. Этот апостольский подвиг совершался непрерывно, из века в век, с постепенным проникновением русских на север, восток и юг.

В Перми в середине XV века благовествовал св. епископ Питирим. Этот епископ известен своей просвещенностью. Ему принадлежал древнейший сохранившийся русский список творений св. Дионисия Ареопагита; сам он составил службу и житие мит­рополита московского Алексия. При его дворе велось летописа­ние. Св. Питирим постоянно объезжал край и усердно проповедовал. Однажды, когда он возглавлял крестный ход из города Усть-Вымь к реке, произошло внезапное нападение язычников, которые и умертвили епископа в 1455 году. Его преемником был св. епископ Кона, правивший епархией с 1455 по 1470 год. Ему удалось значительно распространить веру, обратив к ней князя великой Перми. Труды св. Ионы достойно продолжал епископ Фи­ларет (годы правления 1471-1501), он проповедовал сам на пермском языке, рассылал грамоты, но его усердие тормозилось нерадением низшего духовенства. С пастырскими посланиями к пермскому князю и населению обращался и митрополит Симон в начале XVI века. Постепенно язычество отступало, благодаря непрекращающимся усилиям Церкви. По свидетельству Герберштейна, (в 1526 году) идолопоклонники еще встречались кое-где в лесах, но туда постоянно отправлялись миссионеры для их обращения.

Не менее усердно совершалась проповедническая деятель­ность и на Севере. Особенно большое значение для просвещения Севера имел Новгород. Форпостом миссионерской деятельности являлся Соловецкий монастырь с самого момента его основания свв. Германом, Савватием и Зосимой в 30-х годах XV века. На­чиная, с 1526 года, по сохранившимся сведениям, местные пле­мена по побережью Белого моря неоднократно сами обращались в Москву и Новгород с просьбой о крещении и создании храмов.

Выдающимся миссионером был св. Феодорит, именуемый прос­ветителем лопарей. Он родился в г. Ростове и в 14 лет принят постриг в Соловецком монастыре. После многих лет подвижни­чества он решил удалиться в пустыню и ушел за реку Колу в дремучие леса. Там он встретил другого искателя безмолвия пустынника Митрофана, с которым вместе прожил 12 лет. Около 1540 они пришли в Новгород. Феодорит был рукоположен в сан иеромонаха и стал духовником архиепископа Макария; когда же тот отъехал в Москву на митрополию, Феодорит вернулся на Ко­лу и создал там Троицкий монастырь. С этого времени местное население начало массами обращаться к православной вере. Был случай, когда в один день крестились около двух тысяч чело­век. Но иноки созданного им монастыря изгнали своего настоя­теля. Несколько позднее св. Феодорит был поставлен архиманд­ритом суздальского Евфимиева монастыря; затем был оклеветан и осужден вместе со старцем Артемием, но через два года ос­вобожден. Остаток жизни он провел в вологодском Прилуцком монастыре, откуда еще дважды посещал свою паству.

Другим замечательным подвижником на поприще миссионерс­кой деятельности был св. Трифон Печенгский. Он родился в 1495 году в новгородских пределах. В поисках уединения он удалил­ся на крайний север за реку Печенгу, где проповедывал мест­ным племенам с опасностью для жизни. Через несколько лет Трифон пришел в Новгород, где получил благословение архие­пископа Макария на построение храма, воздвигнутого им на Печенге в честь св. Троицы. Позднее он создал там монастырь. Ходил св. Трифон в Москву, и получил от царя богатые дары и грамоты для своей обители. Скончался он 88-летним старцем.

Из других миссионеров Севера известно имя иеромонаха Илии с двумя помощниками, посланного архиепископом Макарием около 1534 года в земли Вотской пятины для истребления идо­лопоклонства и укрепления христианской веры. Впоследствии преемник Макария на новгородской кафедре архиепископ Феодо­сии также посылал священника Никифора с такими же задачами.

На юге проповедь христианства была распространена до Каспийского моря вслед за покорением в 1554 году Астраханс­кого ханства. Вскоре туда был послан игумен Кирилл, который устроил в 1568 году монастырь во имя Пресвятой Троицы. Этот монастырь стал оплотом и центром проповеди, которая успешно распространялась. На протяжении 50-х годов XVI века к дружбе с русскими, к принятию православной веры стали склоняться северокавказские народности - черкесы и кабардинцы, к кото­рым русская Церковь также посылала своих служителей. Нес­колько позже, в 80-х годах, русские проникают в Сибирь, куда уже в 1582 году было послано десять священников с семейства­ми.


Наши рекомендации