Церковное искусство конца XV - начала XVI века
Столица мирового православного государства, занявшего место Византийской империи, должна была иметь символику, свидетельствующую о преемственности Москвы Константинополю. Вступив в брак с Софьей Палеолог, Иван III вводит заимствованный у Византии герб с изображением двуглавого орла, который символизирует равенство духовной и светской власти. Получает распространение образ Божией Матери Одигитрии, считавшийся покровителем Константинополя.
Государственная символика ярче всего проявляется в архитектуре. Обращает внимание, что именно в год бракосочетания московского великого князя с византийской царевной (1472) митрополит Филипп начинает строительство нового грандиозного Успенского собора в Кремле на месте старого, построенного еще в 1326 году и уже значительно обветшавшего. К тому же, прежний храм был невелик по площади. Очевидно, политические перспективы этого брака были одной из причин, вдохновивших митрополита на создание такого храма, который бы достойно свидетельствовал о Москве, как о подлинной столице всего православного мира. Постройка нового Успенского собора вызвала строительство или глубокую реконструкцию еще ряда кремлевских храмов (Благовещенского, Архангельского, Ризоположения) которые создали совершенно неповторимый и во всех отношениях уникальный ансамбль, навсегда оставшийся славой русского церковного зодчества. Разумеется, нельзя проводить прямолинейное сравнение московского Успенского собора с храмом Софии Константинопольской, строительство которого опиралось на всю экономическую мощь империи Юстиниана; но, тем не менее, в целом ансамбль кремлевских храмов и монастырей, действительно, оказался достойным церковно-архитектурным оформлением "Третьего Рима".
Успенский собор начали строить псковские мастера, но начатая постройка обрушилась. Тогда было решено, вероятно, не без содействия Софии, - обратиться к итальянским архитекторам. Посредницей между Востоком и Западом была Венеция, где была сильная греческая община, и существовали традиционные связи с православным миром. Русский посол в Венеции Семен Толбузин пригласил в Москву выдающегося архитектора и инженера Аристотеля Фиораванти, который прибыл в 1475 году. В качестве основного образца для строительства ему был указан Успенский собор во Владимире. Фиораванти посетил Владимир и, по некоторым сведениям, Север, вплоть до Соловецких островов.
Ко дню Успения 1479 года собор был выстроен. По словам летописца, "бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством, такова же прежде не бывала на Руси.
В дальнейшем Московский Успенский собор оказал огромное влияние на русскую церковную архитектуру.
С этого периода в Кремле осуществлялось длительное, почти непрерывное строительство. Сразу вслед за Успенским собором, в 1480-81 годах, рядом со двором митрополита был выстроен собор Богоявленского монастыря, разобранный в XVIII веке. Этот собор был выстроен, как предполагается, русскими мастерами. В 1482-89 годах псковские зодчие перестроили великокняжескую домовую церковь - Благовещенский собор. Одновременно, в 1484-85 годах была перестроена также и домовая церковь митрополита церковь Ризоположения. У неё лишь одна глава, что придает ей в целом более скромный вид, по сравнению с многоглавым великолепием великокняжеского храма. Несколько позднее, после строительства ряда светских зданий (Грановитая палата, дворец и др.) был перестроен Архангельский собор. Здесь работы вел итальянский архитектор Алевиоз Новый в 1505-1509 годах. Этот собор был великокняжеской усыпальницей, и тем более значительны его радостные, несколько пышные формы и декорировки. Архитектура этого храма особенно напоминает о вечной жизни, о воскресении и о радости, ожидающей верных. Одновременно с Архангельским собором, в 1505-1508 годах началась перестройка церкви св. Иоанна Лествичника с колокольней. Эта знаменитая колокольня, вернее, храм-башня "Иван Великий", который несколько раз надстраивался, вплоть до времени Бориса Годунова, закончившего строительство в 1600 году. В других городах и монастырях также воздвигались многочисленные храмы, в основном деревянные.
Одновременно с итальянцами в Кремле работали не только русские зодчие, но и иконописцы. Крупнейшим из них был Дионисий. В 1481 году он вместе с другими иконописцами написал Деисус в Успенский собор по заказу архиепископа Ростовского Вассиана Рыло, духовника великого князя. Этот Деисус не сохранился, но остались росписи Дионисия в Похвальском приделе Успенского собора. Из других работ Дионисия, который работал вместе с двумя сыновьями, Феодосией и Владимиром, наиболее известны росписи Ферапонтова монастыря (1500-1502) и иконы, написанные для Успенского собора: св. митрополита Петра с житием и св. митрополита Алексия с житием. Существует целый ряд других, написанных им икон.
Дионисий был последним из великих иконописцев средневековья. Его живопись необычайно прозрачна, образы как бы бестелесны. Они оставляют впечатление видения, это подлинно духовное искусство. Эпоха, когда творил Дионисий и современные ему иконописцы (II пол. XV нач. XVI в,) ознаменована в духовно-культурном отношении тремя, уже-известными нам факторами.
Первый из них сознание преемственности с Византийской империей, что налагало на Русь не только церковно-политическую, но и церковно-культурную ответственность. Как архитектор, так и живопись должны были быть достойными "Третьего Рима" и свидетельствовать миру истину и величие Православия. Таким образом, Дионисия позволительно назвать "иконописцем Третьего Рима".
Второй фактор пребывание в Москве итальянских мастеров, которые, как это обычно было в эпоху Ренессанса, могли быть сразу зодчими и живописцами. Есть сведения, что первоначальная роспись паперти Благовещенского собора была выполнена западными художниками в стиле Ренессанса. Это была первая крупная встреча русских с западной культурой. Полемика, которую митрополит Филипп начал с кардиналом Антонием, сопровождавшем Софью, продолжалась на стенах сооружаемых в Кремле соборов. Западные художники показывали и предлагали свое мастерство, свою духовность. Нужно было воздержаться от соблазна новизны, содержащегося в их работах, и всегда очень сильного. Более того, нужно было показать великое преимущество православного, подлинно духовного, канонического образа над приниженным, поплотневшим, страстным западным искусством. Это было серьезное испытание, из которого на этот раз русские иконописцы вышли, несомненно, с честью.
Наконец, третий фактор, влиявший на церковное творчество этого времени - движение иудействующих. Их отрицанию всей православной духовности, их неверию Церковь противопоставляла не только свое учение, но и свидетельство образа, через духовную красоту иконы она возводила верующий ум к первообразу. Резко враждебная критика иудействующих требовала от Церкви и, в частности, от иконописцев творческого ответа. Известные нам вожди иудействующих Алексей и Дионисий "священствовали" в Успенском и Архангельском соборах как раз в то время, когда в Кремле работали западные зодчие, и трудился иконописец Дионисий с другими мастерами. О иконописце Дионисии известно, что он был близок и с преп. Иосифом Волоцким, и с "заволжскими старцами". Известно "Послание иконописцу", написанное Дионисию св. Иосифом. Своей палитрой он служил защите православия против его врагов с глубоким сознанием духовной ответственности иконописца. По некоторым данным, Дионисий закончил свой жизненный путь игуменом Саввино-Строжевского монастыря.
Середина XVI века также знает много выдающихся произведений церковного искусства. Таков собор Василия Блаженного в Москве, церковь Св. Духа в Троице-Сергиевом монастыре. Царские иконописцы создавали многочисленные иконы. Для грандиозного летописного свода было создано 16 тыс. миниатюр.
Замечательна была церковно-певческая культура этого времени. Возникает много новых распевов. Так, знаменитый распевщик Федор Крестьянин, живший в Александровской слободе, усовершенствовал знаменный распев. Новгородец Иван Шайдура создал систему помет, облегчив нотную запись.