Очистим добродетель от примесей

- Геронда Вы иногда говорите "токсичная доброде­тель". Когда добродетель бывает "токсичной"?

- "Токсичная" добродетель - это, например, добро­та когда в ней присутствует человекоутодие, или лю­бовь, когда в ней есть корысть. Когда в наших действиях нет бескорыстия и простоты, а с добродетелью смешан эгоизм, тогда это извращённая добродетель. Тогда она как неспелый плод, в котором, конечно, тоже есть какие-то витамины, но когда его откусываешь, во рту ощущает­ся горечь.

- Может быть так, что во мне нет добродетели, а кто-то считает меня благочестивой?

- Плохо, если ты сама себя считаешь благочестивой.

- Могу я не видеть своего действительного духовного состояния и думать, что имею добродетель?

- Можешь, но если присмотришься, то почувствуешь, что внутри нет сладости, и из этого поймёшь, каково твоё действительное духовное состояние. Иногда чело­век может думать, что стяжал добродетель, только по­тому, что он усвоил некоторые внешние признаки этой добродетели и им следует с тем, чтобы другим казаться благочестивым. Но на самом деле это не добродетель, не настоящая добродетель. Так он долго не продержит­ся. Настанет испытание, и истина откроется. Одно дело если, скажем, человек подвизается в молчании для того, чтобы словами не оскорблять других, и так постепенно приобретает добродетель молчания. И другое, если он не разговаривает, чтобы другие его считали молчальником. Он может молчать языком, но при этом непрестанно бе­седовать с помыслами, и страсти могут обладать этим че­ловеком Внешне он может казаться настоящим святым, но когда откроется его внутренний человек, то окажется, что это...

- Геронда, я прихожу в отчаяние от своего состоя­ния. То хорошее, что я видела в себе, на деле оказалось никчёмным.

- Что именно?

- То, что я считала рвением, на деле в конечном итоге оказалось эгоизмом

- Нет, дорогая, это не так! В руде есть много разных металлов. Может быть много песка, но есть и медь, и же­лезо, и немного золота.. Если руда попадёт в горнило, вот тогда золото выплавится. Разве не говорится: "Яко злато в горниле" (Прем.3,6) ?

Гордость — похититель добродетелей

- Геронда, я в плену страстей. Иногда меня обворовы­вает себялюбие, иногда стремление к внешнему.

- Если человек допускает, чтобы воры расхищали его имущество, разве он может обогатиться? И ты, если бу­дешь допускать, чтобы тебя окрадывали страсти, разве можешь преуспеть? Так и останешься навсегда в беднос­ти, потому что, что бы ни накапливала, будешь терять. Недоумеваю, как это тангалашка может тебя обворовы­вать, ты же сама можешь исхитить рай!

- Я бы очень хотела поработать над стяжанием добро­детели, а топчусь на месте? Из-за чего?

- Может быть и так, что человек ещё не созрел для добродетели. А ты, я вижу, начинаешь приближаться к духовной зрелости. Так что смотри, теперь, когда наста­нет лето и виноград начинает потихоньку наливаться сладостью, как следует береги его от ворон - тангалашек, - живи смиренно и незаметно.

- Но всё, что я делаю хорошего, теряю, потому что мгновенно впадаю в гордость.

- Знаешь, что ты делаешь? Производишь мёд, а потом его бросаешь, и злой тангалашка у тебя его похищает, а ты остаёшься с носом. Как пасечник дымом затумани­вает пчёл, а потом забирает у них мёд, так и у тебя танга­лашка дымом гордости затуманивает голову, крадёт весь твой духовный мёд, а потом с радостью потирает руки. Крадёт у тебя многоценные дары Божий, а сам радуется. Ты же умная, неужели не понимаешь этого? Почему не хватаешь за руку вора, лукавого, который тебя грабит?

- Но если человек чувствует, что дар, которым он обладает, от Бога, то как искушение может этот дар похитить?

- Через невнимание. Бог наделяет каждого человека многими дарованиями, а человек, хотя должен за них благодарить Бога, часто не имеет внимания, присваи­вает дары, данные ему Богом, и в душе возносится. Тогда лукавый диавол идёт и крадёт у человека эти дарования, потому что он вор, отравляет их своим ядом и приводит в негодность.

Духовная красота

- Геронда, как мне стяжать духовную красоту?

- Если будешь подвизаться с божественным рвением в стяжании добродетелей, приобретёшь и духовную кра­соту. Богородица обладала и внешней и внутренней кра­сотой. Кто её видел, становился другим человеком Ду­ховная мягкость, которую Она источала, исцеляла души.

Своей внутренней красотой и силой благодати Она со­вершила миссионерский подвиг! И любой человек, если будет духовно трудиться, оттачивать свой характер, ста­нет благословенным, красивым душой.

- Человек, имеющий Божественную Благодать, сам это чувствует?

- Чувствует некоторые действия благодати.

- А другой человек, глядя на него, может распознать в нём благодать?

- Да, может, потому что благодать его выдаёт. Знаешь ли, добродетель нельзя скрыть, как бы человек ни пытал­ся. Солнце не спрячешь за решетом потому что лучи его всё равно пройдут через дырки.

Тот, в ком есть духовная красота, рождаемая добро­детелью, светится благодатью. Потому что, приобретая добродетели, человек приобретает обожение, а значит, источает из себя свет, и Божественная Благодать его вы­даёт. Так, сам того не желая и не ведая, человек обнару­живает себя перед другими, и прославляется Бог.

Освобождение от страстей и очищение души сказы­ваются и на плоти, которая тоже очищается, ведь очи­щение начинается с сердца Сердце через кровь передаёт свою духовность телу, и так освящается весь человек.

Наши рекомендации