Славословие Бога - противоядие уныния

- Геронда, я огорчаюсь, когда вижу в себе остатки ка­кой-нибудь страсти.

- Говори: "Слава Богу, что основное ушло"! Будь я на твоём месте, то, глядя на великие Божий дарования, "от стражи утренний до нощи" (Пс.129,5) повторял бы: "Слава Тебе, Боже". Если хочешь уже здесь начать жить райской жиз­нью, смотри на милости и богатые дарования, которые Бог тебе даёт, и славословь: "Слава Тебе, Боже". Прослав­ляйте Бога за то, что Он помог вам преуспеть, пусть не­много, благодаря ли собственному труду или помощи других. Когда человек говорит: "Слава Тебе, Боже", то Бог помогает, потому что благодарность в сочетании со сми­ренным расположением усердием и рвением в подвиге привлекает неисчислимые небесные силы и Божествен­ные дары.

- Геронда а если я знаю, что снова упаду?

- Не знаешь. А думаешь так от страха. Не нужно бояться, что допустишь прежнюю ошибку, потому что так колеблется ваша вера в Бога Тут особая дотошность ни к чему. Если помысел говорит вам, что вы не исправи­тесь, и впадаете в уныние, то нужно самим себя утешить и подбодрить. "Слава Богу, - нужно сказать, - сегодня я стал лучше, чем был вчера. Тысячу раз слава Богу..." Хотя это воодушевление и кажется ненастоящим, но заключает в себе великую силу - надежду на Бога. Надежда на Бога - рычаг, который опрокидывает отчаяние, ос­вобождает душу от уныния и страха, и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нём святой оптимизм.

- Геронда, я переживаю из-за проблем со здоровьем

- Принимай всё как великий дар Божий. Бог нико­го не обижает. На Небе тебе будет чем утешиться. По­лучишь большую пенсию, если сама её не уменьшишь своим ропотом

- Но как, геронда, ведь сейчас я не чувствую в себе Неба?

- Не чувствуешь Неба, потому что не прославляешь Бога. Когда человек живёт славословием, он радуется все­му. Есть люди в миру, которые будут судить нас, монахов. Посмотрите на бедуинов, какая у них тяжёлая жизнь, а они благодарят Бога и всегда веселы7. Они пшеницу не очищают от камней, а перемалывают как есть, поэто­му хлеб у них - сплошные камни! В пище, которую они едят, похоже, нет необходимых микроэлементов, каль­ция и т. д, поэтому у них совершенно разрушенные зубы. Смотришь, бедуин с одним единственным зубом, а ра­дуется, словно этот зуб у него перламутровый. Другому человеку одного только зуба и не хватает, а он из-за этого чувствует себя ущербным Всё это значит, что нужно не­престанно славословить, прославлять Бога день и ночь за Его к нам благодеяния.

Один епископ мне рассказывал, что в храме, когда диакон читал Евангелие об исцелении гергесинских бес­новатых, один простой прихожанин, который стоял позади епископского места, всё время повторял "Слава Тебе, Боже". Диакон начинает: "Во время оно пришедшу Иисусу в страну Гергесинскую". "Слава Тебе, Боже", - го­ворит прихожанин. "Сретоста его два бесна" - "Слава Тебе, Боже". "Люта зело" - "Слава Тебе, Боже". "И се устремися стадо все... в море" - "Слава Тебе, Боже . "Я понял, - сказал мне потом епископ, - что этот простой человек был прав, что постоянно говорил; «Слава Тебе, Боже», потому что «слава Тебе, Боже» ввергает бесов в море". И вы постоянно повторяйте: "Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже", пока стадо не бросится в море...

Славословие освящает всё вокруг. Славословя, человек забывает себя в благодарности, теряет рассудок в хоро­шем смысле, радуется всему. А когда человек благодарит Бога даже за малое, то потом на него приходит так щед­ро благословение Божие, что не может его понести. Тут диавол уже не может больше устоять и уходит.

Раздел 2. Добродетели

«В коем есть духовная красота, рождаемая добродетелью, тот светится Божественной Благодатью. Так как, приобретая добродетели, человек приобретает обожение, а потому излучает свет, Божественная Благодать его выдает»

Взвращивание добродетелей

- Геронда, когда человек достигает обожения?

- Когда в него входит Божественная Благодать.

- Тогда в нём живёт радость?

- В нём живёт не только радость, но и большая любовь, смирение, утешение, уверенность. В нём есть те качества, которые есть у Бога, поэтому в него входит Бла­годать Божия.

- А что значит "Бог богов" (Пс.49,1)?

- Разве Давид не говорит "Бози есте, и сынове вышняго вси" (Пс.81,6)? Человек сотворен "по образу" Божию, следо­вательно, Бог есть Бог богов, то есть людей. Человек дол­жен достичь обожения. По образу Божию сотворены все люди, но кто из нас стоит на пути к "по подобию"? Чем дальше мы удаляемся от Бога, тем меньше делаемся по­добны Ему, то есть тем дальше удаляемся от сущности "по подобию".

Чтобы человек сделался подобным Богу, он должен жить в согласии с заповедями Божиими и работать над собой. Таким образом он очищается от страстей и при­обретает добродетели, и тогда он уже не просто человек, сотворенный "по образу" Божию, но переходит в состоя­ние "по подобию", так как в нём действует Божествен­ная Благодать.

"Делание добродетели есть хранение заповедей Господних" (Исаак Сирин)

- Геронда, я бы очень хотела увидеть своего святого.

- А я бы хотел, чтобы ты постаралась стать другом Божиим

- Как мне этого достичь?

- "В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда со­храните словеса Твоя" (Пс.118,9). Если будешь жить в согласии с заповедями Божиими, станешь другом Божиим

Если мы дети Божий, то должны соблюдать Его запо­веди. Когда иудеи сказали: "У нас отец Авраам", Христос им ответил: "Ваш отец не Авраам, а сатана, потому что если бы вы были детьми Авраама, то творили бы и дела Авраама" (Ср. Ин. 8, 39; Ин. 8,44)

- Геронда, что имеет в виду авва Исаак, когда говорит, что Христос требует не исполнения заповедей, но ис­правления души (Исаак Сирин, слова подвижнические)?

- Для чего Бог дал заповеди? Разве не для нашего ис­правления? Соблюдая заповеди Божий, мы возделываем добродетель и приобретаем здравие души. "Делание доб­родетели, - говорит авва Исаак, - есть хранение запове­дей Господних".

- Геронда, авва Исайя говорит: "Человеку потребно сердце мужественное и великое, чтобы пещись о хране­нии заповедей Божиих"8.

- Это так. Чтобы в точности исполнять заповеди Бо­жий, необходимы мужество, храбрость и трезвение. По­этому ищи, чего тебе не хватает и что Бог от тебя требует: подумай, что ты сделала и что должна была сделать, но не сделала. Говори себе: "Да, мне нравится то, чем я занима­юсь, а угодно ли это Господу?" - и старайся исполнять волю Божию. "За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки"9, - говорится в Священном Писании.

Ценность имеет та добродетель, которая приоб­ретается свободно, без принуждения со стороны. Че­ловек должен почувствовать добродетель как свою по­требность и потом потрудиться, чтобы её стяжать. Не Богу нужно, чтобы мы исполняли Его волю, - это нужно нам. Нам нужно исполнять волю Божию, чтобы освобо­диться от своего ветхого человека. Все силы верующего человека должны быть направлены на то, чтобы точно соблюдать заповеди Божий. Когда человек стремится к исполнению воли Божией, тогда он приближается к Богу и, даже если не просит, всё равно получает Божест­венную Благодать. Иными словами, черпает воду непо­средственно из источника.

Наши рекомендации