Если мы снисходительно относимся к ошибкам других, то Бог проявит снисхождение и к нашим ошибкам

- Геронда, сегодня во время сбора маслин я осудила некоторых сестёр, потому что они относились к делу невнимательно.

- Знаешь, оставь суд и осуждение, а иначе Бог тебя тоже осудит. Разве ты никогда не кладёшь чуть порче­ную маслину вместе с хорошими?

- Нет, стараюсь не класть.

- Если Христос будет нас так же внимательно сортиро­вать на Страшном Суде, мы пропали! Но если мы будем снисходительно относиться к ошибкам других людей и не будем их осуждать, то потом сможем сказать Христу: "Боже, помести и меня в рай, в какой-нибудь уголок!" Помнишь, что написано в Отечнике о нерадивом мона­хе, который спасся, потому что не осуждал. Когда ему пришло время умирать, он был весел и спокоен. Тогда старец ради духовной пользы отцов, собравшихся из других келий, спросил его: "Брат, почему ты не боишься смерти, ведь ты же жил нерадиво?" Брат ему ответил: "Это правда, что я жил нерадиво, но с того времени, как я стал монахом, я старался никого не осуждать, поэтому теперь я скажу Христу: «Христе, я несчастный человек, но, по крайней мере, Твою заповедь "Не судите, да не судими будете" (Мф.7,1) я соблюл»". "Блажен ты, брат, - сказал ему старец, - потому что получил спасение без труда" .

- Геронда, некоторые верующие люди, когда видят че­ловека, живущего во грехе, говорят: "Он прямой дорогой идёт в ад!"

- Да, если мирские люди пойдут в ад из-за распутства, то духовные из-за осуждения... Ни о ком нельзя сказать, что он пойдёт в ад. Мы не знаем, как действует Бог. Суды Божий - бездна Никого не надо осуждать, потому что так мы восхищаем суд из рук Божиих, сами делаем себя богами. Если Христос спросит нас в день Суда, вот тогда и скажем своё мнение...

Глава 2. Борьба с осуждением

Если мы будем заниматься собой, то осуждать не будем

- Геронда, когда я вижу непорядок на послушании, то в мыслях осуждаю.

- Ты у себя следи за порядком, а не смотри на чужой беспорядок. Будь строгой к себе, а не к другим. Сегодня ты что делала?

- Пыль вытирала

- С других пыль вытирала или с себя?

- К сожалению, с других.

- Смотри, ты начнёшь работать над собой, когда пре­кратишь интересоваться тем, что делают другие. Если будешь заниматься собой и прекратишь смотреть на других, будешь видеть только свои собственные недо­статки, а в других не будешь их замечать. Тогда ты от­чаешься в себе, в хорошем смысле, и будешь осуждать только себя. Будешь чувствовать свою греховность и стараться избавиться от своих слабостей. Потом, когда станешь видеть в других какую-нибудь слабость, будешь говорить себе: "Неужели я преодолела свои слабости? Так как я могу предъявлять к другим такие претензии?" Поэтому постоянно занимайся и следи за собой, что­ бы избежать скрытой гордости, и имей самоукорение с рассуждением, чтобы избежать внутреннего осужде­ния. Так исправишься.

- Геронда, авва Исаак пишет "Если любишь чистоту... вошедши в виноградник сердца твоего, делай в нём ис­требляй в душе своей страсти, старайся не знать зла чело­веческого"1. Что он имеет в виду?

- Имеет в виду обратиться к себе и работать над со­бой. Как святые стяжали святость? Обратились к себе и видели только свои собственные страсти. Благодаря са­моосуждению и самоукорению, у них с душевных очей спала завеса, и они стали видеть чисто и глубоко. Они ви­дели себя ниже всех людей и считали всех лучшими себя. Они видели собственные недостатки большими, а недо­статки других маленькими, потому что смотрели очами души, а не земными глазами. Поэтому они и говорили о себе: "Я хуже всех людей". Их душевные очи очистились и приобрели зоркость, поэтому они видели собственные недостатки - сучки - как брёвна. Мы, хотя наши недо­статки как брёвна, видим их как сучки (Ср.Мф.7,3) или вовсе не ви­дим. Разглядываем других в микроскоп. Нам чужие гре­хи кажутся большими, а свои собственные мы не видим, потому что у нас не очистились очи души.

Главное, чтобы очистились душевные очи. Когда Хрис­тос спросил слепого: "Как ты теперь видишь людей?" - тот ему ответил: "Как деревья" (Мк.8,24), потому что зрение его восстановилось не полностью. Когда вернулось всё зре­ние, он стал видеть ясно. Достигнув хорошего духовного состояния, человек всё видит чисто, оправдывает все не­достатки других, в хорошем смысле, потому что видит их духовным зрением, а не человеческим.

Наши рекомендации