Урок 6.3. Островок старообрядчества. Ржева Владимирова
(Приложение № 17)
Ржев уютно расположился на юго-восточном склоне Валдайской возвышенности, на окраине дремучего Оковского леса. По официальным данным город основан в XIII веке, но впервые, он упоминается в Новгородской уставной грамоте в 1019 г. В летописях город называется Ржева Владимирова, Ржевка, Ржов.
Процветание Ржева обусловлено удобным географическим положением. Волга, через многочисленные волока, связала город с озером Селигер и Великим Новгородом, с Западной Двиной и Балтийским морем, через р. Вазузу открыла выход в Днепр - в Черное и Средиземное моря.
В древние времена на Ржевских землях поселилось многолюдное и сильное славянское племя кривичей. С этим периодом истории связаны многие поэтические легенды и сказания. На правом берегу Волги, возле деревень Тухачево и Девичье, имеется около десятка древних славянских курганов - могильников. По преданию, в двух самых крупных из них, спят богатыри Тухач и Девич. Они защищали рубежи Ржевского княжества и после ратных трудов спят беспробудным сном в богатырских курганах. Имена их увековечены в названиях ближайших деревень.
Многое повидал и пережил древний Ржев. За владение городом вели борьбу Тверское и Московское княжества, претендовала на владение Ржевом Литва 1. В середине XIII века город находился во владении Александра Невского. При сыне Александра Невского - Данииле - Ржев управлялся московскими князьями. В 1356 г., Ржев захватил Андрей, сын Литовского князя Ольгерда. После Куликовской битвы Дмитрий Донской вернул Ржев в число московских владений. В конце XIV века Ржев, на короткое время, находился во владение Твери.
В 1613 г., во время польско-литовской интервенции, крупный конный отряд поляков учинил в городе страшное побоище. На месте гибели наших далеких предков возвели Спасо - Преображенский собор, который в народе называли Спас - на - Крови. В 1755 г. построили грандиозный каменный Спасо – Преображенский собор. Храм не сохранился, он был уничтожен в советское лихолетье.
В 1216 г. Ржев стал центром удельного княжества. На высоком берегу Волги, на Соборной горе, стоял деревянный Ржевский кремль. Первым удельным Ржевским князем был Владимир Мстиславич Псковский. По имени своего первого князя город получил название Ржева Владимирова. Жители города долгие века сохраняли благодарную память о своем первом князе и его супруге княгине Агриппине. Их мощи почивали в Успенском соборе на Соборной горе. По преданию, в трудные времена князь Владимир на белом коне объезжал город дозором и враги в страхе бежали от него.
За неимением достоверных исторических данных о Владимире и Агриппине Ржевских и «в связи с розыском о церковных настроениях» (борьбой с раскольниками), по указу императрицы Анны Иоанновны, в 1745 г. почитание князей Владимира и Агриппины Ржевских запретили. Однако почитание ржевских князей сохранялось у старообрядцев 2. Церковное празднование православной синодальной Церковью Владимира и Агриппины было возобновлено в 1979 г., после включения их имен в Собор Тверских святых 3. Днем памяти первых ржевских князей принято считать 28 июля.
В 1764 г. в кремле, на месте сгоревшего княжеского дворца, вместо деревянной Успенской церкви возвели каменный Успенский собор. В XVII веке, Ржевский Кремль утратил свое стратегическое значение и был уничтожен, временем и людьми.
В 1954 г. главный храм Ржева, Успенский собор на Соборной горе, где почивали мощи Владимира и Агриппины Ржевских, большевики взорвали.
Реформы патриарха Никона во второй половине XVII века, приведшие к расколу в Русской Православной Церкви, положили начало истории ржевского старообрядчества, которая продолжается и в наши дни. Старообрядческая община Ржева разрослась и усилилась в петровские времена, когда сюда, во множестве, высылали раскольников. Правая сторона города Князь-Дмитриевская была почти сплошь старообрядческой, а левая Князь-Федоровская – никонианской. По свидетельству современников, число старообрядцев в Ржеве, в те времена, составляло от половины до двух третей населения.
По официальным данным, в 1910 г. в городе, население которого составляло около 22 000 человек, существовало 20 православных и единоверческих церквей и 6 старообрядческих молелен.
В Тверском патерике упоминается еще одна местночтимая святая Ржевской земли - Параскева, игуменья Ржевская. Преподобная Параскева была игуменьей Ржевского Рождественского монастыря. Ее изображение есть на иконе «Собор Тверских святых». В XVI веке в Москве, согласно Тверскому патерику, существовала церковь Параскевы Ржевской с приделом Параскевы Пятницы 4.
Одной из самых старых каменных церквей Ржева был величественный Никольский храм (1692). В 1927 г. был принят план перестройки Ржева. Согласно этому плану Никольский собор снесли, на освободившемся участке возвели памятник Ленину. Помимо соборного Успенского храма и Никольской церкви в городе, за годы советской власти, уничтожены: Спасо - Преображенская церковь (1755), Покровская церковь (1785), церковь Рождества Христова (1847), Благовещенская церковь (1824), церковь Рождества Богородицы (1854). Одни руины остались от каменной Смоленской кладбищенской церкви (1861). Голый остов стоит на месте Благовещенской единоверческой церкви (1837). Полуразрушенная колокольня осталась от Троицкой единоверческой церкви (1906). Руины стоят на месте Варваринской кладбищенской церкви (1875). В 2004 г в Ржеве построили новую Варваринскую церковь.
С 1943 г. на протяжении почти сорока лет, в городе действовал только единоверческий Покровский храм, который посещали все жители города и православные, и старообрядцы 5.
Героические и печальные страницы в историю Ржева вписали события Великой Отечественной войны. Фашисты ворвались в Ржев 14 октября 1941 г. Оккупация города продолжалась долгих 17 месяцев. На подступах к городу и в самом городе, развернулось одно из самых кровопролитных сражений в истории человечества. В Ржеве и его окрестностях, навсегда остались лежать около миллиона советских солдат. В 1943 г., отступая, немцы согнали оставшихся в живых, жителей города в Покровскую церковь, намереваясь взорвать храм. Подоспевшие вовремя бойцы Красной Армии успели освободить людей.
Возрождение общин Русской Православной Церкви началось в Ржеве после 1985 г. В настоящее время в Ржеве существует 5 действующих церквей: 1 – старообрядческая церковь и 4- православные.
До 2011 г. Ржев входил в состав Тверской и Кашинской епархии. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 174) из состава Тверской митрополии выделена Ржевская и Торопецкая епархия. Соборным храмом Ржевской и Торопецкой епархии является церковь иконы Оковецкой Божией Матери города Ржева. Возглавляет Ржевскую и Торопецкую епархию епископ Ржевский и Торопецкий Адриан (А. М. Ульянов).
Церковь Оковецкой Божией Матери построена в 1821г. В советские годы церковь была закрыта. В 1993 г ее возвратили верующим. Удивительно, но за долгие месяцы боев Великой Отечественной войны, в Оковецкий храм, расположенный на возвышенном месте, не попал, ни один снаряд, ни одна бомба не разорвался рядом с храмом.
1Годовицын В.В. О тверской истории. Тверь 2005.С 152
2 Вишняков И.М. Ржев. Ржев. Московский рабочий 1969 г. С 4-11
3Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых
Казань. Центральная типография 1907 г. С 33,34
4Там же. С 32
5 Вишняков И.М. Ржев. Ржев. Московский рабочий 1969 г. С 4-21