Урок 5.1 Древние тверские монастыри.

(Приложение №11)

На протяжении всей истории Твери, город неоднократно подвергался разгрому и опустошению. Сожжена и разграблена была Тверь в 1238 г., во времена нашествия Батыя; в 1327 г. по Твери опустошающим вихрем пронеслась Федорчукова рать; в 1569 г. Тверь жгли и грабили опричники Ивана Грозного; в Смутное время грабили и разоряли польско-литовские захватчики. В мирные 30- е годы XX столетия без боев было уничтожено 18 тверских храмов. В Великую Отечественную войну Тверь подверглась бомбардировкам и обстрелам.

Бурные события прошлых лет сказались на состоянии тверского церковного зодчества. От многих древних храмов и обителей время не оставило материальных следов на местности и только летописи, писцовые книги и старинные статистические сборники сохранили память о древних святынях.

Много тверских храмов и обителей было утеряно после Смутного времени: Марфин монастырь, монастырь «Святых Отец иже в Никеи», монастырь Григория Богослова, Никитский и другие. Древние деревянные обители часто становились жертвами пожаров. Большая часть малонаселенных и безвотчинных обителей была закрыта в 1764 г. во время секуляризационной реформы Екатерины II.

Одним из наиболее древних тверских монастырей был Троицкий монастырь, предположительно женский. Находился он в кремле, недалеко от Спасо - Преображенского собора, ближе к Волге. Его упростили еще в 1626 г., оставшаяся Троицкая церковь была приписана к архиерейскому двору 1.

На восток от Спасо - Преображенского собора (на месте современного здания Тверского Краеведческого музея) располагался Афанасьевский «у Спаса за олтарем» мужской монастырь, построенный князем Ярославом Ярославичем, в честь своего небесного покровителя Афанасия Александрийского 2.

Одним из наиболее известных древних тверских монастырей был Федоровский училищный монастырь. Он располагался на островке Памяти, при слиянии рек Тверцы и Волги. В этом монастыре, по предположению ученых, началось тверское летописание. В 1446 г. князь Борис Александрович на месте Федоровского монастыря "поставил город" Люблин, крепостное сооружение, прикрывшее подступы к мосту в устье реки Тьмаки. В Смутное время остатки Федоровского монастыря были разрушены, монастырскую церковь Федора Тирона в 1680 г., приписали к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, и в ней организовали школу для детей священников. С 1739 по 1775 гг., на базе этой школы была основана Тверская Духовная Семинария 3.

На месте современного обелиска Победы, стояло множество церквей, в XV веке здесь существовал Марфин девичий монастырь. О нем известно только то, что обитель была разрушена в Смутное время и более не возобновлялась 4.

На пересечении современных улиц: Советской, Новоторжской и улицы Володарского располагался Михайловский монастырь, упрощенный до Екатерининской реформы 1764 г.

В конце XIII века, дочерью первого тверского князя Ярослава Ярославича и старшей сестрой святого благоверного князя Михаила Тверского, Софьей Ярославной на берегу Тьмаки был построен Афанасьевский Софийский девичиймонастырь. Софья Ярославна 12 лет управляла обителью. С течением времени имя первой игуменьи забылось, и Софийский девичий монастырь стал известен как Афанасьевский «на песках» монастырь. В 1723 г. обитель была за малочисленностью закрыта, монахини, и все имущество обители переведены в Рождественский монастырь. Располагался Афанасьевский Софийский девичий монастырь в районе современного Центрального рынка, на месте нынешнего Покровского храма 5.

Рядом с Афанасьевским «на песках» монастырем, выше по течению Тьмаки, стоял монастырь Григория Богослова 6.О нем известно, что при закрытии Федоровского монастыря, в обитель Григория Богослова перевели архимандрию и иноков. После Смутного времени, на месте Григорьевской обители, еще долго возвышался полуразрушенный храм Григория Богослова.

Писцовые книги в 1626 г. упоминают, что на берегу Тьмаки, недалеко от Рождественского девичьего монастыря, стоял Никитский мужскоймонастырь. Обитель была выжжена в 1609 г и более не восстанавливалась7.

До литовского разорения, на месте современной улицы Проезд Дарвина стоял мужской монастырь «Святых Отец иже в Никеи». Он пострадал в Смутное время и более не возобновлялся 8.

В писцовых книгах с 1361 г. упоминается Спас Высокий мужской монастырь. Он располагался на месте современного Дворца детей и молодежи. Позже эта обитель упоминается в летописях как Трехсвятский или Троицкий монастырь. Двойное наименование обусловлено существованием в обители Троицкого храма с приделом во имя «Трёх Святителей»: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В 1637 г., на деньги, пожертвованные Екатериной II, на монастырской территории была выстроена архиерейская усадьба. Из Путевого дворца сюда переехал двор архиепископа. В советское время на территории архиерейской усадьбы размещался сельскохозяйственный техникум. В 1930-е годы бывший архиерейский дом приспособили под жильё, а архиерейский сад был превращен в детский парк и в нем построили Станцию юных натуралистов. В 1979 г. на месте архиерейской резиденции возвели Дворец пионеров, сейчас этоДворец детей и молодежи 9.

На берегу Волги в Ямской слободе стоял древний Михайловский на Всполье монастырь. Летописи упоминают о нем еще в XIII веке. Монастырь стоял на Московской дороге и именно ему, выпала горькая участь первым встречать казненных в Орде тверских князей. В 1319 г. горожане прощались в стенах Михайловского монастыря с телом святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского при перевозке его из Москвы. Здесь же встречали мощи князя Александра Михайловича и его сына Федора. Михайло-Архангельский монастырь упразднен до реформы 1764 г. В наши дни на месте Михайловского монастыря стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы.

На всполье у Московской дороги в древности стоял Благовещенский Большой Перемеры монастырь. Место это было издревле церковное. Уже в середине XVII века монастырь был упразднен и на его месте стоял деревянный храм Николая Чудотворца, позже была построена деревянная Казанская церковь. В 1779 г. помещица Н.Г. Псищева на свои средства выстроила каменный Казанский храм с приделом Николая Чудотворца.

В Заволжском посаде находился очень древний «Николаевский на мытище» или на ручье за Волгою, мужскоймонастырь. Необычное название обитель получила из-за своего местонахождения. Монастырь стоял при впадении строптивого и непредсказуемого Гостина ручья в Волгу. За свой «крутой нрав» Гостин ручей поплатился свободой. Сейчас он течет к Волге внутри металлической трубы. В устье Гостина ручья в древности брали «мыт», плату за перевоз через Волгу и здесь же возникли первые постройки зарождающегося Заволжского посада. В бумагах за 1689 г. место нахождения этой обители отмечено как пустующее. Находился монастырь примерно в районе расположения современного храма Серафима Саровского.

В окрестностях Тверского железнодорожного вокзала в XVI веке существовал Ивановский (или Иоанно - Богословский) мужской монастырь. В писцовой книге 1549-1552 гг. отмечена церковь Иоанна Богослова, находившаяся в этой обители. По описи 1626 г. церковь Иоанна Богослова была уже в запустении. Монастырь упразднен до реформы 1764 г.

1Виноградова, Е.А., Виноградов, А.Д. Тверь XVI – XVIII вв.: очерки истории и экономики. Тверь: 2002. С 40-42

2 Виноградова, Е.А., Виноградов, А.Д. Тверь XVI – XVIII вв.: очерки истории и экономики. Тверь: 2002. С43, 44.

3 Колоссов В.И. Прошлое и настоящее Твери. Тверь ЛЭАН 1994 С40.

4 Виноградова, Е.А., Виноградов, А.Д. Тверь XVI – XVIII вв.: очерки истории и экономики. Тверь: 2002. С 49.

5 Там же С 50

6 Там же С 50

7 Там же С 50.

8 Там же С 47.

9 Там же С 54

Наши рекомендации