Урок 1. Роль Православной Церкви в жизни русского народа.
(Приложение №1, №2)
Крещение явилось переломным моментом в жизни Киевской Руси. Принятие христианства позволило объединить разрозненные племена в единый народ; создало духовно-нравственный фундамент для формирования нового мировоззрения, основу которого составляют принципы любви, добрососедства, взаимовыручки. С принятием новой веры ушли в прошлое человеческие, и в том числе детские, жертвоприношения; дикие тризны, когда вместе с главой рода, уходили из жизни рабы и слуги. Стала изживаться полигамия, возросла роль женщины – матери, подруги, советчика и надежной опоры супруга; укреплялась семья.
Христианская вера способствовала широкому распространению на Руси грамотности, насаждению просвещения, появлению большого числа переводной с греческого языка литературы, созданию собственных литературных произведений, развитию зодчества и иконописи.
В XIII веке Церковь уже играла важную роль и в политической жизни Руси. Высшие церковные иерархи, силой власти, данной им Церковью, имели возможность прекращать княжеские междоусобицы; примирять враждующих князей, восстанавливать мир на русской земле. Так в 1294 г. по просьбе князя Михаила Ярославича тверской епископ Андрей примирил изгнанного с Владимирского престола князя Дмитрия Александровича с новым великим князем и предотвратил очередную междоусобицу 1.
В 1311 г., когда Михаил Ярославич Тверской задумал предпринять поход против Нижнего Новгорода, митрополит Петр этот поход запретил 2. После смерти Михаила Ярославича Тверского Юрий Московский пытался завладеть Кашиным, братья Михайловичи объединились для оказания отпора Москве, но битва не состоялась. При посредничестве епископа Андрея удалось заключить мир.
Основными распространителями идей православия на Руси были монастыри. В XI веке в русских землях их было уже семнадцать 3. Колыбелью русского монашества являлся Киево-Печерский монастырь, основанный в 1051 г., при Ярославе Мудром. Иноки этой обители разошлись по всем уголкам русской земли и дали начало новым монастырям. Ими были основаны: Николаевский Малицкий и Отроч монастыри под Тверью, Старицкий Успенский монастырь. Пострижеником Киево-Печерской обители был и Арсений Тверской, основатель Желтикова Успенского монастыря. Монастыри подавали населению пример истинно христианской жизни: способствовали формированию бытового поведения, подчиненного принципам христианской морали; были законодателями в вопросах воспитания детей и молодежи; являлись источниками распространения грамотности.
В Тверском краю монастыри возникли очень рано, в 1038 г. на реке Тверце Ефрем Новоторжский, слуга и сподвижник святых князей Бориса и Глеба, основал Борисоглебский мужской монастырь. В 1206 г. в Твери, в устье Тверцы, существовал мужской Успенский Отроч монастырь.
В 1271 г. первым тверским князем Ярославом Ярославичем была основана Тверская епархия. При патриархе Иове и Тверском епископе Феодорите 26 января 1583 г. в Твери была учреждена архиепископия 4. В 1722 г. была открыта архиерейская школа, первое учебное заведение Твери, предназначенное для образования детей духовенства. В 1739 г. архиепископ Митрофан (Слотвинский) преобразовал архиерейскую школу в духовную семинарию 5.
О высоком вкладе, внесенном Тверской епархией, в дело развития и процветания Русской Православной Церкви говорит тот факт, что многие, из тверских архиепископов, были назначены на митрополичью кафедру. Это - Гавриил Петров, Платон Левшин, Серафим Глаголевский, Филарет Дроздов, Григорий Постников 6.
28 декабря 2011 г. обширная Тверская и Кашинская епархия, возраст которой более семи веков, преобразована в митрополию. Главой Тверской митрополии является митрополит Тверской Виктор (В.Н. Олейник). В состав новой митрополии вошли три епархии: Тверская и Кашинская; Ржевская и Торопецкая; Бежецкая и Весьегонская.
Все тверские владыки были глубоко верующими и в высшей степени достойными людьми. Многие из них, как например святители Акакий, Феоктист, Феофилакт почитаются как местно чтимые тверские святые. Епископы Симеон и Арсений канонизированы РПЦ для общецерковного почитания.
Первый Тверской епископ Симеон известен как человек высочайших духовных качеств и один из наиболее просвещенных людей своего времени. Не позднее 1289 г. епископом Симеоном написано наставление полоцкому князю Константину «Безрукому». Эта назидательная беседа епископа Симеона отражена в известном литературном памятнике древней Руси «Наставления епископа Симеона». Произведение вошло в древний тверской сборник «Мерило Праведное» 7. Предполагают, что владыка Симеон долгие годы был редактором сборника «Мерило Праведное» 8.
Епископ Симеон, наравне с великой княгиней Ксенией, принимал участие в воспитании и духовном становлении святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, явившего миру пример наивысшей христианской добродетели – не пожалел жизни «за други своя».
Под стать святому князю была его супруга святая благоверная княгиня Анна Дмитриевна (Кашинская). С первых веков христианства на Руси история возложила на русских княгинь трудный подвиг – ответственность за судьбу идеала христианской женственности; им предстояло служить русским сестрам образцом и примером для подражания. По меткому выражению Т. И. Мнухиной: «стоять свечою на подсвечнике и светить всем в доме…» 9. Анна Кашинская была в высшей степени образцом благочестия и мужественного терпения. Ей довелось пройти через страшные испытания: похоронить любимого мужа, зверски замученного в Орде; «закрыть глаза» четверым из пяти своих детей; похоронить восьмерых членов княжеского дома, умерших в 1365 г, во время эпидемии чумы. Ей пришлось быть свидетельницей междоусобной брани и несогласия самых дорогих сердцу людей – единственного оставшегося в живых сына Василия и родного внука Всеволода, сына казненного татарами Александра. Великая княгиня Анна Дмитиевна обладала всеми лучшими качествами души, которые воспитывает в женщинах христианская вера: душевной чуткостью, благочестием и бесконечным женским терпением.
Одной из наиболее ярких фигур среди Тверских владык, несомненно, был святитель Арсений Тверской (умер 2 марта 1410, Тверь). За время правления святителя Арсения на реке Тьмаке, близ Твери, основан мужской Желтиков Успенский монастырь. Предание связывает с именем святителя Арсения возникновение в Твери Христорождественского девичьего монастыря, построенного в начале XV века по благословению святителя Арсения. Его заботами и трудами были построены храмы в Старице и Микулине. По повелению святителя Арсения переписывались наиболее ценные книги, и в их числе Киево-Печерский патерик, дошедший до наших дней именно в его редакции. (Арсеньевская редакция). Святитель Арсений Тверской канонизирован Макарьевским собором 1547 г.
Тверской архиепископ Феоктист в Смутное время, встав на защиту города, принял мученическую кончину от рук интервентов (Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых).
В 1738 г., в период правления Бирона, за православную веру пострадал Тверской архиепископ Феофилакт, противостоявший росту лютеранского влияния в Русской Церкви. Ставленниками Бирона, владыка Феофилакт был лишен архиепископского и монашеского сана, брошен в темницу, подвергся наказанию плетьми. После свержения Бирона владыка был восстановлен в своих правах, но пережитые потрясения дали о себе знать и святитель тяжело заболел и вскоре скончался 10.
На Тверской земле родились и трудились во благо Церкви и русского народа патриархи Иов и Тихон. Множество светильников высокого духа взрастил Верхневолжский край, среди них яркими звездами сверкают имена Михаила Тверского, Анны Кашинской, Ефрема и Аркадия Новоторжских, Нила Столобенского, Макария Калязинского, Савватия Оршинского, Дионисия Радонежского.
В 1907 г. архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Дмитрий Иванович Самбикин) издал Тверской Патерик. В Патерике упоминается о 78 - и святых подвижниках Верхневолжья, 57 из которых имеют подробные биографии. Эта работа является последним серьезным трудом известного тверского архиерея. Отец Димитрий скончался 17 марта 1908 г.
В 1890 г. инокинями Кашинского Сретенского монастыря по заказу Тверской Ученой Архивной Комиссии была написана икона «Собор Тверских святых». Икона впервые опубликована архиепископом Димитрием в Тверском Патерике 11. На иконе перед нами предстали 46 верхневолжских святых. В центре нижнего ряда мы видим святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского и святого епископа Арсения Тверского.
День памяти Собора всех святых, в земле Тверской просиявших Русская Церковь отмечает в первое воскресение, после празднования дня памяти святых Апостолов Петра и Павла, Празднование памяти Тверских святых приурочено ко дню второй памяти святителя Арсения Тверского.
1Вороббьев В.М. История Тверского края Тверь 1996.С 44
2 С. Михня История Тверской земли с древних времен до наших дней. Тверь 2014 С.31,32
3Сычева И.Г. Житенный Богородицкий женский монастырь в Осташкове М. 2006 С 14
4Карманов Д.И. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края. Приготовил к изданию член Тверской Ученой Архивной Комиссии Владимир Колосов. Тверь. Типография Губернского Правления. 1893.
5Колоссов В.И. Прошлое и настоящее Твери. Тверь ЛЭАН 1994 С40
6Колоссов В.И. Прошлое и настоящее Твери. Тверь ЛЭАН 1994С 90
7Бабушкина Т.В. Православные святыни Тверской земли М.: Русское слово Часть 1 С38
8Финкельштейн В.Б. Летопись Твери Тверь 1996 С.37.
9Манухина Т.И. Святая Благоверная княгиня Анна Кашинская Тверь 2009 С 36
10 Колоссов В.И. Прошлое и настоящее Твери. Тверь ЛЭАН 1994 С40
11Тверской патерик Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Казань. 1907 С 2