В качестве вступительного слова
В качестве вступительного слова
Программа «Православное краеведение Тверского края» является плодом моего многолетнего труда.
В 2009 г. мне довелось окончить курсы по основам православной культуры в Тверском областном институте усовершенствования учителей. В 2010 г. посчастливилось пройти обучение в ФГОУ «Академия квалификации и проф. переподготовки работников образования» по теме «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
После кратковременной учебы, преподавала в общеобразовательной школе Основы православной культуры, Основы религиозных культур и светской этики, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Полученных знаний не хватало и пришлось нарабатывать материал самостоятельно.
Большую часть собранного краеведческого материала применяла на уроках Православного краеведения в 8-х классах общеобразовательной школы.
Мною был замечен огромный интерес, который проявляют дети к истории родного города, родного края и к православным святыням Твери.
Полученные знания пригодились при работе в Воскресной школе. Вначале краеведческий материал использовался на уроках фрагментарно, небольшими вкраплениями в отдельные уроки. Постепенно, по мере углубления моих знаний, появились отдельные уроки на краеведческие темы, со временем таких уроков становилось все больше, и назрела необходимость оформить накопленный материал в отдельный православный краеведческий курс.
Курс «Православное краеведение Тверского края» опробован мною в Воскресной школе среди детей 12-14 лет (6 -8 классы).
Изучаемый материал содержит огромный нравственный потенциал. Знакомство с духовно - нравственными ориентирами наших предков; с их глубоким и трепетным, отношением к православной вере открывает огромные возможности в духовно - нравственном воспитании детей.
Православная вера была духовным стержнем нашего народа на протяжении многих веков. Нам не нужно искать пресловутую национальную идею, она дана нам в 988 г., при крещении Руси.
Патриотизм воспитывается на примере наших пращуров, положивших головы в боях с монголами на реке Сить, на примере жизни святого благоверного князя Михаила Тверского, отдавшего жизнь во имя благополучия и процветания родного края, епископа Феоктиста, поднявшего город на борьбу с польско-литовскими интервентами. Примеры верности идеям и духовной стойкости явили миру тверской епископ Феофиолакт и митрополиты: Иов, Филипп, Гермоген.
Православные традиции несут в себе идеи нравственной чистоты, воздержанности, ориентируют на создание семьи, воспитывают уважение к старшим, терпимость и сочувствие слабым и немощным.
Всегда стараюсь на уроках подчеркнуть тот факт, что при любых обстоятельствах, в самые страшные для наших предков годы возрождение Твери неизменно начиналось с восстановления порушенных храмов и со строительства новых церквей. И только после возрождения своего храма, люди приступали к строительству жилья.
Программа курса
«Церковное краеведение: Православные святыни Тверской земли»
для воскресных школ и молодежных православных клубов
32 часа (1 час в неделю)
Пояснительная записка
В конце XX и начале XXI веков в Твери и Тверской области, как и во всей России, начался процесс активного восстановления старинных храмов и монастырей и строительство новых церквей. Тверские священнослужители, понимая важность возрождения традиций духовно-нравственного воспитания, стали открывать при своих приходах воскресные школы для детей и молодежи, в некоторых приходах воскресные школы посещают и взрослые.
Данная программа предлагает использовать в деле воспитания и обучения детей и молодежи богатый духовный опыт, накопленный за долгие века нашими предками. Тверская земля сильна православными традициями. Прошлое Тверского края, как нельзя более наглядно, показывает какую важную роль, играла православная вера во всех сферах жизни наших предков. Быт каждой семьи, независимо от ее достатка и социального статуса, базировался на православных устоях. Церковь играла роль миротворца и объединяла русских князей, вдохновляла народ на ратные победы. Показательны примеры подвижнического служения тверских епископов Феоктиста и Феофилакта, отдавших свои жизни в борьбе с врагами народа и Церкви.
Православные традиции ярко отражены в архитектуре тверских поселений, высокие, наиболее сухие и красивые участки в городах и весях, всегда отводились для возведения храмов, церквей и часовен. Каждая ремесленная слобода, и крупная улица имели свои церкви. В XVI веке, по утверждению, краеведов, в городе насчитывалось 160 деревянных церквей.
В древней Твери и других тверских городах и селениях существовало множество монастырей. Только в Твери, в черте города, в средние века, насчитывалось около десяти монастырей и четыре подгородных обители находились за городскими стенами.
Необходимость более близкого знакомства детей с историей Тверского края особенно чувствуется в школах гуманитарного направления, где ребята углубленно изучают историю Отечества. Кроме того, на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры, при посещении музеев, школьники часто сталкиваются с вопросами, касающимися истории родного края. Изучение курса «Православные святыни Тверской земли» поможет ребятам расширить и углубить знания об истории и культуре Отечества.
Данная программа составлена с целью оказания помощи тверским воскресным школам, в изучении духовного наследия, оставленного нам нашими предками, и рассчитана на обучение детей 10-14 лет, а также может использоваться на занятиях молодежных православных клубов и для изучения взрослыми слушателями.
Программа включает в себя: введение, фундаментальную часть и заключение. Введение призвано обозначить основные проблемы, которые будут рассматриваться на текущих занятиях. Фундаментальная часть курса включает четыре темы и рассматривает особенности географического положения Тверского края и его географического центра – Валдайской возвышенности; историю становления Тверского княжества и судьбы представителей тверского княжеского семейства; устройство древней Твери и Тверского Кремля; быт тверских посадов, историю древних утерянных тверских храмов и монастырей и судьбу сохраненных тверских святынь; знакомит с древними городами Тверского края, ровесниками Тверского княжества.
Заключительный урок курса планируется провести в форме конференции, посвященной подведению итогов и отчету о проделанной, в течение года, работе. Выступления детей желательно организовать в виде докладов, сообщений и презентаций.
Цельданного курса: ознакомление учащихся с православным духовным наследием родного края; духовное оздоровление подрастающего поколения, благодаря высокому нравственному потенциалу изучаемого материала.
Задачи курса:
Обучающие
- обеспечение более глубокого понимания других гуманитарных дисциплин: истории, философии, мифологии, литературы;
- формирование представлений о базовой роли православной веры в укладе жизни наших предков, в вопросах воспитания детей и молодежи;
- ознакомление с устройством древней Твери, с ее посадами и ремесленными слободами их жизнью и бытом;
- формирование представлений о повседневной жизни и быте наших предков;
- формирование представлений об утраченных старинных тверских храмах и монастырях;
- формирование представлений о древних тверских городах и селениях их жизни и быте;
- ознакомление с местно чтимыми тверскими иконами Пресвятой Богородицы: Тучная Гора, Выдропужская, Оковецкая – Ржевская, Шестаковская и др.;
- ознакомление с жизнью и духовными подвигами тверских святых: Михаила Тверского, Анны Кашинской, Нила Столобенского, Макария Калязинского, Ефрема Новоторжского и др.
воспитательные:
- углубление знаний о культуре и быте нашего народа, и на этой основе знакомство с морально - этическими нормами православного русского общества;
- развитие навыков культурного общения и поведения в обществе;
- обогащение духовного мира подрастающего поколения;
- воспитание любви к Родине, на примере подвигов наших славных предков;
- воспитание ответственности за свои поступки, слова и мысли;
развивающие:
- формирование целостного восприятия мира;
- творческое развитие ребенка на основе знаний о культуре и истории Тверского края;
- формирование потребности ребенка в творческом участии в жизни родного края, в сохранении природы и созидании культуры Тверской земли.
- развитие волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе культурных традиций России.
Прогнозируемые результаты после окончания курса следующие:
- учащиеся должны иметь представление об уникальном географическом положении Тверского края;
- иметь представление о роли Православной веры как проводника идей объединения русских земель; в деле защиты родного края от врагов; в вопросах формирования морально- этических норм поведения; в вопросах воспитания детей и молодежи; в вопросах формирования и сохранения национального самосознания;
- иметь представление об основных этапах возникновения и развития Тверского княжества и его роли в становлении Московского государства;
- знать основные этапы жизни тверских святых: святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, святой благоверной княгини Анны Кашинской, первого тверского епископа Симеона, Арсения Тверского, преподобного Нила Столобенского, преподобного Макария Калязинского, Аркадия и Ефрема Новоторжских и других тверских святых;
- знать устройство древней Твери: Тверского Кремля и посадов;
- иметь представление о ремеслах, распространенных в тверских посадах и ремесленных слободах, об образе жизни древних тверичей;
- иметь представление о расположении на местности древних утраченных тверских монастырей и храмов;
- знать, в общих чертах, историю сохранившихся и вновь построенных, городских храмов и монастырей;
- иметь представление о древних городах и селениях Тверского края, ровесниках Тверского княжества;
- иметь представление об истории и основных этапах существования наиболее известных храмов Тверской земли: Тверского Спасо - Преображенского кафедрального собора, Тверской Троицкой церкви (Белая Троица), церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Городня и др.;
- знать историю наиболее известных монастырей Тверской земли: Тверского Отроч монастыря, Торжокского Борисоглебского монастыря, Нило - Столобенской пустыни, Калязинского Макарьева Троицкого монастыря и др.;
Предполагаемые формы контроля:
- предполагается текущий контроль в виде индивидуального опроса учащихся на каждом занятии, с целью выяснения степени усвоения изучаемого материала;
- приветствуется подготовка докладов и сообщений учащимися по отдельным вопросам и темам, составление отчетов, фотовыставок, выставок рисунков и презентаций на текущих занятиях и после проведенных экскурсий;
- последнее занятие курса, рекомендуется провести в виде конференции, на которой учащиеся выступят с докладами и презентациями, по интересующим их темам курса.
Основными формами и методами организации учебных занятий являются:
-занятия-объяснения;
-групповая и индивидуальная работа в аудитории;
- дискуссии и беседы;
- составление схем и таблиц;
- конференция с презентацией результатов исследований, проведенных учащимися в течение учебного года.
В качестве общих методических советов рекомендуется следующее: элементы беседы должны присутствовать на каждом занятии. В целях более глубокого усвоения знаний, о внешнем и внутреннем устройстве православного храма, рекомендуется организовывать экскурсии в храмы и монастыри Твери и других городов Тверского края.
На каникулах и выходных днях возможна организация экскурсий в Московский Кремль, Троице-Сергиеву Лавру, по монастырям и храмам столицы, по городам Золотого Кольца, к святыням Санкт-Петербурга.
На занятиях по православному краеведению уместна организация викторин,
театрализованных представлений, что позволит учащимся лучше усвоить материал и проявить свой творческий потенциал.
Тематическое планирование
№ п//п | Название темы урока | Количество часов |
Тема 1 Ведение в предмет. | ||
Урок 1.1. Роль Православной Церкви в жизни русского народа. | 1ч | |
Тема 2 Особенности географического положения Тверского края. | 1ч | |
Урок 2.1. Окно, распахнутое в мир. | ||
Тема 3 Возникновение Тверского княжества. Святое вятое княжеское семейство | 6 ч. | |
Урок 3.1.Русские земли в первой половине XIII века. Предпосылки, способствующие образованию Тверского княжества. | 1ч | |
Урок 3.2. «Первые шаги» Тверского княжества. | 1ч | |
Урок 3.3 Благоверная княжна-инокиня Софья Тверская. | 1ч | |
Урок 3.4. Жизнь, отданная «за други своя». Святой благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской. | 1ч | |
Урок 3.5. Тверское восстание 1237 года. Последствия нашествия Федорчуковой рати. | 1ч | |
Урок 3.6. Последнее пристанище. Свята благоверная великая княгиня Анна Кашинская. | 1ч | |
Тема 4 Тверь древняя и вечно молодая. Храмы Твери | 8 ч | |
Урок 4.1 Тверской Кремль. Храмы Тверского кремля. | 1ч | |
Урок 4.2 Главный храм Тверского княжества. Тверской Спасо – Преображенский кафедральный собор. | 1ч | |
Урок 4.3. Кузница Ивашки Ворошилова. Храмы центральной части Загородского посада. | 1ч | |
Урок 4.4. Святыни, спасенные ценой жизни. Уцелевшие храмы Загородского посада. | 1ч | |
Урок 4.5. Старейший Тверской храм – Белая Троица. Храмы Затьмацкого посада. | ||
Урок 4.6. Храмы и монастыри Заволжского посада. | 1ч | |
Урок 4.7. Храмы Затверецкого посада. | 1ч | |
Урок 4.8. Новые храмы Твери. | ||
Тема 5 Монастыри Тверского края | 6 ч | |
Урок 5.1 Древние тверские монастыри. | 1ч | |
Урок 5.2. Древний Отроч монастырь и его роль в жизни Твери | 1ч | |
Урок 5.3. Монастырь, дважды восставший из пепла. Тверской Христорождественский монастырь. | 1ч | |
Урок 5.4. Подгородные тверские монастыри. | 1ч | |
Урок 5.5. Монастыри Верхневолжья. | 1ч | |
Урок 5.6. Монастыри Селигера. | 1ч | |
Тема 6 Ровесники Тверского княжества. Древние города Тверской земли | 9 ч | |
Урок 6.1. Город Осташков. | 1ч | |
Урок 6.2. На родной земле патриарха Тихона. Древний Торопец. Храмы и монастыри Торопца. | 1ч | |
Урок 6.3. Островок старообрядчества. Ржева Владимирова. | 1ч | |
Урок 6.4. Древний город Вертязин (село Городня). Храмовый комплекс села Завидово. | 1ч | |
Урок 6.5. Древний город Новый Торг. | 1ч | |
Урок 6.6. Родина патриарха Иова. Старица. Старицкий Успенский монастырь. | 1ч | |
Урок 6.7. Восточные рубежи Тверской земли. Храмы и монастыри Кашина. | 1ч | |
Урок 6.8 Города, ушедшие под воду. | 1ч | |
Урок 6.9. Святыни, ушедшие под воду. | 1ч | |
Заключение | ||
Конференция «Прошлое и настоящее Тверской земли». Обобщающий урок. | 1 ч. | |
Итого | 32 ч. |
Содержание программы
Тема 1 Введение 1ч
Тема 3 Образование Тверского княжества.
Святое княжеское семейство.
Храмы Затьмацкого посада.
(Приложение № 6, № 7)
Главная улица Затьмацкого посада – Большая улица, отличалась обилием деревянных церквей. В летописных источниках найдены упоминания о 9 крупных церквях и 6-ти монастырях, существующих в Затьмацком посаде в XVI веке 1.
За рекой Тьмакой в XVI веке, при епископе Акакии, выстроили Троицкую церковь. Ее многократно перестраивали, но четверик храма датируется XVI веком. Троицкий храм – древнейший каменный храм из числа сохранившихся в городе церквей и самое старое каменное здание города. В народе за этой церковью издревле прочно закрепилось красивое название «Белая Троица». Храм выстроен на средства купца Гавриила Андреевича Тушинского. Первоначально храм имел 1 или 3 главы, но в результате пристроек 1787 г. и 1860-х годов, храм стал семиглавым. В таком виде существует и в настоящее время.
В древнем Троицком храме сохранилось немало памятников старины: иконостас XVIII века, настенная живопись конца XVIII – начала XIX века, несколько древних икон и старинные богослужебные предметы. Под куполами храма имеются два свода. Между сводами устроены три потайных помещения, служившие для сохранения церковной утвари и в качестве убежища для жителей при нападении неприятеля. Троицкий храм – единственный храм Твери, в котором богослужения не прекращались даже в советский период 2.
После польско-литовской интервенции, когда Тверь была разорена и обескровлена, в городе остался пригодным для ведения службы только Троицкий храм. Спасо - Преображенский собор сильно обгорел и еще много лет стоял без богослужений. В это время церковь Белая Троица временно играла роль Тверского кафедрального собора.
У самого моста, при впадении реки Тьмаки в Волгу, стояла церковь Николая Чудотворца «на Зверинах». По предположению тверских краеведов Виноградовых, «Зверинами» называлось расположенное поблизости урочище с небольшим озерком 3. Тверской историк В.Ф. Владиславлев трактует словосочетание «на Зверинах» по-другому. По его утверждению, недалеко от Никольской церкви располагался княжеский зверинец, давший название местности 4.
С 6 сентября по 18 октября 1656 г. в Твери проживал патриарх Никон с царевичем Алексеем Алексеевичем. По повелению патриарха Никона, в устье Тьмаки, за две недели, срубили одноглавую церковь Афанасия и Кирилла. Афанасьевская церковь располагалась рядом с деревянным Никольским храмом. В 1740 г. эти две церкви заменили одним каменным – Никольским «на Зверинах» храмом. Закрыли его в 1930-е годы и использовали для различных хозяйственных целей. В 1970-х годах, при постройке мемориального комплекса «Обелиск Победы» церковь уничтожили.
В наши дни в Затьмацком посаде, в излучине реки Тьмаки находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В XШ веке на этом месте Софья Ярославна, сестра святого благоверного князя Михаила Тверского, построила Афанасьевский Софийский девичий монастырь. В писцовой книге 1627-1628 гг. эта обитель упоминается как Афанасьевский «на песках» монастырь. В обители было два деревянных храма: Афанасия и Кирилла и церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная по указу государя Алексея Михайловича. В 1723 г. Афанасьевский «на песках» монастырь упразднили за малочисленностью. Сестёр перевели в Христорождественский монастырь. Покровская церковь стала приходской. В 1767- 1774 гг. построили каменную Покровскую церковь.
В 1930 г. началось планомерное уничтожение храма, снесли ограду, взорвали колокольню, но сама церковь чудом выстояла. С 1987 г. началось восстановление храма. В день Покрова Пресвятой Богородицы, в 1992 г. в храме прошло первое богослужение 5.
В начале Большой улицы в средние века стояла деревянная церковь Иоанна Предтечи, она сгорела в 1791 г. Существующий ныне каменный Предтеченский храм построен между 179-1808 гг. Закрыли его в 1930-е годы. В здании находился склад, инкубатор, позднее – мастерские. Ныне храм Иоанна Предтечи восстановлен, богослужения проводятся в нем с 1998 г.
У берега Волги на тихой Краснофлотской набережной в XVIII веке располагались две деревянные церкви: церковь Рождества Христова и храм святых князей Бориса и Глеба. В старые времена улица носила название Борисоглебской. В 1760 г. вместо двух деревянных церквей, начали строительство двухэтажного каменного храма. Теплый храм Рождества Христова в нижнем этаже освятили в 1762 г., верхний летний храм с престолом Бориса и Глеба – в 1771 г. В настоящее время Борисоглебская церковь действует, она является подворьем Нило - Столобенской пустыни 6.
Большую улицу пересекал ряд других посадских улиц. На перекрестках обыкновенно ставились небольшие деревянные клетские церкви, было их в Затьмачье более двадцати 7.
В 1902 г., для рабочих Морозовской мануфактуры, в Красной слободе построили храм во имя Николая Чудотворца. Церковь закрыли в 1937 г., священника Василия Владимирского, сослали в Среднюю Азию, где он принял мученическую кончину. В советское время Никольский храм перепланировали, разрушили звонницу, уничтожили колокола. Богослужения в храме возобновились 12 июля 2003 г. Восстановительные работы в храме продолжаются и поныне 8.
В селе Мигалово в 1783 г. выстроили часовню, в 1800 г., недалеко от часовни, возвели церковь Рождества Христова. После революции часовню перепрофилировали в жилой дом. Церковь закрыли. В 1973 г. храм взорвали, а через месяц из Москвы пришло постановление о том, что храм является памятником архитектуры и подлежит охране государством.
В 2000 г. в поселке Мигалово отслужили первую Божественную литургию в храме Рождества Христова, воссозданном из здания часовни. 31 марта 2007 г., в Лазареву субботу, на фундаменте храма Рождества Христова был водружен Поклонный крест 9.
1 Виноградова, Е.А., Виноградов, А.Д. Тверь XVI – XVIII вв.: очерки истории и экономики. Тверь: 2002. С40
2 Михня, С.Б. Путеводитель по Твери / С.Б. Михня. – Тверь: «Мартин», 2005. С.66–68
3Виноградов, А.Д., Виноградова, Е.А. Тверь: легенды и были. Тверь. 1992. С49.
4Владиславлев, В. Краткие исторические сведения о монастырях и более замечательных церквах города Твери / В. Владиславлев // Памятная книжка Тверской губернии на 1863 г. – Тверь, 1863. С 81.
5 Финкельштейн, В.Б. Летопись Твери. Тверь. 1996. С190.
6Михня, С.Б. Путеводитель по Твери / С.Б. Михня. – Тверь: «Мартин», 2005. С68.
7 Виноградов, А.Д., Виноградова, Е.А. Тверь: легенды и были. Тверь. 1992. С49.
8Человеческий фактор 3\1(41) 2007 С.59, 60
9Там же. С64
Пелагеина пустынь
На берегу Селигера, среди лесов уже в конце XV века существовал Преображенский женский монастырь. Монастырь имел строгий устав и в народе больше был известен под названием Пелагеина пустынь. В Пелагеину пустынь ссылали опальных женщин из боярских родов. Три кельи да деревянная клетская церковь Преображения Господня вот и все постройки монастыря. Земли монастырь не имел. Инокини существовали за счет милостынь и подаяний и занимались плетением и сбытом рогож, тем и кормились. Основное занятие насельниц пустыни дало название монастырской слободе – Рогожа. В период с 1756 – 1770 гг. в монастыре велось строительство каменной Преображенской церкви, но когда храм был возведен, обитель уже упразднили. В1764 г., имущество Пелагеиной пустыни, было приписано к Осташковскому Знаменскому монастырю, туда же перебрались на жительство монахини. Каменный Спасо – Преображенский собор стал приходской церковью погоста Рогожа.
Храм в селе Рогожа сохранился почти в первозданном виде, его недавно отреставрировали, в нем проходят богослужения. В здании храма расположен музей Природы Селигерского края 3.
Нило – Столобенская пустынь
В 1528 г. на остров Столобный, лежащий в водах озера Селигер, пришел монах Нил. В посте и непрестанной молитве отшельник провел на острове 27 лет. 7 декабря 1555 г. преподобный Нил скончался и был погребен на месте своих духовных подвигов.
После смерти святого на остров Столобный стали приходить люди, ищущие отшельнической жизни. Одним из таких пришлых был иеромонах Николо – Рожковского монастыря Герман. В период с1591 по 1954 годы, под руководством преподобного Германа, на острове построили деревянную церковь Богоявления Господня. В 1594 г. при Богоявленской церкви открылся монастырь Нилова пустынь, иеромонах Герман стал его первым настоятелем.
В 1595 г. два инока – иконописца – Иов и Нифонт со слов очевидцев, знавших преподобного Нила Столобенского, написали первую икону святого. В 1596 - 1598 гг. отец Герман завершил составление жития преподобного Нила и написал службу святому. С этого времени началось ежегодное местное празднование преподобному Нилу Столобенскому в день его блаженной кончины 7 (20) декабря.
В 1609 – 1610 гг. обитель разорили литовцы. Поднимался монастырь после погрома трудно, жил очень скудно. Все постройки обители были деревянными, облачение и церковная утварь отличались крайней бедностью.
Расцвета монастырь достиг при втором настоятеле, иеромонахе Нектарии. Отец Нектарий сумел обратить на обитель внимание царя Михаила Федоровича, который из своих царских доходов стал посылать в монастырь хлеб, деньги и съестные припасы. Появились богатые благотворители и среди местных купцов. В 1622 г. в обители возвели вторую деревянную пятиглавую церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1667 г. были обретены нетленные мощи Нила Столобенского. Раку с мощами поместили в Покровской церкви, после завершения строительства каменного Богоявленского собора, святые мощи преподобного Нила разместили в новом храме.
В 1756 г. совершилось общецерковное прославление преподобного Нила Столобенского. Его имя поместили в святцах наравне с другими святыми, внесли в Четьи – Минеи, составили акафист святому.
В XIX столетии в монастыре воздвигли грандиозный каменный Богоявленский собор, построили двухэтажный жилой комплекс. Вдоль в берега острова Столобный выложили гранитную набережную.
В начале XX века на острове Городомля открылся Гефсиманский скит Ниловой пустыни. Нило - Столобенская пустынь стала одной из самых почитаемых обителей в России.
Революция 1917 г. прокатилась по русским монастырям волной разрушений и грабежей. 25 февраля 1919 г. были вскрыты мощи преподобного Нила Столобенского, их вывезли в Осташков, в Вознесенский собор Знаменского монастыря, там они пребывали до возрождения Ниловой пустыни.
За время существования советской власти на территории монастыря размещалась трудовая коммуна, колония малолетних преступников, Дом престарелых, турбаза «Рассвет».
В 60 –е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры. К концу 80-х годов монастырь стоял заброшенный, так как использовать его постройки без дорогостоящего капитального ремонта не представлялось возможным.
21 сентября 1990 г. комплекс сооружений Нило – Столобенской пустыни был передан Русской Православной Церкви. С 1991 г. в монастыре возобновилась монашеская жизнь, но до сих пор в обители продолжаются реставрационные работы.
1Барсегян Т.В. Селегерские земли М. 1988 С 12
2 Там же С 147-155
3 Там же С 8, 86
4 Нило - Столобенская пустынь Московский патриархат Тверская епархия Тверь 2003
Тверской земли 9 ч.
Урок 6.1. Город Осташков
(Приложение № 15)
Город Осташков наиболее крупное поселение на берегу Селигера. Впервые Осташков упоминается в грамоте литовского князя Ольгерда в 1371 г. как городок – крепость Кличен, расположенный на одноименном острове озера Селигер. Со временем городок разросся и перешагнул с острова на береговую линию. Деревянные крепостные стены и башни города несколько раз выгорали и вновь отстраивались 1. Кличен поменял свое имя и стал называться Осташковом. В средние века в Осташкове существовало два монастыря: женский Знаменский и мужской Житенный Смоленский монастырь.
Знаменский монастырь
В конце XVII века осташковские старицы, жившие при церквях, и пробивавшиеся подаяниями, обратились к государю Алексею Михайловичу с просьбой об открытии в Осташкове монастыря. В 1674 г. в версте от города, на берегу Селигера, заложили обитель с деревянной церковью в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
Первоначально монастырь был очень бедным и существовал за счет подаяний да небольшой царской руги, которая выдавалась съестными припасами и самым необходимым для богослужения. В 1692 г. вместо обветшавшей Знаменской церкви заложили более вместительный деревянный Вознесенский собор с приделом в честь иконы Божией Матери «Знамение». Монастырь постепенно богател, приобретал земли и угодья. В XVIII веке в обители возвели каменный соборный храм Вознесения Господня 2. С течением времени храм многократно перестраивался и расширялся. До наших дней церковь дошла в сильно измененном виде. При пожаре 1868 г. все строения монастыря выгорели, изрядно пострадал соборный храм. Епархиальные власти собирались упразднить обитель, а игуменью и сестер перевести в Новоторжский Воскресенский монастырь. Жители Осташкова такому повороту событий воспротивились, были собраны необходимые средства и монастырь отстроили заново в камне.
В 1928 г. Знаменский монастырь закрыли, на его территории расположилась швейная фабрика, Вознесенский собор превратили в краеведческий музей. После закрытия Нило – Столобенской пустыни мощи преподобного Нила перевезли в Вознесенский собор Знаменского монастыря и выставили на всеобщее обозрение в качестве музейного экспоната. Люди со всей России ехали на поклон к святому Нилу Столобенскому в Осташковский краеведческий музей.
В 1995 г., мощи преподобного Нила торжественно, крестным ходом, перенесли в открывшуюся Нило - Столобенскую пустынь.
Знаменский монастырь в настоящее время не действует, все его сохранившиеся постройки отданы под жилье и учреждения. Вознесенский собор бывшего Знаменского монастыря, является единственной приходской церковью города Осташкова. Местные жители называют его Знаменским собором, по имени упраздненного монастыря и в память о первой деревянной Знаменской церкви, давшей начало некогда богатой и славной обители.
Житенный монастырь
Деревянные средневековые города часто горели. Чтобы обезопасить от огня хлебные запасы, жители Осташкова свозили зерно в житницы на маленький безлюдный островок Житный. На этом островке, площадью всего четыре гектара, с незапамятных времен существовала церковь. В XIV- XV веках, во время литовского нашествия, церковь сожгли, но место, на котором она стояла, люди помнили как «старое церковище».
В XVII веке Осташков разросся и представлял собой типичный средневековый город с крепостными стенами и башнями. На центральной башне крепости располагалась икона Смоленской Божией Матери Одигитрии. Горожане почитали эту икону как свою покровительницу и защитницу. В 1711 г. во время пожара центральная башня сгорела. На пожарище, среди пепла и золы нашли икону Богородицы Одигитрии целой и невредимой. Осташковцы подали челобитную в Патриарший казенный приказ о разрешении поставить церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Местом для строительства нового храма, единодушно избрали старое церковище на острове Житном 3.
На острове Житном, рядом с построенным храмом поселился вдовый священник Леонтий Иванов, сюда же стали приходить монахи из других монастырей и жители окрестных селений, ищущие уединенной жизни, стихийно возникла монашеская община. Осташковцы возникновение общины приветствовали и всячески поддерживали. В 1724 г., по официальным документам, в Осташкове числился заштатный Смоленский Богородичный Житенный мужской монастырь.
Материальное положение Житенного монастыря в тот период было шатким, поскольку он был безвотчинным и не имел земельных угодий. Власти несколько раз пытались его закрыть и даже закрывали на короткое время. Ситуация исправилась после выхода указа 1727 г., разрешавшего существование малоземельных и безвотчинных монастырей, способных содержать себя самостоятельно.
Житенный монастырь никогда не был особо посещаемым. На острове Житном никто не проживал, по сложившейся традиции, женщины в монастырь допускались только по большим праздникам. Число братии Житенного монастыря, во все годы существования обители, не превышало 16 человек. Монахи жили на средства, получаемые от богослужений и треб, но основной статьёй дохода являлись пожертвования богатых благотворителей. Горожане свой монастырь любили и всячески украшали и благоустраивали.
В период с 1737 по 1743 гг., в обители был возведен каменный Смоленской собор. Собор сохранился до наших дней, но в искаженном и мало узнаваемом виде. В 1767 г. в Житенном монастыре построили надвратную церковь во имя Святых Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. В 1751 г. возвели колокольню и построили каменную ограду.
В советские годы обитель закрыли. С 1929 г., на ее территории размещался молочный завод. Большая часть церковной утвари и икон была разграблена и уничтожена. Главную святыню монастыря, Смоленскую икону Божией Матери Одигитрии, долгие годы хранила у себя дома прихожанка Елизавета Николаевна Фокина, умирая, она завещала дочери передать святыню в монастырь, когда он откроется.
Решением Священного Синода Осташковский Богородицкий Житенный монастырь возрожден 17 июня 2002 г. в качестве женской обители. Главная святыня монастыря Смоленская икона Пресвятой Богородицы пребывает в стенах монастыря.
1Барсегян Т.В. Селегерские земли М. 1988 С 66
2 Сычева И.Г. Житенный Богородицкий женский монастырь в Осташкове. Издательство Московского университета. 2006. С 22
3 Там же С 22-32
Корчева
Славянское поселение Корчева упоминается в письменных источниках с XVI столетия. В 1781 г. поселок получил статус города, ставшего центром обширного уезда Тверской губернии. Накануне затопления в Корчеве проживало 4 тысячи человек. Население города занималось пошивом обуви, промышленным садоводством и огородничеством. В Корчеве было три храма. Построенный в 1808 г. Воскресенский собор заново перестроили в 1903 г. В 1826 г., на западной окраине города, был построен новый кладбищенский храм во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1856 г. возвели монументальный и величественный Спасо – Преображенского собор.
В начале XX века в Корчеве имелась земская больница, две аптеки, женская и мужская гимназии, школы, приют, богадельня, Публичная библиотека, педагогический техникум, Народный дом с драматическим кружком и струнным оркестром, спортивный клуб.
Храмы и все городские здания Корчевы перед затоплением были взорваны и разобраны на кирпичи. От городской застройки сохранился только дом купцов Рождественских, теперь в нем располагается Дом рыбака. Жителей Корчевы переселили в Конаково.
В 1935-1941 гг. в Угличе построили плотину Угличской ГЭС, образовалось Угличское водохранилище. Под его водами оказались около 100 деревень и сел, 30 храмов, 2 древних монастырских ансамбля 2.
Калязин
Воды Угличского водохранилища наполовину скрыли под собой древний город Калязин, основанный в XII столетии.
Среди густых лесов, в месте впадения в Волгу лесной речки Жабни, в XI - XII веках возникла тихая обитель «Никола на Жабне», со временем, при обители образовалась Никольская слобода.
На месте древней Николаевской обители в 1694 г. построили Николаевский собор и рядом, возвели теплый храм Иоанна Предтеч. Храмовый комплекс завершала, грандиозная 70-метровая колокольня, построенная в 1801 г. Рядом располагалась богатая Торговая площадь с многоч