Евхаристическое богословие и благочестие
Около середины IV в. Кирилл Иерусалимский — или, может быть, его преемник Иоанн — составил курс катехизиса, то есть лекций, предназначенных готовящимся к крещению (оглашенным). Последние пять лекций читали после того, как оглашенные приняли крещение, миропомазание и первое причастие. В них объяснялся смысл обрядов посвящения, через которые только что прошли новокрещенные. В четвертой и пятой лекциях этих «Поучений тайноводственных» рассматривается евхаристия. Они представляют самое раннее из дошедших до нас свидетельств о евхаристическом богословии и благочестии IV в. и являют нам несколько характерных черт, существенно отличных от того, что мы знаем из документов предыдущих веков. Из описания обряда, которому следовали в середине IV в. в Иерусалиме, следует, что евхаристию совершенно недвусмысленно воспринимали как жертвоприношение. Жертва при этом приносилась не столько благодарственная, сколько умилостивительная или искупительная. Видимо, Евхаристическая молитва состояла из благодарения за создание мира, которое завершало пение «Свят, свят, свят», когда церковь земная соединяется с небесными воинствами в вышних. Вот как описывает Кирилл то, что происходит дальше:
Затем, освятившись этими духовными песнопениями, мы взываем к Богу всемилостивому, чтобы он ниспослал своего Духа Святого на лежащие перед ним дары: чтобы сделал хлеб телом Христовым, а вино — кровью Христовой, ибо чего Святой Дух ни коснется, все освящается и изменяется. Затем, когда духовное жертвоприношение подготовлено — безкровная служба над этой искупительной жертвой совершена,— мы молим Бога о даровании церкви всеобщего мира, о мире на всей земле, о правителях, о воинах и соратниках, о больных и скорбящих — словом, за всех нуждающихся в помощи и поддержке мы все молимся и приносим эту жертву. Еще мы поминаем прежде почивших первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников — дабы их молитвами и заступничеством Бог услышал наши моления. Еще молимся за прежде почивших святых отцов и епископов и вообще за всех наших усопших в последние годы, веря, что этим приносим весьма великую пользу тем душам, за кого возносятся такие моления во время приношения этой священной и страшной жертвы.
(Поучения тайноводственные 5.7–9)
В этом описании Евхаристической молитвы примечателен ее состав — краткое благодарение за весь тварный мир, призывание Святого Духа на дары (или эпиклесис) и долгое, всеобъемлющее ходатайственное моление. Тот факт, что Евхаристическая молитва не содержит повествования об установлении Христом евхаристии и благодарности за искупление, показался многим историкам христианского богослужения настолько маловероятным, что они сочли, будто Кирилл упомянул только наиболее важные ее части. Так это или не так, судить трудно, но сам факт, что Кирилл упоминает лишь то, что упоминает, весьма показателен для становлении евхаристического богословия и благочестия. Главное внимание Иерусалимской церкви середины IV в. сосредоточено на искупительном жертвоприношении, которое приносит пользу тем, за кого молятся в как можно более тесной связи с этим жертвоприношением. Отметим несколько характерных особенностей описания службы.
Во-первых, мы замечаем нечто новое в том, как говорится о присутствии Христа в евхаристии. Церковь первых трех веков недвусмысленно считала, что Христос присутствует при ее служении как действенный, хоть и невидимый, Служитель. Для Кирилла Он присутствует скорей как пассивная жертва. Христиане первых веков не сомневались, что в причастии они принимают тело и кровь Христовы, хлеб вечной жизни и чашу вечного спасения. Кирилл говорит об освящении хлеба и вина как о явлении чуть ли не химическом: он приводит в пример превращение воды в вино на пиру в Кане Галилейской. Так Восток на много веков предвосхитил средневековое учение Запада о реальном присутствии.
Изменение это производит Святой Дух. Здесь Кирилл отражает разработанное богословие третьего Лица Троицы, выкристаллизовавшееся в IV в. в процессе богословских споров и провозглашенное в качестве официального и общепризнанного учения Церкви на Константинопольском соборе 381 г. Кирилл вполне недвусмысленно верит, что «чего Святой Дух ни коснется, все освящается и изменяется». В евхаристии это получает выражение в эпиклесисе, то есть в призывании Святого Духа. Кириллово описание — первое историческое свидетельство детально разработанного эпиклесиса, ставшего отличительной чертой Евхаристической молитвы Востока. Запад, напротив, нововведения не принял, и Евхаристическая молитва латинской мессы по-прежнему взывала к Богу об освящении даров более традиционным путем — принятием их в качестве жертвы на небесном алтаре. Николай Кавасила в XIV в. указал на латинскую молитву как на эквивалент восточного эпиклесиса; но она отражает более древний и довольно отличный от восточного взгляд на евхаристию. Этот древний взгляд не был утерян в византийской литургии, он проявлялся в ектении после Евхаристической молитвы и в других местах службы.
Если эпиклесис в Кирилловом описании молитвы отражает новое богословие освящения даров, то ходатайственная молитва выражает новое понимание самой цели. Святой Дух призывается на хлеб и вино для преложения их в тело и кровь Христовы, чтобы в присутствии приносимого в жертву Бога Церковь могла быть заступницей за себя и за весь мир, за живых и умерших. Знаменательно, что Кирилл считает возможным говорить о жертвоприношении как о совершившемся, когда произнесен эпиклесис: причащение уже не считается существенной частью обряда. Прежде ходатайственная молитва следовала за Литургией Слова. Кроме того, те или иные элементы прошения могли содержаться в более ранней Евхаристической молитве, как содержались они в иудейском благословении. Но всеобъемлющая ходатайственная молитва была явным порождением IV века и обязана своим включением в Евхаристическую молитву тому, что акцент сместился в сторону искупительной или умилостивительной жертвы. Заметим, как в этом новом взгляде на евхаристию преображается новозаветное богословие, которое от лица всего Нового Завета выражает апостол Павел, говоря, что во Христе Бог воссоединяет и примиряет с собою весь мир. У Кирилла речь идет уже главным образом не о том, что Бог примиряет и воссоединяет нас с собою, а о том, что мы приносим Богу искупительную жертву — Христа — и тем самым склоняем его услышать наши моления. Знаменательно, что с IV в. Евхаристическую молитву стали на Востоке называть Анафорой, то есть именно молитвой возношения жертвы. Запад назвал свою молитву Каноном — сокращение от «canon gratiatorum actionis» (буквально «правило благодарения»), то есть установленной, зафиксированной последовательности благодарения. Ни на Востоке, ни на Западе благодарение не осталось той доминантой, какой оно было во II и III вв.
Новые веяния во взгляде на освящение даров нашли свое выражение в практике участия в таинстве. В описании причастия читаем:
Итак, подходи не с простертыми ладонями или растопыренными пальцами, а сделай левую руку как бы престолом для правой — это преддверие к принятию Царя. И освятивши ладонь свою, прими тело Христово, сказавши после того «Аминь». Затем, после того, как тщательно освятишь глаза свои прикосновением священного тела, вкуси от него, следя, чтобы ничто от него не утерялось; ибо что утеряешь, то будет твоею потерею, как если бы ты что утерял от членов твоих. Ибо скажи — если бы дали тебе золотого песку, не стал ли бы ты крепко держать его со всяческой осторожностью, бдительно следя, не потерялось бы чего, не потерпеть бы тебе убытка? Так с насколько же большею осторожностью станешь следить, чтобы ни крошки не упало из того, что дороже золота и драгоценных камней? Затем, вкусивши от тела Христова, подойди также и к чаше крови его; не простирая руки свои, но поклонившись и сказавши молитвенно и с благоговением «Аминь», освятись также и вкушением крови Христовой. И пока еще губы твои влажны, дотронься до них руками и благослови ими оба глаза твои, и лоб, и все органы чувств. Затем дождись молитвы и воздай благодарность Богу, сподобившему тебя столь великим тайнам.
(Поучения тайноводственные, 5.21–22).
Эти рекомендации подразумевают, какую силу — чуть ли не физическую! — придавали освященным дарам: простое прикосновение к ним уже освящает. Это почти материальная святость; это и святость, внушающая ужас. Используемое Кириллом слово, которое мы перевели как «страшная», буквально означает «то, от чего волосы встают дыбом». Евхаристия внушает ужас: лишь «освятившись этими духовными песнопениями», смеем мы взывать к Богу о ниспослании Святого Духа, чтобы он преложил хлеб и вино в тело и кровь Христа. Свидетельствует это о существенном изменении в понимании евхаристии. Апостол Павел тоже подчеркивал, что участвовать в таинстве страшно, и настаивал на соответствующей подготовке. Кирилл применил язык страха и ужаса к самому таинству — просто присутствовать при нем достаточно, чтобы испытывать страх и трепет. Неудивительно, что служение таинств все более и более становилось прерогативой священников — посвящение в сан давало им власть призывать Святого Духа и присутствовать при жертвоприношении. Миряне могли лишь наблюдать за этим с благоговением и страхом.
Разделение духовенства и мирян подчеркивалось и тем, что участие последних в таинстве пошло на убыль. Св. Амвросий в своих наставлениях новокрещенным в Милане (вероятно, в 80-е гг. IV в.) призывал их не следовать примеру греков, принимающих причастие только раз в год. Может быть, массовость обращений поохладила первоначальный пыл среднестатистического христианина, хотя для вхождения в церковь посвящаемые по-прежнему проходили тщательную подготовку и испытания. Как бы то ни было, новое учение наряду с набиравшим силу аскетическим движением не способствовало тому, чтобы часто причащаться. Строгие требования к подготовке, включавшие в себя требование воздерживаться от супружеских сношений,— это один из примеров усиливавшегося в недрах новозаветной церкви поворота назад к ритуальной святости, которой требовал Ветхий Завет. Кирилл указывает на ветхозаветные хлебы предложения как на предвосхищение хлеба евхаристии — а их могли есть лишь те, у кого он «останется чистым в сосудах» (1 Цар 21, 4—5). Эти тенденции вели к тому, что миряне отстранялись от причастия и принимали его лишь в особых случаях. На консервативном Западе традиция частого причащения сохранялась еще несколько веков. На Востоке же миряне стали причащаться редко, и это едва начинает выправляться в наше время.
Тенденции, проявившиеся в евхаристическом богословии и благочестии Кирилла Иерусалимского, оказали глубокое влияние на богослужение Византийской церкви. Может быть, не все церкви разделяли то воодушевление, с которым, по всей видимости, встретил новые веяния Иерусалим; но его литургическая практика и отразившееся в ней богословие влились в Восточную традицию и внесли большой вклад в ее становление. Язык страха в отношении к таинству вновь появился в учении св. Иоанна Златоуста и отразился в византийской литургии. А характерные черты Евхаристической молитвы Иерусалима обнаруживаются в самом первом из сохранившихся евхаристических чинопоследований Востока — в чинопоследовании, описанном в «Апостольских постановлениях».