Кадьякская миссия в северной америке и преподобный герман аляскинский

Русская Америка была открыта в 1741 году Второй Камчатской экспедицией под командованием В. Беринга. Меховые богатства Аляски и прилегающих островов стали привлекать туда сибирских предпринимателей. Первые промышленники стали и первыми миссионерами.

Христианизация Русской Америки стала организованной с появлением на острове Кадьяк в 1783 г. сибирского купца Григория Ивановича Шелехова. Это был не обычный коммерсант, но горячий патриот, человек с обостренным чувством гражданского и христианского долга. Водворившись на острове Кадьяк, Шелехов стал осваивать и прилегающие территории. Благодаря его доброму отношению с туземцами, они добровольно приводили к нему своих детей и просили обучать их русскому языку. Он устроил на островешколу для 25 мальчиков.

Г. И. Шелехов стал первым инициатором организации Православной Миссии в Русской Америке. Он положил начало созданию Российско-Американской Компании, которая в 1799 г., уже после его кончины, получила монополию на все русские владения в Америке и стала там основным спонсором миссионерской деятельности на протяжении семидесяти лет своего существования.

Итак, в 1793 г., по ходатайству Г. И. Шелехова, Святейшим Синодом была снаряжена Духовная Миссия «для проповеди слова Божия народам, приобретаемым под Российскую Державу», состоявшая из восьми монахов Валаамского и двух Коневского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым), в состав этой миссии входил и преподобный Герман Аляскинский, добровольно изъявивший желание ехать в Америку.

Осенью 1794 г. русские миссионеры прибыли на остров Кадьяк и ревностно начали свою деятельность. Уже в первый год на острове Кадьяк было крещено семь тысяч человек и совершенно две тысячи браковенчаний. Туземцы очень охотно принимали крещение.

Особенно плодотворной была деятельность иеромонахов Макария и Ювеналия. За два месяца, невзирая на непогоду — сильные бури, туман и дождь, они объехали на байдарках весь остров Кадьяк и крестили многих жителей.

АЛТАЙСКАЯ МИССИЯ

Преподобный Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии, понес первые самые тяжелые труды. Неистощимое терпение, неисчерпаемая любовь и глубокая вера совмещалась в нем с удивительным искусством действовать на местных жителей. Впоследствии Миссия только развивала то, что было положено в основу его трудами и мыслями.

Главную задачу в деле расширения миссионерской деятельности Русской Церкви он видел в оживлении христианской веры в самом русском народе. В свою очередь для этого необходимо распространение христианского просвещения следующими средствами: широким употреблением Библии на русском языке и повсеместным введением грамотности в простом народе. Преподаванием в школах, устроенных в каждой деревне, должны заниматься священники, церковнослужители и их жёны. Преподобный Макарий предлагает для российской глубинки планразвития унифицированного храмостроительства простейшей архитектуры за счет государства с полным снаряжением храмов комплектами недорогой, но «благообразной» церковной утвари.

Преемником архимандрита Макария в управлении Алтайской Миссией стал его любимый ученик и сотрудник Стефан Ландышев. На Алтай он прибыл в 1836 году двадцатилетним юношей. В течение восьми лет воспитывался под духовным руководством о.Макария. Своим терпением и добрым нравом он заслужил всеобщую любовь, хорошо ознакомился с местностью и обычаями и изучил алтайские наречия.

Он открывал новые станы, строил церкви и молитвенные дома, заводил школы. При о.Стефане было положено начало устройству новых селений, образованных из новокрещенных алтайцев. Если раньше они селились в разных местах — при станах Миссии или в русских деревнях, то теперь, собранные в одно селение, они представляли больше удобства для их окормления миссионерами. Таких инородческих селений при о. Стефане возникло около тридцати.

С 1865 по 1884 г. Алтайской Миссией управлял архимандрит (впоследствии — архиепископ) Владимир (Петров). Много внимания архим.Владимир уделял переводческой деятельности: переводил буквари, жития святых, духовно-нравственные сочинения, богослужебные книги. Всё богослужение, как правило, совершалось на алтайском языке. Деятельность Миссии стала расширяться: было открыто три новых отделения и, по ходатайству архим. Владимира, организована в 1882 г. Киргизская противомусульманская Миссия, включенная в Алтайскую Миссию. При нем основано девятнадцать новых селений христиан-инородцев, построено тридцать две церкви и молитвенных дома.

В 1884 г. руководство Миссией перешло к архимандриту Макарию, будущему Московскому митрополиту. Одним из важнейших миссионерских средств архим.Макарий считал устроение богослужения на родном для инородцев языке. В своей практике архим.Макарий в целях икономии иногда изменял устав богослужения с увеличением удельного веса в нем духовно-нравственного чтения. В 1875 г. в качестве помощника начальника Миссии архим.Макарий вместе с архимандритом Владимиром организовали всестороннюю систему просветительного воздействия на алтайцев, которая была поставлена в образец другим миссиям.

Улалинское миссионерское училище, основанное ещё в 1867 г. было доведено архим.Макарием до возможного совершенства. Помимо увеличения числа учащихся, оно стало выпускать новых сотрудников Миссии — катехизаторов из инородцев. Последние сначала сопровождали миссионеров в их поездках, а затем совершали и самостоятельные миссионерские объезды Алтая. Лучших выпускников посылали в Казанскую семинарию.

С 1883 г. о.Макарий — начальник Алтайской Миссии в сане архимандрита, а в 1884 г. — в сане епископа Бийского. Популярность его в это время на Алтае была очень высока: в самых отдаленных и глухих уголках края слышали его наставления, помнили его и любили.

Внедренные им научные методы сделали миссионерскую деятельность более эффективной и успешной. При нем значительно увеличилось число миссионерских станов, школ, церквей, возросло количество сотрудников Миссии и новокрещенных.

О развитии миссионерского дела на Алтае от архимандрита Макария (Глухарева) до епископа Макария (Невского) говорят следующие данные: сотрудников Миссии было 15, стало — 152; храмов и молитвенных домов было 3, стало — 89; станов было 3, стало — 25; селений было 4, стало — 380; монастырей с детскими приютами не было вовсе, появилось 3; школ было 2, стало — 74; количество крещенных было 675, стало — 25868.

Наши рекомендации