Работа с географической картой

Отметьте на карте Синайский полуостров.

УРОК 30

ПРЕБЫВАНИЕ ИЗРАИЛЯ

В ЕГИПТЕ. ВРЕМЕНА МОИСЕЯ

С 1706 г. по 1451 г. до Р. Хр.

Моисей

(Исход 1, 2 гл; «Патриархи и пророки» 22 глава)

Рабство Израиля

(Исх. 1, Деян. 7:17—19,

22-я глава книги «Патриархи и пророки»)

1. Сколько человек было в семье Иакова, когда он переселился в Египет?

2. Насколько она увеличилась за годы пребывания в Египте? Кто стал новым фараоном в Египте?

3. Почему новый царь притеснял Израиль? Что стало следствием этого?

4. Что строили теперь сыны Израилевы для фараона? (Прим. 1).

5. Как новый фараон препятствовал увеличению численности Израиля?

Моисей

(Исх. 2:1-10, Деян. 7:20-22)

6. Кто были отец и мать Моисея? К какому колену они принадлежали? (Исх. 6:20).

7. Сколько времени мать Моисея скрывала его рождение? Куда она поместила его после? Как Моисей был спасен?

Наизусть: Евр. 11:25.

8. Кто обнаружил Моисея и затем его усыновил? Кто дал ему имя?

9. Почему он был назван Моисеем? Кому было поручено заботиться о нем?

10. Насколко основательным было образование Моисея? (Прим. 2.)

Моисей убегает в землю Мадиамскую

(Исх. 2:11—25; Деян. 7:23—29,

22-я глава книги «Патриархи и пророки»)

11. Как Моисей попытался помочь своему народу? Понял ли это народ?

12. Почему Моисей вынужден был оставить Египет? В какую страну он бежал?

13. В какое место в земле мадианитян он пришел?

14. Какой поступок Моисея послужил причиной того, что он был приглашен в дом Иофора?

15. Кто был дан в жены Моисею? Как он назвал своего первого сына? Почему?

16. Что вспомнил Бог после смерти фараона, преследовавшего евреев?

Вопросы для размышления

1. Покажите исполнение Быт. 15:13 и Быт. 46:3.

2. Почему было допущено рабство Израиля? («Патриархи и пророки», гл. 22).

3. Если Моисей должен был стать освободителем Израиля, почему все-таки убийство египтянина, который бил еврея, было ошибкой ?

4. Почему Моисей отказался называться сыном дочери фараона? («Патриархи и пророки», гл. 22).

5. От кого происходили мадианитяне? (Быт. 25:1,2). Кто учил мадианитян служить истинному Богу?

6. Где была написана Книга Бытие? Кем?

7. Сколько лет потребовалось для общего образования Моисея? (Деян. 7:23—30).

8. Сколько лет было Моисею, когда он был призван на великое дело, для которого был рожден?

9. Напишите сочинение «Образование Моисея» по следующему плану:

а) наученный знанию о Боге и о своем народе от своей матери ;

б) изучил мудрость египтян в школах египетских;

в) научен Богом в стране мадианитян.

Работа над географической картой

Обозначьте Пифом и Раамсес.

Примечания

1. В уроке «Египет» мы изучали уже о великих делах египтян; многие памятники сохранились и доныне в той же совершенной красоте, как были сделаны. Однако многие превращены в развалины или покрылись песками. В настоящее время ученые проводят раскопки этих памятников, и начиная с 18 века уже раскопаны некоторые из них, благодаря чему стали известны важные исторические данные о Египте. В 1883 году в земле Гесем были осуществлены раскопки, там обнаружены развалины древнего города Пифом. Многочисленные надписи говорят, что этот древний город был построен Рамзесом II.

Во времена древних греков этот город назывался Иерополис или Эро. По-египетски это означает «склад, магазин». Предполагается, что Пифом и Раамсес (Исх. 1:11), которые израильтяне построили для фараона, и были городами для запасов. В этом месте исследователь Невилл обнаружил даже комнаты сокровищ. Они крепко построены и разделялись кирпичными перегородками 3-метровой толщины. Кирпичи — полувысушенные солнцем. Половина кирпичей — с соломой, а половина — без соломы. Запасные хранилища занимали в Пифоме целую площадь города, стены которого достигали 20 метров в высоту при семиметровой толщине. Кирпичи без соломы в этих стенах как будто отзываются эхом суровости фараонских слов, когда он сказал: «Не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня» (Исх. 5:7). Около этих старинных стен мы можем видеть и осязать тяжелую работу еврейских рабов. Если бы эти развалины заговорили, то какие сказания о жестоких смотрителях, о кровавых истязаниях, об истощении и отчаянии евреев открыли бы они нам!

2. «Образование, полученное Моисеем в Египте, было полезно для него во многих отношениях; но наиболее ценную подготовку для самого важного дела своей жизни он получил тогда, когда пас овец. Моисей был от природы вспыльчив. Будучи в Египте преуспевающим военачальником, любимцем царя и народа, он привык слышать в свой адрес похвалы и лесть. Люди тянулись к нему. Он собирался своими собственными силами избавить Израиль от рабства. Совершенно иные уроки пришлось постичь ему как представителю Божьему. Когда он водил свои стада через дикие горы на зеленые пастбища в долинах, он учился вере и смирению, терпению, покорности и самоотверженности. Он научился заботиться о слабых, ухаживать за больными, искать потерявшихся, терпеливо относиться к непокорным, заботиться о ягнятах и кормить старых и ослабевших.

В своей работе Моисей уподобилсяь Пастыреначальнику. Он обрел тесную связь и единство со Святым Израилевым. Он больше не строил планы совершить великое дело. Он стремился преданно, как для Бота, исполнять порученное ему дело. Он научился видеть присутствие Бога в том, что окружало его. Вся природа говорила с ним о Невидимом. Он знал Бога как Личность и, размышляя о Его характере, все более и более полно постигал смысл Его присутствия. Он нашел приют в Его вечных руках» (Е. Уайт. «Служение исцеления», с. 475).

Наши рекомендации