Довод седьмой: Сходство между поиском близости посредством Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и испрашиванием благословения посредством того, что осталось после него
Этот сомнительный довод оставался неизвестным на протяжении многих веков, пока его не открыл и не предал огласке доктор аль-Бути.
В своей книге «Фикх ас-Сира» (с. 344-455) в числе полезных выводов из похода на Худейбию он упомянул о том, что разрешается испрашивать благословение посредством того, что осталось после Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Затем он увидел сходство между этим поступком и поиском близости к Аллаху посредством самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, после его смерти. В результате он пришел к удивительному выводу, о котором прежде никогда не говорили мусульманские ученые, даже самые закоренелые еретики и фанатичные сторонники чьих-либо взглядов. А для того чтобы читатель не подумал, что мы несправедливы к нему и наговариваем на него, я решил процитировать его высказывание полностью. И пусть читатель простит нас за то, что эта цитата слишком длинная.
Шейх аль-Бути сказал: «Если тебе стало ясно, что, испрашивая благословение посредством чего-либо, человек просит для себя посредством этого благо, ты должен понять, что искать близости к Аллаху посредством того, что осталось после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, желательно и дозволенно. И тем более разрешается просить Аллаха о чем-либо ради самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И нет разницы, это было при его жизни или после его смерти. Ведь то, что осталось после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, вообще нельзя назвать живым, будь то при его жизни или после его смерти. Поэтому сподвижники искали близости к Аллаху посредством волос Пророка, мир ему и благословение Аллаха, после его смерти, что упоминается в «ас-Сахихе» аль-Бухари, в главе о седине посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Несмотря на это, некоторые заблудшие, чьи сердца не знают любви к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не разрешают искать близости к Аллаху посредством самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, после его кончины. Они ссылаются на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, после своей кончины уже не может воздействовать на кого-либо, и искать близости к Аллаху посредством него означает искать близости посредством того, что не имеет никакого влияния. Этот довод говорит об очень удивительном невежестве таких людей. Разве доказано, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мог сам по себе воздействовать на что-либо при жизни, чтобы мы надеялись на его влияние после смерти? Поистине, никто из мусульман не может говорить о том, что кто-либо, помимо Единого и Единственного Аллаха, способен самостоятельно влиять происходящее в мире. Кто имеет противоположные воззрения, тот является неверующим, согласно единому мнению всех мусульман.… Если мы испрашиваем благословение или пытаемся приблизиться к Аллаху посредством самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или того, что осталось после него, то это не означает, что мы приписываем ему какое-либо влияние. Это связано лишь с тем, что он был лучшим среди всех творений перед Аллахом и был милостью Божьей к Его рабам. Мы пытаемся приблизиться к Аллаху через Его пророка, мир ему и благословение Аллаха, который был близок к Нему, через величайшую из Божьих милостей к человечеству. Именно так поступил слепой мужчина, прибегший к посредничеству Пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы к нему вернулось зрение, и Аллах вернул ему его[101]. Именно в этом заключалось посредничество Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда сподвижники искали близости к Аллаху посредством того, что осталось после него, и он нисколько не порицал их за это. Мы уже говорили, что прибегать к заступничеству праведных и богобоязненных людей, потомков Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разрешается и тогда, когда люди молят Аллаха о ниспослании дождя или о чем-либо другом. Поступать так желательно, и это мнение единодушно разделяют большинство имамов, в том числе – аш-Шаукани, Ибн Кудама, ас-Сан’ани и др. Следовательно, проводить различия в этом вопросе между тем, что было при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тем, что происходит после его смерти, неправильно. Это – удивительная и совершенно недопустимая ошибка».
Мы имеем целый ряд возражений по поводу этого высказывания, и я назову самые важные из них.
Во-первых, как мы уже отметили на с. ____, аль-Бути упрекнул салафитов в том, что их сердца не знают любви к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Свои слова он мотивировал тем, что они не разрешают искать близости к Аллаху посредством Пророка, мир ему и благословение Аллаха, после его смерти. Это – лживая клевета и несправедливое обвинение, за которое автор, несомненно, будет сурово наказан, если только он искренне не покается в этом. Поистине, он фактически обвинил в неверии тысячи мусульман, не имея никаких доказательств, а лишь опираясь на предположения и догадки, которые, как известно, не могут заменить истину.
Во-вторых, в своем высказывании аль-Бути смешал истину с ложью, сделав неправильный вывод из справедливого суждения. В результате же он пришел к удивительному умозаключению, которое не делал никто прежде. Давайте же посмотрим, что в его словах является истиной, а что – ложью.
Доктор аль-Бути был прав в том,
- что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, близок к Всеблагому и Всевышнему Аллаху, и что он был Божьей милостью к людям;
- что никто, даже Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не может самостоятельно влиять на происходящее в мире, поскольку способен на это только Единый и Единственный Аллах;
- что разрешается испрашивать благословение посредством того, что осталось после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и что сподвижники поступали так еще при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, с его одобрения.
Эти три утверждения, бесспорно, справедливы, и если бы его книга опиралась только на них, то не было бы никакой надобности в моих комментариях.
Но нижеследующие заявления автора являются ошибочными, и разногласия по поводу их очень большие. Мы не согласны с тем,
1 что разрешается искать близости к Аллаху посредством того, что осталось после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и что сподвижники поступали так;
2 что испрашивание благословения и поиск близости к Аллаху – одно и то же;
3 что искать близости к Аллаху посредством самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разрешается так же, как и разрешается испрашивать благословение посредством того, что осталось после него;
4 что поиск близости к Аллаху посредством него связан с тем, что он был лучшим среди всех творений перед Аллахом;
5 как неправильно автор понял выражение «просить заступничество», что и побудило его принять поведение сподвижников как еретический способ приближения к Аллаху;
6 что салафиты считают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, при жизни мог самостоятельно влиять на происходящее в мире, и запрещают искать близости к Аллаху посредством него после его кончины, потому что после смерти его влияние на окружающий мир прекратилось;
7 что слепой мужчина просил Аллаха вернуть ему зрение ради близости Пророка, мир ему и благословение Аллаха, к его Господу;
8 что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, является лучшим среди абсолютно всех творений.