Празднование Пасхи христианской церковью

Празднику Светлого Воскресения предшествует Великий пост. Он подготавливает нас к последней неделе перед Пасхой. Во время этой недели, день за днем Церковь помогает нам вновь пережить те великие события, которые произошли в последние дни земной жизни Иисуса.

Особые праздники во время Великого поста.

Обыкновенно во время Великого поста бывает праздник БЛАГОВЕЩЕНИЕ (25 марта, а по новому календарю — 7 апреля). В этот день Ангел Божий явился Деве Марии и сказал ей, что у Нее родится Иисус Христос, Сын Божий. Благовещение — тихий радостный праздник, и его всегда особенно любили в России

А за неделю до Пасхи — другой праздник — ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Он особенно интересен детям, потому что именно дети принимали большое участие в том событии, которое мы вспоминаем в этот день.

В Евангелии рассказано, как за несколько дней до большого праздника Иисус Xристoc сказал Своим учениках: «Поедем в Иерусалим». Когда они подходили к Иерусалиму, по просьбе Иисуса Христа два ученика привели ему молодого осла, положили на осленка свои одежды и Иисус сел на него. Город был полон народа по случаю праздника. Люди, которые много слышали о Христе, о том, как Он исцелял больных, даже воскрешал умерших(делал живыми), спешили к Нему. Одни срезали ветки с деревьев и расстилали их перед Ним на дороге, другие клали одежды свои подобно ковру, чтобы Он проехал по ним. Все вокруг радостно восклицали: «Осанна!» (спасение) – как мы теперь кричим «Ура!». Особенно громко восклицали маленькие дети и еще продолжали радоваться в храме, видя чудеса Иисуса Христа (Он исцелял слепых и хромых, обступивших Его в храме).

Священники и ученые люди, которые там были, сказали Иисусу Христу, чтобы Он велел детям замолчать. Но Иисус Христос ответил: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу и что они если умолкнут, то камни возопиют?»

Страстная неделя

Последняя неделя перед праздником Пасхи называется СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ (седмица), потому что в эти дни мы вспоминаем, как страдал и отдал за нас жизнь Иисус Христос. Каждый день Страстной недели в церкви бывают такие службы, каких не бывает в другое время года.

По величию (важности) воспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими.

Понедельник, Вторник и Среда посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.

В Четверг утром на Страстной неделе за Литургией вспоминают Тайную Вечерю — последнюю трапезу Иисуса Христа с Его учениками, когда Он причастил их. Так было установлено Святое Причастие.

В Великий Четверг, который в народных традициях называют “чистым”, каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство. В народе этот день отмечался обычаем очищения водой - купанием в проруби, реке, озере.

В Великий Четверг вечером все в церкви стоят с зажженными свечами в руках, и слушают чтение двенадцати отрывков из Евангелия о том, как страдал и умер на кресте Иисус Христос. У нас сохранился обычай постараться донести до дома огонек, с которым мы стояли в церкви, зажечь этим огоньком лампадку перед иконой и сохранить ее горящей до самого праздника Пасхи.

А в Великую Пятницу Литургии (обедни) не бывает. Днем (в третьем часу) на середину храма выносят ПЛАЩАНИЦУ — большую икону, на которой изображен Иисус Христос, когда Его сняли с креста. Эту икону стараются как можно лучше украсить цветами. В церкви подходят к ней, кланяются до земли, целуют ее, "прикладываются".

Пасхальное богослужение.

Приближается Пасха, Воскресение Христово. В Великую Субботу служба делается более радостной. В середине обедни все черные грустные облачения (одежды престола и священнослужителей) меняются на белые и золотые. Иисус Христос еще не воскрес телом, но Он уже победил смерть. Всем святым людям, которые умерли раньше, Он дал новую жизнь.

В великую Субботу Православная церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его в ад.

Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, - в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, поблизости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это, действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Все дни превосходит Святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы «Святая и великая седмица (Страстная), и больше самой седмицы Страстной есть Великая Святая суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем, - так и в делании умного творения, совершив все дело искупления, и в шестой день – пяток, паки возссоздавши истлевшего грехом человека и обновив его Живоносным Крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (I Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественную душою, через смерть отделившуюся от тела и преданную Им в руки Отца, Которому Он принес и кровь Свою, сделавшуюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанной, неограниченной. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенною порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень.

Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественную силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем как снедь и наслаждение для себя.

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на голове, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминании сошествия Иисуса Христа во ад и победа Его над адом и смертью. Во время крестного хода все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», и раздается ликующий трезвон колоколов, все молящиеся идут с возожженными свечами, шест­вие останавливается у затворенных дверей храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь батюшка громко восклицает:

"ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!"

Все радостно поют:

"ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТЬЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ", — двери широко открываются, и все входят в храм. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским вратам в здании того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма алтарь Царскими вратами и кладут ее на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня в память сорокодневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

По окончании литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

Все верующие приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» и на это надо отвечать: «Воистину воскресе!»

Исследование Православной Веры. Кн. 3, гл. 28

Воскресение Христово

Наши рекомендации