Только три праведника осталось в мире. Злое состояние людей перед Потопом.

• Но Енох хранил заповедь Иареда, отца своего, и продолжал служить в пещере.

• Это тот самый Енох, с которым произошло много чудесного, и который также написал знаменитую книгу; но чудеса эти нельзя описать здесь.

• И после этого сыны Сифа сбились с пути и пали, и они, и их дети, и их жены. И когда Енох, Мафусал, Ламех и Ной увидели их, сердца их восскорбели из-за падения их в сомнение, полное неверия; и они плакали и искали милости у Бога, дабы сохранить их и вывести их из того нечестивого рода.

• И Енох продолжал свое служение перед Господом в течение трехсот восьмидесяти пяти лет, и в конце этого времени он узнал по благодати Божией, что Бог хотел забрать его от земли.

• И тогда сказал он сыну своему: «Сын мой, я знаю, что Бог хочет навлечь на землю воды Потопа и уничтожить создание наше.

• И вы — последние правители этого народа на этой горе; ибо я знаю, что не останется ни один из вас, чтобы рожать детей на этой святой горе; и ни один из вас не будет править детьми своего народа; и не останется от вас никакого большого общества на этой горе».

• И Енох также сказал им: «Блюдите душу свою и твердо держитесь страха Божия и вашего служения Ему, и поклоняйтесь Ему в вере праведной, и служите Ему в правде, и целомудрии, и суждении, и в покаянии, и также в чистоте».

• И когда Енох закончил свои повеления им, Бог перенес его с той горы в страну жизни, в обители праведных и избранных, в райское жилище радости, во свет, достигающий до небес; свет, наход ящийся за пределами света мира сего; ибо это свет Божий, который наполняет собой всю вселенную, но который ни одно место неспособно вместить.

• И так, поскольку Енох был во свете Божием, он оказался недосягаемым для смерти; до тех пор, пока Бог не даст ему умереть.

• И в целом ни один из наших отцов или их детей не остался на святой горе той, кроме Мафусала, Ламе* ха и Ноя. Ибо все остальные спустились с горы и впали в грех с сынами Каиновыми. И потому та гора стала запретна для них, и никто не остался на ней, кроме тех трех мужей.

ВВЕДЕНИЕ

Совершенно иная енохическая рукопись сохранилась на славянском языке. Этот текст, названный «Вторым Енохом» и в большинстве случаев именуемый «Славянской Книгой Еноха», был обнаружен в 1886 году профессором Соколовым в архивах Белградской Публичной библиотеки. Оказывается, что так же, как эфиопская Книга Еноха («Первый Енох») сумела в Vi веке избежать изъятия Церковью енохических текстов из употребления в области Средиземного моря, и елавянская Книга Еноха уцелела где-то далеко, через долгое время после того, как рукописи оригинала, с которых она списывалась, были уничтожены или спрятаны.

Специалисты в области енохических текстов высказывают предположение о том, что пропавший оригинал, с которого был сделан славянский список, мог быть греческой рукописью. Последняя же, в свою очередь, могла основываться на еврейской или арамейской рукописи.

Многие арамейские фрагменты Первого Еноха были найдены за последние несколько десятилетий в Кумранских пещерах, где сохранились писания ессеев, показывающие, насколько важна была Книга Еноха для

общины ессеев. Возможно также, что само ядро славян* ской Книги Еноха, Книга тайн Еноха, была известна братству ессеев, несмотря на то, что ни одна из ее записей не была обнаружена среди немногих разрозненных останков этой общины.

Славянский текст свидетельствует о многочисленных добавлениях к первоначальной рукописи, сделанных позднее. Подобное редактирование нередко ветречается в религиозных текстах и, к сожалению, оно может включать в себя удаление некоторых мест учения, признанных «ошибочными».

Из-за того, что в славянской Книге Еноха встречается определенная календарная дата, некоторые исследователи заявляют о том, что этот текст не мог быть написан ранее VII века по Р.Х. Большинство ученых видят в славянской Книге Еноха влияние христианства и потому относят ее к самым ранним текстам, к I веку н. э.

Однако некоторые склонны рассматривать эти сомнительные фрагменты не как свидетельство христианского авторства, а как поздние христианские вставки в более ранний текст рукописи. К примеру, Р. X. Чарльз, специалист по енохическим текстам, считает, что даже лучшая из двух славянских рукописей содержит интерполяции и, с текстологической точки зрения, «искажена».

Многие ученые согласны с тем, что славянская Книга Еноха является эклектическим и синкретистическим текстом, вероятно, составленным христианскими авторами, но, возможно, имеющим истоки в более ранней традиции. Несмотря на то что этот текст признан отдельной частью литературной традиции, относящейся

к патриарху Еноху, он вполне мог быть обусловлен Первым Енохом.

Таким образом, славянская Книга Еноха могла сохранить другую часть глубокого учения о падших ангелах, известного ранним иудейским племенам, но по большей мере утраченного для нас. Вот почему славянская Книга Еноха имеет такую ценность, несмотря на свои дефекты, полученные от редакторской правки.

Итак, хотя редакторы многих последующих веков и оставили свои отпечатки на этой рукописи, тем не менее это вовсе не означает, что они полностью исказили подлинность и древность этой книги и ее учения. Со многих ее страниц все так же звучит отголосок истины.

Как и в случае с эфиопским текстом Первого Еноха, главы данной книги могут оказаться, точными копиями нескольких отдельных и больших по размеру книг. Многие ученые усматривали в Первом Енохе отдельные книги со следующими названиями: Книга древности, Первая и Вторая книги Стражей, Первая книга тайн или Видение Премудрости, Видение Ноя и Истор ия и Астрономическая книга. Возможно, что за текстом славянской Книги Еноха стоит похожий, только по-другому составленный, ряд источников.

Енох сообщает нам, что он написал 366 книг. Почему бы тогда нам не допустить, что за данной славянской Книгой Еноха может стоять одна, или две, или десять из его «утраченных» книг?

[То, что мы включили сюда Книгу тайн Еноха и апокрифические произведения, которые помещаются в разделе «Енох в забытых книгах», вовсе не означает,

Только три праведника осталось в мире. Злое состояние людей перед Потопом. - student2.ru

что они обязательно должны быть того же духовного калибра, что и сама Книга Еноха, которая представля־ ет собой самый длинный и самый важный документ в енохической литературе. Однако эти малые произведения подчеркивают подлинность Книги Еноха одновременно своим заимствованием темы (как в Книге тайн Еноха) и прямыми цитатами (как в Книге Юби’ леев и Заветах двенадцати патриархов).]

Только три праведника осталось в мире. Злое состояние людей перед Потопом. - student2.ru

♦И Господь призвал меня״.►

Глава I

Рассказ об устройстве мира, открывающий механизм движения солнца и луны. Астрономия и весьма занятный древний календарь. См. главы 15-17, а также 21. О том, на что был похож мир до Сотворения, см. главу 24. Особый колорит вносит глава 26, уникальный рассказ о том, как был сотворен Сатана (глава 29).

• Был муж мудрый, великий изобретатель, и Господь возлюбил его и взял его, дабы он увидел высшее житие, дабы стал он свидетелем премудрого, и великого, и непостижимого, и непреходящего царства Бога Вседержителя, самого изумительного, преславного, пресветлого и многоочитого предстояния слуг Господа, и неприступного престола Господа, и степеней, и прояв־ лений бесплотного воинства, и неописуемого служения многого множества стихий, и различных видений, и несказанного пения воинства Херувимов, и света безмерного.

• Когда мне исполнилось сто шестьдесят пять лет, сказал он, у меня родился сын Мафусаил.

• Затем я еще прожил двести лет. А вся моя жизнь продолжалась триста шестьдесят пять лет.

• В один день первого месяца я был всвоем доме один и лежал на одре, почивая.

• Во время сна обильная скорбь охватила сердце мое, и я заплакал очами своими во сне, и не мог понять, что означает сия скорбь, или что будет со мною.

• И явились два мужа столь великих, каких никогда не видел я на земле: лица их сияли подобно солнцу, а очи их были словно свечи горящие, из уст исходил огонь, одеяния напоминали причудливую пену, тело переливалось разноцветными красками, крылья были светлее золота, а руки — белее снега.

• Они встали у изголовья одра и окликнули меня по имени.

• Я пробудился и впрямь увидел стоящих предо мной мужей.

• Взглянул я на них, поклонился и ужаснулся, и лицо мое исказилось от страха. И сказали они мне:

• «Дерзай, Енох, не бойся! Послал нас к тебе вечный Господь. И вот сегодня ты вознесешься вместе с нами на небо. Накажи своим сыновьям и домочадцам, что им де~ лать без тебя на земле в твоем доме. И пусть никто не ищет тебя, пока Господь не возвратит тебя к ним».

• Послушался я их, и быстро вышел из дома и закрыл двери, как мне и велели. И позвал я сыновей своих: Мафусаила, Регима и Гаидада, и поведал им о всех чудесах, какие сказали мне те мужи.

Глава 2

Наставление. Как Енох наставлю своих сынов.

Послушайте, чада мои! Не знаю, куда я иду, и что меня ждет. И теперь, чада мои, говорю я вам: не от*

ступайте от Бога и не поклоняйтесь идолам, что не создали ни небес, ни земли, ибо и сами они, и те, кто им поклоняется, погибнут. Пусть Господь укрепит сердца ваши в страхе Его. А теперь, чада мои, пусть никто меня не ищет, доколе Господь не возвратит меня к вам.

Глава 3

О вознесении Еноха; как ангелы взяли его на первое небо.

И было, когда говорил Енох сыновьям своим, ангелы взяли его на крылья свои, и вознесли его на первое небо, и поставили на облака. И взглянул я там, и снова взглянул ввысь, и узрел я эфир. И так вознесли меня на первое небо и показали мне Море великое, паче земного.

Глава 4

Об ангелах, управляющих звездами.

Потом привели меня к старейшинам и владыкам звездных чинов и показали двести ангелов, управляющих звездами и их служением небесам, летающих на крыльях и обходящих все планеты.

Глава 5

О том, как ангелы бдят над хранилищами снега.

И здесь взглянул я вниз и узрел хранилища снега, и ангелов, бдящих над этими страшными хранилищами, и облака, откуда они появляются и куда уходят.

О росе и масличном елее, и о различных цветах.

И они показали мне хранилища росы, как елей мае־ личный, и вид их — как все цветы земные. Увидел я и ангелов, стерегущих хранилища те, и то, как они открывают и затворяют их.

Глава 7

• том, как Енох был взят на второе небо.

• И взяли меня мужи те, и возвели на второе небо. И показали мне тьму непроглядную, паче земной. И здесь узрел я висящих в цепях узников, ожидающих великого и безмерного суда И ангелы эти были более темноликими, чем земная тьма и непрестанно и всечасно испускали плач.

• И спросил я мужей, бывших со мною: «Почему они мучаются беспрестанно?» И отвечали те мужи: «Это 60гоотступники, ослушавшиеся заповедей Господних, еледовавшие своей воле и отступившие от Господа вместе со своим князем, который также связан на пятом небе».

• И пожалел я о них весьма, и поклонились мне те ангелы и сказали: «Человек Божий, помолись о нас Господу!» И сказал я им в ответ: «Да кто я такой, простой смертный, чтобы молиться за ангелов? Кто знает, куда я иду, что меня ожидает, и кто будет молиться за меня?»

Глава 8

• вознесении Еноха на третье небо.

• И взяли меня оттуда мужи те, и возвели на третье небо, и поставили меня там; и взглянул я вниз, и

увидел плоды этих мест, красоты незнаемой по виду своему.

• И увидел я всякие благоцветные деревья и их плоды благоуханные, и всякие яства, производимые ими, изобилуют с благовонным дуновением.

• И посреди тех деревьев росло древо жизни, на котором почивает Господь, когда входит рай, и древо то несказанно прекрасно благоуханием и прекраснее любого творения. Оно отовсюду златовидно, красно, огнеобразно и покрывает собой все. И оно сочетает в себе все плоды.

• Корень его находится в саду, на краю земли.

• Рай же лежит между тлением и нетлением.

• И выходят два источника, которые источают мед и млеко, а их источники источают елей־ и вино, и они раз־ деляются на четыре части, и тихо струятся и вливаются в РАЙ ЕДЕМСКИЙ между тлением и нетлением.

• И они выходят оттуда и бегут по земле, обращаясь по кругу, подобно остальным стихиям.

• И нет здесь неплодоносящего дерева, и всякое место благословлено.

• Триста светлейших ангелов охраняют рай и своим непрестанным сладкозвучным пением и немолчными голосами денно и нощно служат Господу.

• И воскликнул я: «Как прекрасно это место!» И сказали мне мужи:

Глава 9

Еноху показывают место праведных и милосердных. Место это, Енох, уготовано праведникам, которые претерпят напасти от тех, что причиняют зло их душам,

и которые отвратят очи свои от неправды и сотворят суд праведный, чтобы дать хлеб алчущим и покрыть нагого одеждой, и поднять падшего, и помочь обиженным и сирым; и которые ходят без вины пред лицем Господа и Ему одному служат, — тем уготовано сие место в наследие вечное.

Глава 10

Здесь Еноху показаны страшное место и различные мучения.

• И те двое мужей вознесли меня на север неба, и показали мне там место весьма страшное: всякое томление и мучение были на месте том, и тьма жестокая, и мгла неосвещенная, и нет там света, но огонь мрачный разгорается всегда на месте том, и река огненная вытекает, и на всем месте том повсюду огонь, и повсюду там стужа и лед, и жажда и трепет, и узилища жестокие весьма, и ангелы лютые и немилосердные, носящие злое оружие и мучающие без милости. И сказал я:

• «О горе горькое! сколь страшно место сие!»

• И отвечали мне мужи те: Это место, Енох, уготовано для тех, которые не почитают Бога и вершат на земле противоестественный грех, который есть развращение детей по образу содомскому, для тех, которые творят колдовство и волхвование, и диавольские чародейства, и похваляются делами своими нечестивыми — воровством, ложью, клеветой, завистью, злобой, любодеянием, убийством, — и которые, проклятые, крадут души человеческие, которые, видя бедных, отбирают у них имущество и богатеют, обидою присваивая чужое добро; и могут насытить голодных, но умерщвляют го

лодом алчущего; и, имея возможность одеть нагих, раздевают; и которые не познали Творца своего, но поклонялись богам бездушным (т.е. безжизненным), богам суетным, не могущим ни видеть, ни слышать; которые также создавали идолов и поклонялись нечистому тво рению рук своих. Всем им уготовано это место в удел вечный.

Глава 11

Здесь Еноха возвели на четвертое небо, где пребывает движение солнца и луны.

1И взяли меня мужи те, и возвели на четвертое небо. И показали они мне здесь все шествия, движения и течения солнечного и лунного света.

• И, соизмерив их шествия и сопоставив их свет, увидел я, что свет солнца ярче луны.

• Солнечная же колесница, на которой солнце носится по кругу, подобна ветру, и нет ей покоя ни днем, ни ночью.

• Ее проход и заход сопровождают четыре огромных звезды, и под каждой звездой было еще по тысячи звезд справа от солнечной колесницы, и четыре слева, с тысячей звезд под каждой из них. Всего их насчитывается восемь тысяч, и все они зависят от солнца.

• Водят же солнце днем сто пятьдесят тысяч ангелов.

• А шестикрылые ангелы идут перед колесницей в пламени огненном, и сто ангелов дают солнцу огонь и зажигают его.

• самих удивительных солнечных стихиях.

• И я взглянул и увидел другие летящие стихии со лнца, имена которым Феникс и Халкидра, удивительные и чудесные. Ноги и хвосты у них львиные, а головы — крокодильи, окрашены они цветами небесной радуги; величиной по девятьсот мер, и крылья у них подобны ангельским, у каждого по двенадцать крыльев, и они мчат колесницу солнца, и несут они росу и зной, как повелит им Господь.

• Так заходит и восходит солнце и поднимается под небом, и путь его проходит под землей с непрестанным светом его лучей.

Глава 13

Ангелы взяли Еноха и отнесли его на восток к ератам солнца.

• И отнесли меня мужи те на восток, и отнесли меня к вратам солнца, из которых выходит солнце в положенные времена и по обращениям луны всего года, и по числу часов дня и ночи.

• И увидел я шесть врат отверстых, и каждые врата величиной в шестьдесят одну стадию и четверть стадии, и я измерил их по правде, и постиг, что они слишком велики, и из них восходит солнце и идет на запад, и наступает вечер, и восходит в течение всех месяцев, и снова возвращается шестыми вратами по истечению срока своего. И так заканчиваются дни года по обращению времен.

Отнесли Еноха на запад.

• И опять понесли меня мужи, теперь уже к западным пределам, и показали шесть больших врат, открытых в сторону, противоположную восточным вратам. В них солнце заходит по истечению трехсот шестидесяти пяти и одной четверти дня.

• Так заходит оно снова в западные врата и уводит свой свет, величие блеска его, под землю; ибо его сияющий венец находится на небесах с Господом и четыреста ангелов охраняют его, когда солнце разворачивает свою колесницу под землю и семь часов проводит в ночи без света, и половину своего пути проходит под землей, а затем подходит к востоку на восьмой час ночи и несет свой свет и сияющий венец, и солнце пылает более чем огонь.

Глава 15

Солнечные стихии, Феникс и Халхидра поют.

• Тогда Феникс и Халкидра начинают петь стихи, и все птицы на земле бьют крыльями, радуются Дающему свет и поют песню по велению Господа.

• Дающий свет идет и несет сияние всему миру, и хранитель утра облекается в форму, которая состоит из лучей солнца, и солнце земное выходит и загорается, чтобы осветить все лицо земли. Й показали мне, как расчесть путь солнца.

• И врата, коими оно входит, суть огромные врата исчисления часов года; И потому солнце есть творение великое, чей оборот длится двадцать восемь лет, а затем снова начинается сначала.

Глава 16

Взяли Еноха и снова отнесли его на восток, к пути луны.

• Показали мне также те мужи другой путь — шествие луны, и двенадцать огромных вечно обращенных к востоку врат. Через них заходит и восходит она в онределенное время.

• Она восходит через первые врата, расположенные к восточным пределам от солнца, ровно тридцать один день, через вторые — ровно тридцать один день, через третьи — ровно тридцать дней, через четвертые — ровно тридцать дней, через пятые — ровно тридцать один, через шестые — ровно тридцать один день, через седьмые — ровно тридцать дней, через восьмые — ровно тридцать один день изрядно, через девятые врата — ровно тридцать один день, через десятые — тридцать дней вестимо, через одиннадцатые — ровно тридцать один день, через двенадцатые — ровно двадцать восемь дней.

• Также и проходит она и западными воротами — по обращению и по числу восточных ворот, и совершает солнечный год в триста шестьдесят пять дней с четвертью, в то время как лунный год имеет триста пятьдесят четыре, и ему не хватает двенадцати дней солнечного цикла, которые суть возраст луны за целый год.

• [И также великий цикл заключает в себе пятьсот тридцать два года.]

• Четверти дня недостает в течение трех лет, а четвертый год точно дополняет его.

• И потому дни те изъяты из счисления неба и года и в числе дней не сочтены, ибо превышают время годо

вое: два новомесячия в пору приращения луны и два других в пору умаления.

• Когда же заканчиваются западные врата, луна возвращается и идет к восточным со светом своим. И так луна движется день и ночь по небесным кругам, расположенным ниже всех других кругов, быстрее небесных ветров. И перед нею летят духи, и стихии, и ангелы; и у каждого ангела по шесть крыльев.

• Семикратный путь свой проходит она за девятнадцать лет.

Глава 17

О пении ангелов, которое невозможно описать.

Посреди неба увидел я вооруженных воинов, которые служат Господу игрой на тимпанах и органах и непрестан но поют благими голосами, благами и непрестанными голосами и разнообразным пением, которое невозможно описать и которое изумляет всякий ум. Таким чудесным и уДивительным было пение тех ангелов, и насладился я, слушая его.

Глава 18

• вознесении Еноха на пятое небо.

• И взяли меня оттуда мужи те, и вознесли меня на пятое небо. И я увидел там бесчисленное множество воинов, называемых Григореями. Обликом они походят на людей, ростом выше исполинов. Лица у них были мрачные, а уста вечно молчащие. Служба Господу на пятом небе не пелась. И сказал я мужам, бывшим со мною:

• «Почему они такие мрачные, с унылыми лицами и онемевшими устами, и отчего нет службы на этом небе?»

• И отвечали мне мужи те: Это Григореи, которые отвергли Господа света вместе со своим князем Сатанаилом. За ними же бродят те, кто ныне находится на втором небе, окруженном непроглядной мглой. Трое из них спустились на землю от престола Господа в местность Ермония и исполнили обет свой на хребте горы Ермон, и увидели дочерей человеческих, как они хороши, и взяли их себе в жены. И осквернили землю своими делами, те, которые во все времена жизни своей совершают незаконные кровосмешения, и порождают на свет исполинов и удивительных великанов, и сеют великую вражду.

• И того ради осудил их Господь великим судом, и вот, рыдают они о братии своей, и будут они наказаны в великий день Господень.

• И сказал я Григореям: «Видел я ваших братьев,

дела их, и великие мучения их. *И молился о них, но осудил их Господь пребывать под землей до скончания небес и земли». "

• И сказал я: «Почему ждете вы, братья, а не творите службу перед лицом Господа? И не полагаете служения вашего перед лицом Господа, чтобы не прогневать Его вконец?».

• И вняли они увещанию моему и стали на небе по четырем чинам; и вот, пока я стоял с теми двумя мужами, вострубили разом четыре трубы великим гласом, и запели стройно Григореи, и взошел их глас перед Господом со скорбью и умилением.

Глава 19

• вознесении Еноха на шестое небо.

• Затем взяли меня те мужи и возвели на шестое небо. Там увидел я семь пресветлых и многославных ангелов. Лица их сияли ярче солнечных лучей, и не различались они обликом, поведением или облачением. Ведают эти чины движением звезд, изменениями луны и обращением солнца, и добрым управлением миром.

• Когда же наблюдают злые мирские дела, они учиняют заповеди и поучения и творят сладкое богогласное пение и всяческие славные хвалы.

• Это — архангелы, стоящие над ангелами и измеряющие всякое существо, будь оно небесное или земное. Им подчиняются ангелы, бдящие над реками и морем, и те, кто над всяким земным плодом, и ангелы, которые над всякой травинкой, дающие пищу всем, всякой живой твари. И ангелы, записывающие все человеческие души, и все дела их и жития людей перед ликом Господним. Среди них — шесть фениксов, шесть херувимов и шесть шестикрылых. И у них один глас, и поют они единогласно, причем пение их невозможно описать. И они радуются пред Господом у подножия Его.

Глава 20

Оттуда вознесли Еноха на седьмое небо.

• Затем взяли меня те мужи и возвели на седьмое небо. И увидел я безмерно яркий свет и огненное воинство великих архангелов, бесплотных сил, господств, и начал, и властей, херувимов и серафимов, престолы и многооких, девять полков, и светозарное стояние Офанимов.

И забоялся я и затрепетал от великого страха. Тогда те мужи взяли меня, повели за собой и сказали:

• «Дерзай, Енох, не бойся!» И показали мне издали Господа сидящего на Своем высочайшем престоле. Ибо что же может быть на десятом небе, если Сам Господь обитает здесь?

• На десятом небе — Бог, Который на языке еврейском называется Арават.

• И все воинства небесные приступали и выстраивались по чину десяти степеней, и кланялись Господу, и снова становились на свои места в радости и веселии, воспевая песни в свете безмерном тихими, кроткими голосами и славно служа Ему.

Глава 21

• там, как ангелы оставили Еноха здесь, на краю седьмого неба, и, удалившись от него, стали невидимы.

• И херувимы и серафимы окружили Его престол, а шестикрылые не отступали от Него, стоя перед лицом Господним и творя Его волю, и они покрывали весь престол Его и пели тихим голосом перед лицом Господним: «Свят, свят, свят Господь Владыка Саваоф, небо и земля полны Твоей славы».

• И когда я все это увидел, сказали мне те мужи: «Енох, нам велено сопровождать тебя лишь до этого места». И отошли они, и больше я их не видел.

• Оставшись один на краю седьмого неба, устрашился я и пал ниц, говоря про себя: «Горю! за что мне такое выпало!»

• И послал Господь одного из славных Своих, архангела Гавриила, и тот сказал мне: «Дерзай, Енох, не -

бойся! Предстань перед ликом Господним вовеки, встань и иди со мной».

• И отвечал я ему, говоря про себя: «Господи, покинула меня душа моя от страха и трепета». И призывал к себе тех мужей, что привели меня в это место, ибо на них я уповал и с ними иду к лику Господню.

• И поднял меня Гавриил, как поднимает ветер лист, и поставил перед ликом Господним.

• И увидел я восьмое небо, называемое на языке еврейском Муцалот, смена времен, засухи и дождя, и двенадцати знаков Зодиака, которые над седьмым небом.

• И увидел я девятое небо, которое по-еврейски называется Кушавим, где стоят небесные жилища двенадцати знаков Зодиака.

Глава 22

На десятом небе архангел Михаил привел Еноха к лику Господню.

• На десятом небе, Арават, увидел я вид лица Господня, словно железо, раскаленное докрасна и вынутое из огня, источает искры и обжигает.

• И так увидел я лицо Господа. И лицо Господа было неописуемое, и чудное и престрашное, и очень, очень грозное.

• Но кто я таков, чтобы описывать неисповедимое существо Господа и лицо Его предивное? И как рассказать о лике Его многоученом и многогласном, и о престоле Господнем, превеликом и нерукотворном, о ликостоянии окружающих Его воинств херувимов и серафимов, о неумолчном их пении и о неисповедимом

образе Его красоты? И кто сможет передать несказанное величие Его славы?

• И пал я ниц и поклонился Господу. И Господь устами своими сказал мне:

• «Дерзай, Енох, не бойся! Поднимись и предстань перед ликом Моим вовеки».

• И поднял меня архистратиг Михаил и подвел к лику Господа.

• И сказал Господь слугам Своим, испытывая их: «Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом моим вовеки». И поклонились Господу славные Его и молвили: «Пусть приблизится Енох по слову Твоему».

• И сказал Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим миром Моим, и облачи его в ризы славы Моей».

• И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил. И миро светилось паче самого яркого света, и было оно, словно роса благодатная, а благоухание и аромат его сверкали, будто солнечные лучи. И оглядел я самого себя, и стал подобен я одному из славных Его.

• И призвал Господь одного из своих архангелов именем Вревоил, превосходящего остальных быстротой ума и записывающего все дела Господни. И возгласил Господь Вревоилу:

• «Принеси книги из Моих хранилищ и борзописную трость и дай ее Еноху. И покажи ему избранные и утешительные книги из рук твоих».

Глава 23

О писании Еноха, как он описал свои чудесные путешествия и небесные явления, и как сам написал триста шестьдесят шесть книг.

• И растолковал он мне небесные и земные дела: о море и всех явлениях, движениях и разгулах природ־ ных стихий; о солнце, луне, звездах, об их движении и изменении; о временах года, летах, днях и часах; о воехождении облаков и дуновении ветров; об ангельских числах и песнях воинства; о жизни человеческой, заповедях и поучениях; о сладкоголосном пении и обо всем, чему следует поучиться.

• И сказал Вревоил: «Вот все, что я должен был тебе рассказать, а ты записать. А теперь садись и запиши все души людей, несмотря на то, что многие из них родились, и отведенные им навеки места, ибо все души были предопределены к вечности еще до сотворения мира».

• И сидел я еще дважды тридцать дней и тридцать ночей и записал все точно. И написал я ־триста шестьдесят шесть книг.

Глава 24

• великих тайнах Божьих, которые Бог открыл и рассказал Еноху, и говорил с ним лицом к лицу.

• И призвал меня Господь, и сказал мне: «Енох, садись слева от Меня рядом с Гавриилом».

• И я поклонился Господу. И сказал мне Господь: Обо всем, что ты видел, Енох, возлюбленный, обо всем, что завершено, Я поведаю тебе от начала, когда не было еще того, что привел Я из небытия в бытие, и излевидимого в видимое.

• Слушай, Енох, и внимай словам Моим, ибо даже ангелам Моим не возвестил Я тайны Моей, и не поведал им, как сотворил их, ни о бесконечном Моем

царстве, и не постигли они Моего творения, о котором тебе Я возвещаю сегодня.

• Ибо прежде чем быть вещам видимым, Я один шествовал посреди невидимого, подобно солнцу от воетока до запада и от запада на восток.

• Но солнце находит покой в себе, Я же не обретал покоя, ибо Я создавал все вещи. И помыслил Я поставить основание и сотворить тварь видимую.

Глава 25

Бог рассказывает Еноху, как из самой глубины происходит видимое и невидимое.

• И повелел Я в глубине, да взойдет одно из невидимых в видимое. И вышел Адонл, и был он превелик весьма, и Я увидел его, и вот, имел он во чреве своем свет великий.

• И сказал Я ему: 4 Разрешись от бремени, Адоил, и да выйдет из тебя видимое»־.

• И разрешился он от бремени, и вышел из него свет великий. И Я был посреди великого света, и как рождается свет от света, так произошел великий век и показал все творение, которое Я восхртел сотворить.

• И увидел Я, что это — хорошо.

• И поставил Я Себе престол, и сел на нем, свету же сказал: 4 Взойди ввысь, и утвердись над престолом, и будь основанием вышнему».

• И нет превыше света ничего иного. И тогда Я воеклонился и взглянул ввысь с престола Моего.

Глава 26

Бог взывает во глубине во второй раз, чтобы вышел Apxaci тяжелый и весьма красный.

• И воззвал Я ״во глубине во второй раз, и сказал: «Да изыдет Apxac твердый», и он вышел твердый из невидимого.

• И Apxac вышел твердый, тяжелый и весьма красный.

• И сказал Я: «Откройся, Apxac1 и да родится из тебя». И он разрешился от бремени, и из него вышел век, великий и темный весьма, неся в себе творение всех низших существ. И увидел Я, что это — хорошо. И сказал ему:

• «Сойди вниз, и утвердись, и будь основанием дольнему». И так случилось, и он сошел, и утвердился, и стал основанием дольнему. И ниже тьмы нет ничего иного.

Глава 27

• том, как Бог основал воду и окружил ее светом, и утвердил на ней семь островов.

• И повелел Я, чтобы отделилось от света и тьмы, и сказал: «Стань плотным», и стало так; и Я разлил по нему свет, и стала вода, и Я разлил по ней тьму, ниже света, и тогда Я сделал воды стойкими, то есть бездонными, и Я сделал основание из света вокруг воды и сотворил семь кругов с внутренней стороны, и сделал ее (воду) как кристалл мокрую и сухую, то есть как стекло, и круговращение вод и другие стихии, и Я показал каждой ее путь, и семи звездам, каждой из них в своем

месте на небе, дабы они шли так, и увидел Я, что это — хорошо.

• И отделил Я между светом и между тьмой, то есть посреди воды здесь и там, и сказал Я свету, чтобы он был днем, и тьме, чтобы она была ночью, и был вечер, и было утро: день первый.

I

Глава 28

Неделя, в которую Бог показал Enoxy всю Свою премудрость и силу, как Он в течение всех семи дней сотворил все силы небесные и земные и все движущееся до самого человека.

• И тогда Я сделал твердым небесный свод, и сделал так, чтобы нижняя вода, которая под небом, собиралась вместе, в одно целое, и чтобы хаос высох, и стало так.

• И из волн сотворил Я камни твердые и большие, и из камней составил Я сушу, и сушу назвал Я землей, и середину земли Я назвал бездной, что означает не имеющая дна, и собрал море в одно место и связал его уза־ ми.

• И сказал Я морю: « Вот, Я даю тебе твою границу вечную, и ты не исторгнешь частицы вод твоих».

• И поставил Я твердь. И этот день Я назвал новосотворенным [Воскресенье].

Глава 29

И наступил вечер, и затем снова утро, и был день второй [понедельник]. Огненная Сущность.

1 И для всего воинства небесного, образовал Я образ и сущность огненную, и очи Мои взглянули на весь

ма твердый, прочный камень, и от взора очей Моих молния приняла свою дивную природу, которая одновременно есть огонь в воде и вода в огне, и ни вода не исторгает огонь, ни огонь не иссушает воду, и потому молния ярче солнца, и мягче солнца, и прочнее твердого камня.

• И из камня Я высек огонь великий и из огня сотворил чины десяти бесплотных воинств ангельских, и оружие их — огненное, и одежды их — горящее пламя, и Я повелел каждому стать в чине своем.

Тут Сатанаил со своими ангелами был низвергнут с высоты.

• И один из чинов ангельских, отвратившись вместе с чином, который был под началом его; помыслил в себе невероятное о том, чтобы поставить свой трон выше облаков над землей, дабы ему стать равночинным Мне по власти.

• И Я низверг его с высоты с ангелами его, и он полетел в воздухе нескончаемо над бездной.

Глава 30

И затем Я сотворил все небеса, и был день третий [вторник].

• И в третий день Я повелел земле произрастить великие и плодовитые деревья, и горы, и сеющее семя, и насадил Я Рай, и окружил его, и поставил пламенных ангелов как стражников в доспехах, и так сотворил Я обновление.

• И настал вечер, и настало утро: день четвертый.

• [Среда]. И на четвертый день Я повелел, чтобы были великие светила на кругах небесных.

• И на первом, самом верхнем круге поместил Я звезды, Хроноса, и на втором — Афродиту, на третьем — Ареса, на пятом — Зевса, на шестом — Гермеса, на седьмом малом — луну, и украсил их малыми звездами.

• И на нижнем поместил Я солнце для освещения дня, и луну и звезды — для освещения ночи.

• И солнце должно идти согласно каждому из животных (т.е. знаков Зодиака), двенадцати, и Я определил смену месяцев и их имена и дни жизни, и их громы, и их часовые знаки, как они должны сменяться.

• И настал вечер, и настало утро: день пятый.

• [Четверг]. И на пятый день повелел Я морю, чтобы оно породило рыб, и всякую птицу пернатую, и всяких животных, ползающих по земле, ходящих по земле на четырех ногах, и парящих в воздухе, мужского рода и женского, и всякую душу, дышащую духом жизни.

• И настал вечер, и настало утро: день шестой.

• [Пятница]. И на шестой день повелел Я Премудрости Своей сотворить человека из семи составляющих: одна — плоть его из земли; вторая — кровь его из росы; третья — глаза его из солнца; четвертая — кости его из камня; пятая — ум его от стремительности ангелов и от облака; шестая — вены его и волосы его из травы земной; седьмая — душу его из Моего дыхания и из ветра.

И И Я дал ему семь природ: плоти — слух, глаза для зрения, душе — запах, вены для осязания, кровь для 1 вкуса, кости для терпения, уму — стремительность (т.е. } наслаждение).

• И Я замыслил сказать слова искусные: Я сотворил человека из невидимой и видимой природы, и от ! них — его смерть, и жизнь, и образ, он обладает речью, '

как и всякое создание, он мал в великом и опять велик в малом, и Я поместил его на земле, как второго ангела, почтенного, великого и славного, и Я поставил его правителем, чтобы он правил на земле и имел Мою премудрость, и не было бы никого как он на земле из всех Моих существующих тварей.

• И Я дал ему имя из четырех составных частей, с востока, с запада, с юга и с севера, и Я назначил для него четыре особых звезды, и Я нарек ему имя Адам, и показал ему два пути, свет и тьму, и сказал ему:

• «Это хорошо, а то плохо», дабы Мне узнать, имеет ли он к

Наши рекомендации