Утром, выкопавши могилу, закопал кости усопшаго, сотворивши, по силам своим, надгробное пение.
И жил я на сем уединенном, возвышенном кургане две недели, наслаждаясь полным безмолвием, молитвою и зрением славы Божией, явленной в природе, которая воистину есть зерцало всемогущества Божия и величественный орган, немолчно воспевающий безконечныя совершенства Божии. Конечно, только нужно с нашей стороны постараться, чтобы раскрыть в своей душе внутренний слух сердца, коему бывает слышна величественная гармония мироздания Божия.
ГЛАВА 30. Изображение воздушных явлений
Находясь как бы в самом сердце Кавказских гор, во внутреннейшей, глубочайшей пустыне, где отсутствовала всякая суета века сего, а царствовала природа в своём полном естественном состоянии и являла силу свою в чудных явлениях воздушнаго мира, поколику можно было видеть земному страннику, зашедшему в ея таинственное лоно, всецело укрытое от всех людей века сего, я зрел как чувственными очами великое и дивное в природе, так и ещё более внутренними очами сердца многохудожную премудрость Божию, и от видения твари восходил к познанию Творца.
Не возможно передать в точности, потому что невидевшему ни разу нельзя и представить, какия чудныя, неизобразимо великолепныя картины мгновенно составляются в воздухе между вершинами гор, в ущелиях и в небесном пространстве. Часто облака как бы обнимаются, целуяс с горными шпилями, и бывает трудно их различить одни от других - так тесно они между собою сливаются. То несутся облака, как военныя колесницы, грозным видом своим устрашая земного зрителя, робко смотрящаго на чрезвычайное видение; другия облака спешат быстрейшим стремлением, якоже полки воинов на жестокую со врагами брань, а впереди их несётся облако на подобие огненнаго столба, освещая им путь. Иныя облака идут далеко медленнее и как бы шествием торжественным; но вид их, очертание и форма чудны и поразительны. Они подобятся величественным храмам и церквам. И сии сокрылись за высотами горных хребтов, яже к западу. Но вот воздушное пространство над горами наполнилось другим видением: облака приняли вид гор, обрывов, утёсов и пропастей и летят с неимоверною быстротою, гонимые ветром над вершинами гор, с тёмным, суровым видом, они угрожают поразить и затопить всю Землю; а впереди их идёт важно и величаво светозарное облако, как Херувим, опоясанный золотистым поясом крестообразно, с огненным мечём, и все они несутся куда-то в даль по указанному пути, поражая земного зрителя безпримерною своею красотою.
Посмотрел я на правую сторону к востоку,- и был поражён страшным, необычайным зрелищем: облака приняли вид, как бы дивнаго престола, и он был окружён - воображалось мне - безчисленным воинством, и слышалось мне как будто бы согласное пение и блистательный свет исходил оттуда!... Но вдруг ударил гром, полился дождь, заблестала молния... в страхе и трепете я упал на колени и стал молиться Господу, да мимо идет от меня гнев Божий. И стояла вблизи меня великая каменная скала, и я силился войти внутрь ея,что бы укрыться от страшнаго видения, но никак не мог, потому что скала меня не пустила.
Прошло не много времени, и я снова посмотрел туда, где был виден дивный престол; но его уже не было, а виднелись мрачныя облака на том месте, наклоненныя к Земле,- и они плакали, проливая дождевыя капли, конечно, о наших грехах. Вспомнил и я грехи свои великие и всё своё недостоинство, ужаснулся сердцем и хотел погрузиться в утробу Земли от страшных видений Божественнаго всемогущества, явленнаго в природе. Но нет места, могущаго укрыть от взора Господа! Ибо Он Сам говорит: утаится ли кто в сокровенных, и Аз не узрю ли его? Еда Небо и Землю не Аз наполняю!.. (Иер.23:24).
И вот, по малом времени, все воздушныя видения прекратились; всё пространство воздуха очистилось от облаков, и между горными ущелиями, с западной стороны, показалось заходящее Солнце, которое лучами своими озарило внизу лежащия поляны. И я заметил с высоты своего шпиля множество волков - старых и малых, ревеших разными голосами.
Увидевши сие, я пришёл в умиление и ощутил к ним в сердце своём великию жалость. Конечно, подумал я, звери сии просят от Создателя пищи себе. Как и написано в псалмах Божественнаго Давида: вся к Тебе чают дати пищу во время свое... отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости (Пс.103:27-28).