Не ведают они, яко удобно есть пред очами Господними внезапу обогатити нищаго (Сир.11:21).
Укоряет и Апостол тогдашних учеников, яко неведующих благодати, говоря: "или не знаете себя, яко Иисус Христос в вас есть? Разве точию чем не искусни есте" (2 Кор. 13:5), то есть - за леность вашу непреуспеятельны".
Почему таковые и дивных свойств молитвы, действом Духа Святаго производимых в некиих, не приемлют, не признают за истинныя, по причине неверия и высокомудрия.
Деланий много, но они частны; сердечная же молитва велика и всеобъемлюща, как источник добродетелей, по Лествичнику (пункт 1, о молитве), потому что ею стяжавается всякое благо. Святой Максим говорит: "нет ничего страшнее помышления о смерти и велелепнее памяти о Боге", показывая превосходство сего дела. Некоторые же в нынешнее время даже и слышать не хотят: есть ли благодать, будучи, по великому нечувствию и невежеству, ослеплены и маловерны.
Добре также творят и те, кои совсем не держат псалмопения, если они преуспевают. Таковые не имеют нужды в псалмопении, но должны пребывать в молчании, непрестанной молитве и созерцании, если достигли просвещения.
Ибо они с Богом соединены и не должны отторгать ум свой от Него и ввергать его в смущение или в толпу помыслов.
Святой Лествичник говорит, что "для послушника (живущаго в братстве) падете - есть своей воли следование; а для безмолвника падение - молитвы оставление или пресечение. Ибо ум таковых прелюбы творит, когда отступает от памяти Божией, как от жениха, и с любовию емлется за другия последнейшия вещи".
По поводу всего вышесказаннаго можно сказать со всяким страхом, благоговением и смирением, что молитва Иисусова, как выражение высшей любви, есть как бы сокращение всего закона, совокупность совершенства. Как и Сам Господь Иисус Христос есть краеугольный камень и основание, на котором всё оно держится - есть, можно сказать, его внутренняя сила и содержание. Как исповедует сие Святая Церковь в чине Божественной литургии: "исполнение закона и пророков Ты еси, Христе" (Служебник).
Ибо как Ветхое Писание, так и Новое предметом своим имеют одно: спасение рода человеческаго во Христе Иисусе.
Первое слово о Спасителе мира было произнесено ещё в Раю, тотчас по грехопадении наших прародителей, и оно названо святыми отцами первоевангелием; и от тех пор Он не переставал быть в человеческом роде, не только по своим Божественным свойствам: вездеприсутствию, вседержительству, управлению, промышлению и прочим качествам, но и по принятому Им на Себя делу домостроительства нашего спасения.
Все ветхозаветныя Богоявления, по разуму Святых Отцев, были явлениями Сына Божия. Он был Один из трёх Странников, Коих угощал Патриарх Авраам под дубом Мамврийским. В силу его заслуг, "яко Агнца заколеннаго от сложения мира" (Откр. 13:8) даваемы были откровения Патриархам. Он только мог умолить Отца Своего Небеснаго, чтобы Дух Святый снисшел на Пророков, как потом нисшел Он на Апостолов (Ин.14:16).
Вследствии чего и говорится о Пророках, что ими руководил Дух Христов (Пет. 1:10). Он был посредником между Богом и людьми, когда среди громов и молнии давался народу Еврейскому закон Божий на Синайской горе. О Христе писал Моисей (Ин.5:46), о Христовых страстях и о словах, яже по сих предвозвестили пророки (1 Пет. 1:11) и свидетельствуют все ветхозаветныя писания (Ин.5:39), и Он всегда был и есть основание нашего спасения, по слову Святого Апостола: основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1 Кор. 3:11) [Из Богословия Макария, митроп. Московскаго].
Но не может быть сказано ничего более сильнаго, убедительнаго, неопровержимаго в пользу моления именем Господа Иисуса Христа как то, что Сам он говорил о сем в навечерии смерти Своей, на тайной вечери, возлюбленным ученикам: "коих не ктому называет рабы, яко раб не весть, что творит Господь его, ихже именует друзьями, яко вся, еже слышах от Отца Своего, сказах им" (Ин.15:15). "Пребудете во Мне и Аз в вас: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не пребудет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же гроздии; иже пребудет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног. Яко без Мене не можете творити ничесоже" (Ин.15:4-5).
Вот что может быть высокаго и ни с чем несравнимаго сказано не только в пользу, но и в неизбежную нужду и совершенную необходимость Иисусовой молитвы!...
И это есть ея небесное достоинство, Божественная слава, несравнимое величие и ничем незаменимость, единственно и исключительно только ей одной принадлежащия!... Все другия добродетели в сравнении с нею, как чада противу матери... в ней заключаются и от нея происходят, якоже ручьи от источника, как ветви на дереве от корня. Аз есмь лоза, вы же гроздии. И всё сие от того, что она есть ни что иное, как общение и единение наших душ с Господом Иисусом Христом, а чрез Него с Богом Отцем и святым Духом; без сего наше спасете не есть возможно, ибо вечная жизнь только и есть, что в Сыне Божием. И она же есть любовь Божия, хранение памяти Господа Иисуса и пребывание в Нем сердцем своим.
А что сие единение с Богом Отцем, и именно только чрез Иисуса Христа и есть наша конечная цель, для которой мы созданы и живём на Земле - это можно видеть из того, что Господь Иисус Христос, идя на крестную смерть за грехи всего мира, молил Отца Своего Небеснаго за всех верующих в Него: да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да тии в Нас едино будут (Ин.17:21).
"И открывая самую тайну сего таинственнаго единения людей чрез Него с Богом, свидетельствовал: Аз во Отце Моем и вы во мне и Аз в вас (Ин.14:20). По сему-то и Святые Апостолы, как объясняют Богословы, учили, что Бог, призывающий нас чрез Христианство в новый союз с Собою, призывает "во общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего" (1 Кор. 1:9). Называли истинных Христиан облеченными во Христа (Гал.3:27), причастниками Христу (Евр.3:14), а слабых и падших убеждали облечься во Христа (Рим. 13:14), вообразить в себе Христа (Гал.4:19), присовокупляя, что мы "наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу (Рим. 8:17), и что мы спосаждены уже на небесных во Христе Иисусе (Евр.2:6).
А потому Христианин, соединившийся с Господом Иисусом Христом чрез непрестанную память о Нём или же всегдашнюю молитву к Нему, есть сосуд благодати Божией и Храм Святаго Духа и обитель всей Святой Троицы, его ум - ум Христов (Кор. 2:16); в его сердце Христос (Евр.3:17), самый живот его сокровен есть со Христом в Бозе, (Евр.3:3), и он подлинно не ктому живет сам, но живет в нем Христос (Гал. 2:20).