ГЛАВА 24. О чувстве Божия Бытия, вложенном в душу человеческую

Для уверения в бытии Божием мы имеем не в теле, а в духе особеннейшее чувство - сердце, посредством котораго мы можем чувствовать Божество, ощущая являемую Им присносущную силу и удостоверение этого чувства в бытии Божием не менее осязательно и убедительно, чем удостоверение чувств внешних в бытии чувственных предметов".

Основа для веры в бытие Божие не даётся наблюдениями и опытом, и не есть дело мыслительнаго процесса, а положена Самим Богом в глубине духа человеческаго и заключается в прирождённом ему чувстве Божества, естественно возникающем в нём из родственнаго влечения его Богоподобной природы к природе Божественной. Будучи в существе своём единичным, как единичен и Тот высочайший Предмет, который влечёт его к себе, это чувство Божественнаго в то же время является тройственным, быв разсматриваемо с трёх разных сторон: со стороны теоретической оно являет себя как чувство или сознание бытия Божия вообще; с нравственной - как чувство нравственно-обязательных отношений к Богу, и, наконец, с религиозной, как чувство внутренняго религиознаго союза с Богом".

"В этом-то тройственном чувстве Божественнаго, называемом нами обыкновенно идеею Бога, и заключается тот несомненный залог уверенности в бытии Божием, который всегда носит в себе наш дух и в котором он всегда имеет неумолкаемое и неложное свидетельство в пользу этой истины".

"Но религиозное чувство являет только самую сокровенную, внутреннейшую, глубочайшую сторону сокрытой в духе идеи Бога. Это Божественное семя в нас сокрыто глубже всего. Оно делает человека способным к непосредственному общению и единению с Богом, к чему он призван по самой своей Богоподобной природе. Оно есть источник нравственности и высший просветитель науки, первоначальный источник высших откровений естественнаго ума и благороднейших стремлений; производительная сила для человеческих знаний и для всего добраго и прекраснаго в круге нравственных отношений.

Без присутствия в нас этого источника нравственнаго инстинкта, мы не стремились бы к осуществлению в жизни добраго и справедливаго, не сознавали бы нравственнаго порядка, не имели бы совести, не были бы людьми. Оно есть всеобщее начало науки и жизни. Это есть то чувство, из котораго рождается религия; им обнимается весь человек по своей разумно-нравственной духовной природе по той стороне своей, которою он тяготеет к Небу и вечности, которою он постоянно возвышается над миром материи.

Из этого источника вытекают наши религиозныя потребности. Это чувство есть голос Богоподобной природы души человека, выражения ея стремления к Виновнику своего бытия и ея господства над природою, начало ея отправления от мира явлений в царство духа. Это чувство, насаждённое во внутреннейшем святилище нашего существа, есть источник вечнаго влечения нашего к Источнику жизни.

Что касается присущих нашему уму идей конечных, то их происхождение объясняется легко и само собою: действием на дух наш тех конечных предметов, которым соответствуют их образы, составляющие содержание этих идей. Но кроме них, мы ясно и раздельно отличаем в духе нашем одну особеннейшую идею, стоящую безконечно выше их по своему содержанию - идею безконечнаго и всесовершеннейшаго Существа. - Откуда же она произошла и где достаточная причина ея? Такою причиною для нея не могут быть все вне нас существующее конечные предметы, потому что они безконечно ниже и меньше того, что выражается в ея содержании.

Не может быть причиною для неё и дух наш, потому что и он несравненно ниже и меньше того, что отображается в этой идее; здесь образ Существа безконечнаго, а он - существо конечное. Необходимо, следовательно, допустить, что причиною присущей нам идеи безконечнаго есть существо отличное от всего конечнаго, высшее природы и духа - такое существо, которое, соответственно тому, что выражается о нём в этой идее, есть безконечное и всесовершеннейшее и, следовательно, по самой природе своей, необходимо существующее так, что небытие Его вовсе немыслимо.

ГЛАВА 25. Что такое Духовный Мир?

Душа наша есть малейшая часть духовнаго мира. Входя в неё и собирая сюда все силы, человек входит в духовный мир. Это подобно тому, как если бы кто пожелал увидеть глубины моря, то ему нужно погрузится в него. Для этого несомненно требуется острозоркое зрение.

Мир духовный мы обыкновенно представляем себе на границах мира вещественнаго, за пределами Неба звезднаго, в безконечно отдалённом пространстве, куда око смертнаго не досягает, где мысль ума нашего теряется и исчезает. И потому мы спрашиваем: кто взыдет на Небо, чтобы Христа, или Ангела, или праведника свести на Землю? Кто снидет в бездну, чтобы от мёртвых возвести усопших наших родителей, или братий, или друзей, или благодетелей? Но что есть Небо, в котором живут духи безплотные, святые Божии и Сам Бог обитает Своею славою? Это есть Небо превыше Небес, а потому за пределами всего видимаго; оно есть Небо Небес, а потому наполняет собою и Небо звездное; оно есть и Небо на Земле, ибо Земля есть подножие ног Господа, живущаго на Небеси.

Итак, Небо духовное со своими блаженными Небожителями повсюду точно так же, как Небо видимое, повсюду - и у нас и во всех странах света. От того мы повсюду можем прибегать в молитвах к Ангелам, Святым Божиим; от того везде Небесныя силы и праведники могут помогать нам, что есть мир духовный, невидимый. Но для изъяснения спросим прежде, что такое мир физический - видимый? Есть, говорим мы, образ мира духовнаго, не видимаго. Где же этот видимый мир? Существует повсюду; мы не назначаем ему места и пределов. Он окружает нас со всех сторон. А по сему и мир духовный, как первообраз мира чувственнаго, есть повсюду. Он также не далёк от нас, также объемлет и облежит нас. Не живём ли и мы и теперь сколько-нибудь, по крайней мере, жизнию общею в мире духовном? Что есть человек? Его мы обыкновенно называем малым миром, сокращением мира видимаго и духовнаго. Душа проникает и оживляет тело, а тело покрывает и ограждает душу.

Наши рекомендации