Производство этой молитвы действуется так, чтобы ум держать в сердце пред лицем Господа Иисуса в чувстве страха, благоговения, преданности, имея несомненную надежду получит милость Божию.

Конец же всех слов сих тот: кто имеет благочестивое желание достигнуть цели бытия своего - для которой он призван Божественною волею и всемогуществом от небытия в бытие - для этого ему нужно соединиться с Господом.

А чтобы достигнуть сего, нужно вместе с исполнением всего Христианскаго закона хранить в чистоте и непорочности святую веру, которую возвестил Христос на Земле, исполняя всё, что Он заповедал. Приступать с должным приготовлением, к приобщению святых Христовых Таин - Тела и Крови Господних. И потом призывать имя Его святое во всякое время, при всяком занятии и на всяком месте: устами, умом и сердцем. Дыхание воздухом нужно для жизни тела, а призывание всемогущаго имени Божия или непрестанная молитва необходимо требуется для жизни духа. В сем именно и состоит непреходящее благо Небесное - Господа Иисуса Христа носить в сердце своём, и в живом общении с Ним пить живую воду вечной жизни. Как и Сам Он говорит: "ядущии Мя еще взалчут, и пиющий Мя еще вжаждут" (Сир.24:23).

Без Иисуса Христа не возможно спастись и войти в Небесное Царствие. Когда Он в сердце, то здесь отверзаются врата в Небесное Царствие и человек на опыт видит исполнение слов Господних: "Аз есмь дверь, Мною аще кто внидет - спасется" (Ин. 10:7,9).

Вообще сие слово о сердечной молитве, по ея великому значению в духовной жизни, редкости, глубокому и многообъятному содержанию, не удобь есть сказуемо. Трудно об ней говорить и слухи немощны ко приятию слова о ней. Оно составляет центр и средоточие духовной жизни, ея державу, крепость и утверждение. Бывает на море, когда судну нужно стать на месте, то бросают якорь в воду и он, уцепившись за землю, с великою силою притягивает к себе судно и держит его крепко, никак не попущая отойти от себя, хотя бы ветер и волны били его,- так и здесь: как только сердечная сила соединится с именем Господним, ощутивши в нём Божественную силу или, вернее, Самого Господа, тотчас в сердце человека водружается древо жизни, от коего изгнан был Адам - преслушания ради. И это, без сомнения есть то древо жизни, о коем упоминается в Апокалипсисе, которое стоит среди улицы, по ту и по другую сторону реки, приносящее плоды, и листья дерева, для исцеления народов (Откр.22:2).

И как Адам, вкушая плоды древа жизни, имел жить во веки, так и сей человек, приобщаясь Божественной жизни в Сыне Божием, имеет жить блаженною жизнию во веки веков. Ибо вечная жизнь единственно в Сыне Божием, по слову святаго Евангелия: в Том живот бе и живот бе свет человеком (Ин.1:4). Ещё: "яко живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Кто имеет в себе Сына Божия, тот имеет жизнь вечную, а кто не имеет Сына Божия, не имеет в себе живота вечнаго" (1 Ин.5:12).

Таковый перешёл от смерти в живот, ибо своим духовным существом соединился с Богом - Источником жизни; он витает и носится по горным высотам незримаго Мира. Можно сказать, что он уже изъемлется из круга обыкновенных людей; получает освящение всего своего существа и не трудным ему становится исполнение всех прочих добродетелей. И это потому, что источник духовной жизни и всего добраго - Самого Господа стяжал он в сердце своем. О сем говорит Божественный псалмопевец: "сие труд есть предо мною дондеже внизу во святилище" (Пс.72:16), то есть, в сердце для духовнаго служения Господу, куда, по словам св. Лествичника, входит ум, принявши хиротонию от Святаго Духа, в неравной степени: иногда как иерей, иногда как Епископ, а иногда и как Патриарх - по мере своей чистоты и любовнаго ко Господу Богу расположения.

При изображении высоких духовных состояний, нужно всегда помнить общий закон, о котором так часто говорит святой Макарий Великий, что человек на какой бы высоте духовнаго совершенства ни находился, всегда может оное потерять, если вознерадит и приимет о себе гордое мнение, потому что как благодать не действует на нас принудительно, так и грех. Но свобода наша остаётся неприкосновенною от обеих стран, чтобы было видно собственное произволение души, которое и даёт душе действительное значение пред очами Божиими и достойную заслугу.

К крайнему сожалению, нынешнее монашество изобретает разные способы, чтобы только как-нибудь избавить себя от необходимости заниматься Иисусовою молитвою, потому, конечно, что она действительно трудна, особенно в начале своего производства и навыкновения к ней. Но как бы то ни было,- она совершенно необходима в для нашего спасения и заменить её невозможно ничем.

Наши рекомендации